Претензии к "пирамиде Маслова": часть 3. О безопасности, свободе и справедливости

Nov 16, 2016 13:41

3) Напрашивается вывод, что «иерархия потребностей» («пирамида Маслова») должна строиться по принципу биологической обусловленности:
- физиологические потребности, «срабатывающие» у всех без исключения здоровых представителей данного вида;
- биолого-социальные - потребности, обусловленные генетически, но «срабатывающие» не у всех (возможно, в силу условий жизни или воспитания);
- потребности чисто социального происхождения (а есть ли такие, кстати? Интуитивно кажется, что есть).
Частично биолого-социальные потребности я уже упомянул в предыдущей части: это, к примеру, потребность в предпринимательской деятельности и потребность в доминировании/насилии/агрессии (проявлением которой является, на мой взгляд, увлечение такими «взрослыми играми», как эротическое связывание и прочее BDSM - играми, увлечение которыми, в условиях происшедшей «сексуальной революции» и скачкообразного «раскрепощения» нравов, вырвалось сейчас на уровень уже даже выше биологически обусловленного).
Однако существует ещё как минимум две потребности, которые относятся к числу «биолого-социальных» и которые не упоминаются в ВИКИ-версии «пирамиды Маслова». Это потребность в свободе и потребность в справедливости.

3а) Вызывает удивление, что Абрам Маслов, сын киевского еврея, эмигрировавшего из явно несвободной царской России в более свободные США, не выделил «свободу» в качестве одной из основных потребностей человека - тем более ,в условиях популярной уже в те времена идеи о дилемме «свободы и безопасности» в политических предпочтениях граждан. Или последовавшие на его прародине еврейские погромы, а затем геноцид периода II Мировой войны, выдвинули «безопасность» как одну из основных потребностей настолько высоко, что она затмила всё остальное?
Ни один из прочитанных мною авторов - популяризаторов биологии - ни Марков, ни Казанцева, ни Дольник - не упоминают о биологической обусловленности потребности в свободе. Возможно, что это - одна из «очевидных» идей, которые почему-то не считается достойным доказывать. Для меня она и в самом деле очевидна - попытки ограничивать свободу живого существа всегда натыкаются на сопротивление. Никто не хочет сидеть в клетке, все пытаются вырваться из неё. «Как волки ни корми, а он всё в лес глядит».

3б) Возможно, что именно кажущаяся самоочевидность биологической обусловленности «стремления к свободе» и не позволила биологам написать подобающее по объёму и убедительности рассуждение на эту тему; зато, что в своё время явилось для меня весьма неожиданным, у Маркова встретилось достаточно пространное и убедительное рассуждение о генетических корнях чувства справедливости - где-то год назад я посвятил этому аж несколько постов.
Рассуждения Маркова показались мне настолько убедительными и интересными, что я с тех пор пребываю в убеждении, что именно «инстинкт справедливости» является основной движущей силой всех социальных революций (и контрреволюций).
И в то же время в ВИКИ-версии «Пирамиды Маслова» потребность в справедливости опять-таки отсутствует! Между тем как ,на мой взгляд, обе они - и потребность в свободе, и потребность в справедливости - должны лежать на одном уровне с безопасностью, образуя с ней диалектическое «единство».

За сим пока что откланиваюсь.
Огромное спасибо всем френдам, оставившим комментарии - chinz, sahonko, jollyj, kammerer1 и всем остальным! Я, честно говоря, даже и не рассчитывал на настолько активный отклик. Это было приятным сюрпризом!
Благодаря вам у меня уже набралось достаточно большое количество материалов для прочтения и идей для обдумывания. Так что вернусь к этой тематике, видимо, лишь после того, как прочитаю и обдумаю! :-)

Свобода и необходимость, Справедливость, Пирамида Маслова

Previous post Next post
Up