Помимо настоящего китайского чая,
acantharia привезла в качестве сувенира из Гуанчжоу дуриановые кексики. Сам дуриан, ввиду его вонючести, нетранспортабелен; кексики же, в двойной упаковке, для перевозки вполне безопасны; но и вкус, и запах фрукта сохраняют в полной мере! :-)
Вкус восхитителен (правда, лишь в том случае, если отвлечься от запаха; моя супруга, например, так этого и не смогла!); запах же и в самом деле омерзителен.
Поневоле задаёшься вопросом: а как же вообще людям могла прийти в голову идея попробовать на вкус нечто настолько дурно пахнущее?
По моим представлениям, это можно было сделать лишь в условиях крайней безысходности, то есть, попросту говоря, жуткого голода.
Но ведь Китай и в самом деле не раз оказывался в условиях «жуткого голода»!
Мы (ну, или, по крайней мере, я) вообще слишком мало знаем по истории Китая, но, как мне представляется на данный момент, Китай, как наиболее долгоживущая из человеческих цивилизаций, успел пройти через несколько стадий перенаселения, разрешавшихся либо вымиранием от голода, либо массовым взаимоуничтожением населения - чего стоит одно только «
восстание тайпинов», едва ли не самая кровопролитная война в истории человечества, унесшая жизни до 100000000 человек (англоязычная Вики приводит более скромную оценку - 30000000, но по меркам середины Х1Х века даже и эта цифра представляется чудовищно огромной).
Причем демографической «синусоиде» соответствовала в Китае и «синусоида» цивилизационная - в том плане, что одни и те же научные, технологические и социальные достижения то внедрялись, то забывались, то открывались заново (как, например,
бумажные деньги).
То есть траектория развития китайской цивилизации, как мне кажется, в целом наиболее близка к типичной для биологических (а может, шире - для эволюционных?) процессов «синусоидно-гауссовой» траектории:
(взято
отсюда)
Каких-то резких «скачков», «революций» в истории Китая не видно (если не считать, конечно, событий ХХ века, завершившихся, впрочем, как мне представляется, возвратом на традиционную траекторию). Завоеватели, приходившие в Китай, «растворялись» в местной культуре, занимая место в уже сложившейся социальной организации, но не ломая её и не навязывая обществу свою культуру и социальную систему - и в этом кардинальное отличие Китая от Европы, где новые народы раз за разом ломали устоявшиеся системы народов «старых», навязывая завоёванным свои порядки - как, например, германцы навязали свои феодальные порядки рабовладельческому Риму.
Отсюда, кстати, видимо, и идея насчет того, что переход количественных изменений в качественные в общественной жизни обязательно должен сопровождаться революционными потрясениями. Недаром, Поршнев, повнимательнее присмотревшись к событиям, происходившим в ходе развития европейской цивилизации,
уточнил, что «революции», как правило, принимают форму противостояния (военного) передовых и «отсталых» стран («переднего края» и «тылов», по выражению Поршнева) - как, к примеру, в ходе Наполеоновских войн.
По-видимому, достаточно гладкий, без видимых разрывов (хотя и наполненный достаточно продолжительными периодами как плавных взлётов, так и плавных падений) путь китайской цивилизации связан с её относительной замкнутостью: в течение тысячелетий она «варилась в собственном соку», не пытаясь выйти за пределы естественных преград в виде Тихого океана, Гималаев и Гоби. Возможно, если бы Римская империя не раскололась и не пала под натиском германцев, арабов и турок, нечто похожее мы увидели бы и в Европе, и вместо Великой Французской революции в Галлии побушевало бы ничего не изменившее и не способное изменить очередное «восстание тайпиновсанкюлотов», не оставив после себя иных следов, кроме разрушенного Шанхая Парижа. Думаю, мир в этом случае всё равно пришёл бы к индустриальной (а затем и информационной) цивилизации, только заняло бы это времени на пару тысячелетий больше, чем произошло в реальности.
Мне кажется, необходимо обратить как можно более пристальное внимание на историю Китая последних двух тысячелетий, поскольку оно представляет собой, на мой взгляд, хорошую модель развития человеческого общества в условиях состоявшейся глобализации: огромное пространство, населенное бесчисленным множеством людей, объединённых единым рынком, единой транспортной и единой политической системой. Отказ Китая вылезать за пределы океана/пустыни/гор равносилен отказу человечества колонизировать космос. Думаю, если англичане не поплывут основывать американские колонии земляне не полетят основывать лунные колонии, нас ждут века медленного развития, аналогичного тому, какое мы наблюдаем в Китае времён династий Тан-Юань-Цин и т.д. Если, конечно, мы не угробим себя в антиглобалистских войнах.
Можно, конечно, вспомнить, что в условиях изоляции развивался не только Китай, но, скажем, и та же Япония; но и сроки в 10 раз меньше, и население в 10 раз меньше, и масштабы территории просто микроскопические по сравнению с Китаем.
Кстати говоря, все потрясения ХХ века вполне укладываются в схему состоявшегося, наконец, взрывообразного расширения Китая за пределы Океана-Гоби-Гималаев до масштабов всего Земного шара: превращения Земли в этакий всемирный Китай. В самом деле, трудно сейчас найти город, где не было бы «китайского квартала»; трудно найти семью, которая обходилась бы без китайских товаров.
На этом фоне достаточно тревожно прозвучали для меня сведения о резко ухудшившимся за последние 2-3 года (как раз когда я почти перестал следить за статистикой) экономическом положении Китая, о чем достаточно интересно и убедительно рассказано в
лекции, опубликованной на сайте «Полит.ру» (ссылку я нашел в ЖЖ
polit).
Возможно, случившийся обвал китайских биржевых индексов вовсе не случаен.
А возможно, просто Штаты пытаются расправиться с очередным наглым конкурентом так же, как они расправились в своё время с Японией.
В общем, вновь стало интересно, что же будет завтра с нами! :-)
PS Не успел запостить, а вот и ещё один интересный материал о делах китайских выскочил -
http://spydell.livejournal.com/586219.html