(8) Линия больших «S» Или Экзамены нашей жизни

Mar 23, 2012 16:29

Кольцо восприятия или шесть шагов плюс реальность.

В Хельсинки в местах кругового автомобильного движения установили знаки "Не более трех раз".

Предпосылкой ко всему ниже сказанному будут несколько утверждений:

  1. Человек является универсальной системой по сбору, обработке, накоплению и использованию информации;


  1. Основными движущими мотивами в жизни любого человека являются «стремление к удовольствию» и «избегание боли».


  1. Процесс познания наилучшим образом способствует реализации этих задач и к тому же сам по себе может приносить удовольствие.


  1. Неосознаваемой и даже иррациональной базовой потребностью любого человека является «стремление к гармонично развитой  и полностью сформированной личности».


Исходя из этих утверждений, можно предположить, что человек обладает и соответствующим инструментарием, для выполнения означенных задач. Что же это за инструменты и сколько их? На вторую часть вопроса ответить проще. Вспомните сколько у нас критериев соответствия раю, сколько  вторичных побудительных мотивов, а сколько развитых побудительных мотивов? Три. Это явно неспроста.

Так какие же это инструменты? Что нужно нам чтобы успешно реализовывать поставленные задачи и эффективно удовлетворять свои потребности и мотивы?

В первую очередь это контакт с реальностью, которая нас окружает, и в которой мы существуем. Во-вторых, это система переживаний, присущих каждому человеку. И в третьих, это система познания основанная на нашем мышлении, то что позволяет нам думать делать выводы, понимать и постигать.

контакт с реальностью

Этот инструмент представляет собой некую условно обозначенную прямую линию, полюсами которой будут, соответственно, восприятие - решение, наблюдаю - мечтаю. Обычно человек или наблюдает за реальностью или решает, какой она должна быть, т.е. придумывает ее себе. Мы не можем одновременно находиться в состоянии чистого, полного восприятия реальности, т.е. принимать входящие из вне сигналы, и тут же принимать решения о том, как мы хотим ее изменить, т.е. создавать свои сигналы, направленные во вне. Мы это можем делать только по очереди, как на качелях. Это же утверждение справедливо и для двух оставшихся инструментов.

система переживаний

Какие же полюса будут у нашей шкалы переживаний? На одной стороне будут наши эмоции, как система внешнего выражения нашего чувственного состояния, на другой же, будут наши ощущения как глубинная система мотивирующих сигналов. Мы не можем одновременно осознавать и эмоции и ощущения, приходится что-то выбирать. В частности человек сосредоточенный на переживании своих ощущений, как правило, в этот момент молчит и ничего не выражает во вне. Попробуйте сами сейчас прислушаться к своим ощущениям.

познание

Когда мы говорим о познании, то автоматически думаем об анализе, логике, выводах. Так ли это справедливо в приложении к нашему третьему инструменту? В предыдущих двух случаях мы наблюдали ярко выраженную полюсность шкал. А здесь мы, что или думаем или не думаем? Почти верно, но только почти. Ведь мы размышляем не только о прошлом. Полюсами этой системы мне видятся такие две крайности, как анализ и эксперимент. Ведь анализ, логическая оценка это система сравнения имеющейся в наличии ситуации с нашим прошлым опытом и знаниями, а эксперимент - это размышление, направленное в будущее, предположение, построение гипотез. Анализ отвечает на вопрос «ПОЧЕМУ», эксперимент - на вопрос «ЗАЧЕМ».  «Зачем» направлено в будущее, «почему» замыкает прошлое. Мы можем постичь что-то путем глубокого анализа, сделав вывод в результате построения логической цепочки, а можем получить озарение, инсайт в результате совершенного нами действия. И не можем сделать это одновременно.

Как же мы используем эти инструменты? Давайте рассмотрим это на примере модели взаимодействия объекта и реальности. Для того чтобы хоть что-то начало происходить с человеком, ему необходимо вступить в контакт с реальностью или, говоря проще: заметить ее. Например, вам на ногу упал кирпич. Первое, что произошло с нами, это вспышка осознания произошедшего, второе - чувство боли и проявление эмоции, потом мы начинаем думать о том, что произошло, анализировать ситуацию, затем мы делаем или не делаем вывод, т.е. принимаем решение, далее у нас рождается желание что-то изменить, и мы это делаем. Итак, вот собственно и вся матрица, которую я назвал кольцом восприятия. Как же она работает, и что нам это дает?

Попробуем расписать все немного подробнее на примере новорожденного ребенка, тогда станет очевидным как само формирование этой последовательности, так и ее техническая сторона. Первое с чем сталкивается новорожденный - это реальность. Не имея еще личного опыта жизни, в этих условиях, он вынужден только наблюдать, т.е. он еще не способен придумывать, творить реальность. Но, чем старше он становится, тем больше у него появляется прожитого опыта и тем богаче становиться влияние бессознательного на этот процесс. Т.е. возникают фильтры восприятия и, как следствие, полюса первого блока Восприятия: принял - проигнорировал.

Следующее, чему ребенок учиться в своей жизни, это эмоционально реагировать. Он еще не в состоянии оценить свои переживания, но старается их отразить вовне, радуясь или плача. Он не может сосредоточиться на ощущениях, хотя бы просто потому, что он еще не умеет их разделять и оценивать, а вот эмоциональная составляющая ему уже доступна. Ведь когда мама улыбается и берет его на руки, чтобы покормить, ему ХОРОШО, а когда не приходит - ему ПЛОХО. Таким образом, формируется блок Эмоциональной Оценки.

И тут на базе первых сравнений хорошо - плохо появляется мышление, т.е. поиск ответа на вопрос «почему». Пока ребенок еще совсем маленький, это просто поиск новых взаимосвязей. Став чуть старше и столкнувшись, например, с  необходимостью какать в горшок, а не на ковер, ребенок ищет уже причинно следственные связи, базируясь на своих первичных сравнениях, и, опираясь в своих поисках в первую очередь на уже освоенные блоки восприятия и эмоциональной оценки. Таким образом, он находит подтверждение или опровержение своей первой оценки и формирует такие понятия как ПРАВИЛЬНО - НЕПРАВИЛЬНО, образуя и развивая блок Анализа.




По окончании анализа, ребенок делает свои первые выводы о мироустройстве и принимает первые в своей жизни решения, т.е. задействует первый из освоенных им инструментов, придумывая свою реальность. Согласовывая между собой эмоции и анализ, он находит ответы ДА или НЕТ, облекая их в форму Решения, запуская тем самым механизм тех же трех шагов, хотя и делая их на другом полюсе континуума.

Тут становиться очевидным, что принятие решения еще не дает изменения окружающей действительности и наступает время вторичной проверки и поиска ресурса на выполнение. Задействуется блок Мотивации. На этой стадии ребенок прислушивается к своим ощущениям и в итоге осознает, хочется ему такой реальности или нет. Возникают полюса: ХОЧУ - НЕХОЧУ. Хотя, если быть более корректным, полюса выглядят как, хочу или хочу по-другому.

По итогам проверки ребенок проводит Эксперимент. Т.е. совершает какое либо действие или воздерживается от него, т.е. ДЕЛАЕТ или НЕ ДЕЛАЕТ. В любом случае это можно обозначить понятием «действие, направленное в реальность».

Одновременно с совершаемым действием он наблюдает за результатом, таким образом, круг замкнулся, начался новый цикл. Прохождение одного такого цикла может занимать как доли секунды, так и целые годы, в зависимости от решаемой задачи.

Здесь стоит еще отметить, что каждая из перечисленных стадий тесно взаимодействует с нашим бессознательным, давая необходимую информацию и задействуя нужные механизмы.

мои книги, возрастные кризисы, психология, S-теория, личность

Previous post Next post
Up