С начала 1930-х портреты и скульптуры Ленина художники изготавливали с образа еврея Иосифа Славкина - внешне очень похожего на вождя революции. Первой возмутилась тем, что образ Ленина всё дальше от оригинала - Надежда Крупская. Затем запрет на Славкина утвердил Главлит. Но находчивые художники стали рисовать Ленина с гипсовой маски Славкина.
Иосиф Ариевич Славкин, мещанин города Стародуба Черниговской губернии на Украине, в начале 1920-х переселился жить в Москву, где устроился работать в адвокатскую контору. В конце 1920-х его начальник, адвокат Белоцерковский обратил внимание, что Славкин внешне очень похож на Ленина. Он предложил Иосифу Ариевичу сыграть вождя революции в любительском спектакле, который ставила его жена. Постановка прошла очень успешно, особенно зрители выделяли, как "Ленин" похож на своего прототипа.
Славкин понял, что внешнее сходство с Лениным даёт ему шанс пробиться в жизни. Более того, он стал совершенствовать свой образ. Иосиф Ариевич смотрел документальную хронику с вождём, копируя его походку и жестикуляцию.
Адвокат Белоцерковский познакомил Славкина с художником Нюрнбергом. Иосиф Ариевич стал ему позировать для портрета Ленина в картине "Ленин в период эмиграции". Нюрнберг же и ввёл Славкина в мир искусства. После него со Славкина стали рисовать вождя художники Финогенов, Одинцов, Налбандян, Иогансон, Васильев и др.
Окрыленный успехами, Славкин бросил свою адвокатскую деятельность и полностью переключился на искусство. Прежде всего, он с целью, как он сам говорил, "восполнения недостающих документально ленинских поз" начинает сам их выдумывать и при этом фотографироваться. Эти фотографии он продает художникам по десять рублей за штуку, а за час позирования берет с них по 20-40 рублей.
В середине 1930-х Славкин на позировании художникам и скульпторам в образе Ленина зарабатывает по 2-3 тысяч рублей в месяц - это в 5-6 раз больше, чем средняя зарплата по стране. Но ему хочется большего. Славкин мечтал сыграть роль Ленина в кино, собирался издать альбом своих фотографий в образе Ленина, выпускать открытки серии "Ленин". Аппетиты его растут, и вот, когда скульптор Андрианов лепит с него скульптуру "Ленин-вождь", то между ними возникает договоренность о том, что Славкин получит половину всего гонорара, выданного скульптору.
Это единственный портрет Ленина, созданный в дореволюционную эпоху. Автор - известный французский художник Эмиль Бернар (1868-1941). Написан в Париже в 1910 году за один сеанс. Знакомство Ленина и Бернара произошло в кафе Клозери де Лиль, находившемся поблизости от Монпарнаса и улицы Мари-Роз, где квартировали тогда Ульяновы. Ильич любил играть в шахматы в этом кафе. Одним из его партнёров по игре являлся Поль Фор, известный тогда французский поэт и социалист, родственник живописца Бернара. Так они и познакомились. В 1970-е годы полотно оказалось в фондах Центрального музея В.И. Ленина, где и пролежало до Перестройки, так как не соответствовало каноническому образу вождя.
Конец заработкам Славкина положила Надежда Константиновна Крупская. А случилось вот что. Художник Пётр Васильевич Васильев, рисовавший Ленина со Славкина, как-то показал жена вождя свои работы. Крупская долго и внимательно рассматривала рисунки, а потом осторожно спросила художника, не пользовался ли он в работе над образом её мужа услугами натурщика. Петру Васильевичу пришлось признаться в этом. Надежда Константиновна попросила его никогда больше этого не делать.
Пока Славкин упивался своим сходством с основателем первого в мире государства рабочих и крестьян, слухи о том, что Надежда Константиновна Крупская перестала узнавать своего мужа на портретах советских художников, распространились по Москве. Уже после смерти Крупской, в 1940 году натурщиком заинтересовался ЦК ВКП(б). Работники Управления пропаганды стали вызывать к себе художников, которым позировал Славкин, и допрашивать по вопросу об искажении ими великого образа. Художники клялись, что больше никогда в жизни не будут рисовать Ленина с натурщика и что вообще прекратят со Славкиным всякие отношения.
Потом в ЦК вызвали самого Славкина. Его предупредили о том, что если он и впредь будет корчить из себя вождя мирового пролетариата, то будет привлечен к уголовной ответственности. В Комитете по делам искусств он дал письменное обещание о прекращении своей деятельности.
В декабре 1940 года он устроился юристом в контору "Мясосбыт", в которой проработал до пенсии. Умер Славкин в 1962 году в возрасте 74 лет.
ЦК ВКП(б) изгнанием Славкина из натурщиков не ограничился. Оказалось, что в Москве, помимо Славкина, в образе Ленина позируют работник издательства "Легкая промышленность" Морозов и бывший шофёр Лебедев, который к тому же выбривает себе лысину и красит волосы в рыжий цвет. Нашёлся натурщик и в Ленинграде. Он разъезжал по городам, в которые его вызывали художники, и брал с них за позирование по 50 рублей в час. Пришлось вводить полный запрет на натурщиков для художников, рисующих Ленина.
Ещё один неканонический портрет Ленина, нарисованный Петровым-Водкиным, 1934 год.
Но и это не было окончанием истории. Известно, что с лица вождя после его смерти скульптором Меркуровым была снята посмертная маска, или "матрица", как её ещё называли. Специальная комиссия по увековечению памяти Ленина категорически запретила её распространение. И вот в начале 1940-х, после запрета натурщиков вождя, у московских и ленинградских художников и скульпторов стали появляться маски Ленина. Они очень дорого стоили, и Ленин на них не совсем походил на самого себя. Узнав об этом, партийные органы снова всполошились, подключили чекистов. В распространении масок заподозрили Меркурова. Мастерскую скульптора обыскали, но маску не нашли. Кроме как в сейфе Центрального музея В. И. Ленина, её нигде не было.
Все маски у художников и скульпторов, конечно, изъяли, а во избежание всяких недоразумений и сомнений Главлит (цензура), по указанию Управления пропаганды ЦК ВКП(б), 13 июня 1941 года издал приказ о том, что отныне выпуск фотопортретов, картин, рисунков, плакатов, имеющих общественно-политический характер в количестве более десяти экземпляров разрешается только Главлитом в Москве. Этим же приказом контроль над всеми произведениями искусства, в том числе и над фотографией, был возложен на главного цензора.
Посмертная маска Ленина, сделанная Меркуровым.
Но маски "Ленина", несмотря на запрет, всё равно продолжали ходить в среде художников - но только в провинции, где цензурный запрет был не так строг, как в Москве и Ленинграде. Только в начале 1970-х выяснилось, что это были маски всё того же Иосифа Арьевича Славкина - оригинал с него снял художник Нюрнберг, а потом она в копиях разошлась по всей стране.
Таким образом, почти со всех портретов и скульптур Ленина, выполненных после середины 1930-х, на нас глядит черниговский мещанин.
Серия неканонических портретов вождя, выполненных в 1920-е, из Ленинского мемориала в Ульяновске:
Источник