И снова о кино: «Бэтмэн» и «Матрица» - параллели

Nov 24, 2017 03:25

Помимо «Потопа», мы не так давно посмотрели с Каролинкой ещё один серьёзный (по крайней мере, на мой взгляд) фильм - «Бэтмэна» Тима Бёртона с Майклом Китоном и Джеком Николсоном.
Я уже давно не пересматривал этот фильм, и теперь смотрел его, словно экзаменуя, проверяя, прав ли я был, считая его непревзойдённой экранизацией, одним из немногих, если не единственным, удачным «супергеройским» фильмом.
Нет, всё верно, моя оценка бёртоновского творения не изменилась и не поколебалась. Исключительно удачное визуальное решение, изумительная актёрская игра, за единственным исключением: Ким Бэсинджер никуда не годится. В то, что её героиня - талантливый фотограф, никак не верится: на экране она талантливо разве что туфельки скидывает, да свои босые ножки демонстрирует (любоваться которыми, конечно, приятно, но…) Из всех сцен с Бэсинджер мне, пожалуй, только одна нравится: где в гости к ней заваливаются сначала Брюс Уэйн, а потом Джокер: гениальное «Боже мой, ты женат!» и падение в обморок после раскрытия коробки с «подарком» Джокера хоть как-то оживляют образ :-)
Бёртону, пожалуй, единственному из всех режиссёров «супергеройского» кино удалось соблюсти тот чрезвычайно хрупкий баланс между пафосом и иронией, реализмом и условностью, который требуется от фильмов этого жанра. По умению соблюсти меру в один ряд с «Бэтмэном-1989» я бы поставил разве что «Пятый элемент» Люка Бессона.
Как я уже писал неоднократно, хорошее кино отличается тем, что при каждом новом просмотре открываешь в нём что-то новое, ранее ускользавшее от взгляда. Таким открытием при нынешнем просмотре «Бэтмэна» для меня оказалось внушительное количество параллелей и заимствований, сделанным Вачовскими из бёртоновского «Бэтмэна» при создании «Матрицы» (точнее, «Матрицы: перезагрузки»).
Начать с визуального решения: тёмные, в основном чёрные цвета; разве что в «Матрице» - с вкраплением ядовито-зелёного.
Образы главных героев: и Нео, и Бэтмэн ведут двойную жизнь, и в одной из ипостасей каждый из них - «супергерой». Чёрный сюртук Нео, живописно развевающийся позади него, поразительно корреспондирует с чёрным развевающимся плащом Бэтмэна; Нео, изображающий Супермена в начале «Перезагрузки», застывает на мгновение в ночном небе над городом точно так же, как самолёт Бэтмэна на фоне лунного диска в финальном противостоянии с Джокером.
Подземное убежище Бэтмэна явно корреспондирует с подземным Зионом, сердцевиной которого является огромный «пульт управления» со множеством компьютеров и множеством экранов.
И ещё одно.
На меня в бёртоновском «Бэтмэне» всегда очень сильное эмоциональное впечатление производила сцена проезда бэтмобиля по ночному лесу с последующим проездом по тоннелю в подземное убежище. И сейчас вдруг словно искра: ведь это ж в точности сцена возвращения «Навуходоносора» в Зион в начале «Перезагрузки»! Та самая, о ключевом значении которой мы с acantharia рассуждали на страницах ЖЖ в прошлом году. Даже ворота из подземного тоннеля в пункт назначения открываются в одинаковой манере :-)
В общем, Вачовские творчество Бёртона явно хорошо знали, и даже если и не заимствовали образы и идеи сознательно, то где-то в подсознании у них они явно сидели :-)

Матрица, Каролина, Кино

Previous post Next post
Up