(6) Линия больших «S» Или Экзамены нашей жизни

Mar 10, 2012 10:14

Биологический закон развития и естественные права.

Покажите мне человека, у которого нет никаких проблем - и я найду у него шрам от черепно-мозговой травмы…

В перечисленных выше стадиях рождения легко заметить, что три первые матрицы являются последовательным развитием, идущим в строгой очередности. При этом все это происходит в утробе матери и имеет ярко выраженную временную зависимость. Можно сказать, что старый постулат классиков марксизма-ленинизма - «количество переходит в качество» справедлив и для этой системы. Четвертая же матрица становиться качественно новым шагом по отношению к первым трем.

Схватки представляются как естественное продолжение предыдущего этапа формирования плода, открытие родового канала аналогичное продолжение для схваток. Рождение есть тоже естественное продолжение этапа открытия родового канала, но при этом можно говорить, что рождение является итоговым завершением для первых трех матриц в целом, т.е. качественно новым уровнем. К тому же, для реализации перехода на четвертую стадию требуется не только биологически обусловленная последовательность, но и проявление решимости, действенности, активности со стороны самого плода. Своеобразная кризисная ситуация, где шансы на успех и на поражение практически равные, но в пользу успеха может выступить помощь со стороны (акушер).

Таким образом, рождение явно становится первой ступенью для последующего развития. Глядя на получившуюся схему последовательности развития, вполне логично будет предположить, что и последующее развитие человека идет по тому же принципу: три шага - качественно новая ступень. Я обозначил этот принцип как, биологический закон развития.

Накладывая эту модель на естественные права можно обнаружить, что и они являются такой же системой трех шагов. Это утверждение поддерживается еще и тем, что три первых естественных права четко отвечают требованиям вторичных побудительных мотивов: право быть - мотив делания, обеспеченность - эмоциональный, автономность - ментальный.

Тогда, сам собой напрашивается вопрос: "В чем же качественная разница между тройками естественных прав?" В гуманности или если хотите в человечности, социальности. Первые три права направлены на формирования личности как целостной структуры замкнутой в себе, т.е. самодостаточной личности. Следующие же три права касаются скорее взаимодействия человека с другими личностями, т.е. они направлены на формирование социализированной личности, работают вовне. Можно сказать, что эти три права реализуют идею Адлера о "социальной активности" человека. Опираясь на эти взаимосвязи, мы получим для второй тройки естественных прав следующие три побудительных мотива: мотив значимости, мотив свободы, мотив реализованности. Опираясь на биологический закон развития, я бы назвал их развитыми побудительными мотивами.

Мотив значимости - заставляет нас совершать действия направленные, в первую очередь, на увеличение и укрепление собственной значимости и, зачастую, привлекательности в глазах окружающих, на придание себе более высокого социального статуса, хотя можно реализовать эту же цель и за счет вызывания жалости к себе. Для человека это - занять значимое место в жизни других людей, не просто чтоб на него обратили внимание, а чтобы, по возможности, не забывали об этом. Цель - получив социальное внимание использовать его на укрепление собственной независимости или власти. Чтобы как можно большее количество людей знало о твоем существовании. Лозунг: "Мы существуем в памяти других людей, пока они помнят наши дела".

Мотив свободы - это та самая необъяснимая логикой тяга к тотальному освобождению, сакральной свободе. Целью, которая мне представляется, будет возможность не соотносить свои желания с моральными, объективными и прочими ограничениями, накладываемыми на нас жизнью в целом и социумом в частности. Лозунг: "Не вписывайте меня в рамки, я сам знаю, чего я хочу. А если не знаю, чего хочу, то точно знаю, чего я не хочу".

Мотив реализованности - стремление быть востребованным, вложить частичку себя во что-то завершенное, реализованное, тяга к творчеству, к самореализации. Цель - мотивация на завершенность любого начатого процесса. Лозунг: "В конце жизни, обернувшись на прожитые годы, сможешь ли ты сказать - «вот в этом есть я». Что ты оставишь миру после себя?".

Таким образом, мы получили список основных побудительных  мотивов в жизнедеятельности человека. Первичный или даже точней будет сказать, сакральный побудительный мотив - это поиск удовлетворения, рая. Это самый глобальный мотив в нашей жизни, и можно смело утверждать, что все остальное подчинено этому глубинному зову. Воплощением этого мотива будут стремление к удовольствию и избегание боли. Реализуясь же в дальнейшем, сакральный мотив получает более конкретное звучание в виде вторичных и развитых побудительных мотивов. Я считаю, что такие побудительные мотивы свойственны всем людям, а конкретное проявление зависит от мощности и насыщенности конкретного мотива у конкретного человека.

Но вернемся к нашим мотивам. Я не зря употребил слово "побуждающий", мотивы именно побуждают человека к совершению определенных поступков и размышлений, к однотипной оценке ситуаций и выводов из нее.

На чем же основывается человек, делая выбор «как реагировать» в конкретной ситуации? Ведь при похожести ситуаций выбор всегда будет один и тот же. Почему человек предпочитает повторять раз за разом одно и то же действие, даже если он сам считает это уже не эффективным? Причина такой последовательности кроется, на мой взгляд, в том, какое из естественных прав является наиболее актуальным.

Само понятие естественных прав вводится у Лоуена, хотя пояснения к ним слегка размыты и очень приблизительны. В его перечислении этот список выглядит так: право быть, право быть обеспеченным, право на автономность, право на независимость и право желать-достигать.  Каждое следующее право есть развитие и укрепление предыдущего, но вносит в него свои оттенки. При этом у Лоуена трудно понять разницу между автономностью и независимостью, кроме ссылки на биологический период. К тому же я счел необходимым разделить право желать-достигать на два отдельных права. Получившийся у меня список естественных прав содержит шесть пунктов: быть, обеспеченным, автономность, независимость, желать, достигать.

мои книги, возрастные кризисы, психология, S-теория

Previous post Next post
Up