В Петергофе открылась уникальная выставка открыток, посвященных самым тяжелым дням Северной столицы.
Историю жизни в блокадном Ленинграде можно проследить в том числе и по открыткам. Их всю жизнь собирал известный петербургский филокартист Николай Шмитт-Фогелевич. После его смерти родственники передали уникальное собрание в музей «Петергоф».
Из коллекции и составили выставку «Никто не забыт и ничто не забыто», посвященную семидесятилетию великой Победы.
- В экспозиции 121 открытка, - рассказали хранители фонда «Открытки» Ольга Краббе и Надежда Ярошук. - И это лишь малая часть того, что есть в коллекции Шмитта-Фогелевича.
Только за девятьсот дней блокады в Ленинграде издали более восьмисот сюжетных карточек общим тиражом больше двух миллионов экземпляров. Конечно, полиграфическое качество оставляло желать лучшего, но это были открытки не простые. Они словно говорили: люди живы, люди нужны друг другу, люди выстоят. Как отмечают историки, даже писать письма горожане стали гораздо чаще, чем до войны.
По открыткам с видами Ленинграда можно увидеть, каким город был до войны. Ведь бомбардировками немцы его наполовину уничтожили.
Подбирали картинки и из патриотичных кинофильмов. Например, на почтовой карточке с кадром из фильма «Александр Невский», выпущенной в 1941 году, привели фразу из ленты: «Кто на Русь с мечом пойдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля».
Серия «Ленинград в годы войны. Помощь фронту» рассказывала о том, как армии помогал блокадный город. «Ленинградскую серию в тылу врага» посвятили партизанским отрядам.
В собрании «Письмо на фронт» изображали детей, которые пишут письмо отцу-солдату. И делали подписи-лозунги «Папа, убей врага!», «Папа, бей фашистов!», «Папа, стойко защищай наше счастливое детство!».
Выпускали портреты знаменитых композиторов, писателей, художников, артистов кино, репродукции картин российских живописцев. Есть в коллекции и кадры из фильмов, новогодние сюжеты, где высмеивали фашистов.
«Револьвер и плетка в лапах. Гиммлер - сукин сын гестапо». Автора, ленинградского художника Владимира Гальбу, члена объединения «Боевой карандаш», Гитлер считал своим личным врагом. В 1943 году издали серию открыток «Цепные фашистские собаки». Текст тоже сочинил художник.
К Новому году выпускали поздравительные открытки, в том числе новогодние. В некоторых из них отвели место и сатире. В канун 1944-го стала популярна работа Юрия Непринцева «Что год грядущий нам готовит?». И пожелание в стихах: «Дед Мороз под Новый год Грозный делает обход, Чтобы всей фашистской своре Навсегда исчезнуть вскоре».
В начале войны композитор Василий Соловьев-Седой и поэт Александр Чуркин , как и все ленинградцы, рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы и убирали бревна в порту. Однажды в августе композитор вернулся домой, сел за рояль и наиграл строчку, которая стала припевом песни «Вечер на рейде»: «Прощай, любимый город…» Вместе с поэтом сочинили текст. В Союзе композиторов песню сначала сочли слишком грустной. Но на фронте ее пели охотно, ведь она напоминала о доме. В 1943 году текст выпустили на открытке.
Художник-график Николай Павлов в блокаду работал на Балтийском флоте. Создавал портреты героев-летчиков, моряков. Одна из них - «Слава воинам Ленинградского фронта! За Родину, за Сталина!» - вышла в 1944 году. На самом деле лозунг «За Сталина!» появился еще раньше, во время советско-финлядской войны. Но в Великую Отечественную призыв обрел особое значение.
Портрет четырехлетнего блокадного мальчика Гены Микулинаса. Во время артобстрела мать погибла, ребенка отправили в больницу. Там его увидел студент Академии художеств Александр Харшак. Картину назвал «За что?». Ее выставили на экспозиции художников-фронтовиков в 1943 году, тогда же выпустили почтовую карточку.
Источник