Последние пару дней все силился вспомнить, что мне так мучительно напоминает ставшая уже привычной картина толп мигрантов, рвущихся всеми правдами и неправдами в сытую благополучную Европу? Через заграждения с колючей проволокой, через кордоны полиции и разрывы светошумовых гранат, штурмующие поезда и пробирающиеся, словно крысы, по туннелю под Ла-Маншем, разбивающие свои таборы у пограничных пунктов пропуска и на вокзалах... и... бинго! Адрианополь же, 378-й год! Точнее то, что ему предшествовало.
Мы как-то часто забываем, что современная европейская цивилизация началась во многом с точно таких же толп беженцев. Толп варваров, рвущихся под крышу тогдашнего общеевропейского дома, где сытно и на дармовщинку кормят, где тебя не пытаются прирезать другие, еще более дикие варвары, и где сверху не капает. Только бежали тогда не из Африки или с Ближнего Востока, а из западных районов Балтики - с территории современных Дании и Швеции - и берегов Северного моря. Почему-то именно этот регион на рубеже новой эры как тот Везувий извергал из себя варварские племена одно за другим, разбредающиеся, кто куда. Вот только все дороги в те времена, как известно, вели в конечном счете в Рим. И если первым двинувшимся в путь в конце II в. до н.э. и прямиком попершимся в сторону Италии кимврам с тевтонами не слишком-то повезло - Римская республика в ту пору еще только начинала свое восхождение к величию, сыны Ромула были молоды, злы и совершенно нетолерантны, так что от незваных гостей они избавились самым незатейливым способом, попросту вырезав всех под корень. С женщинами и детьми. Так, что от них только имена и остались. То судьба тронувшихся с места на пару веков позже готов сложилась иначе. Эти долго нарезали круги по Восточной Европе, словно саранча сжирая все на своем пути, покуда не уткнулись лбом в римский Лимес на Дунае. А тут их еще и очень удачно подперли в спину джихадисты гунны. И огромные толпы "беженцев", во главе с истошно голосящими что-то на своем непонятном языке бабами, с чумазыми плачущими навзрыд детишками на руках и до поры до времени скромно жмущимися за их спинами мужиками, ломанулись через римскую границу.
Римляне, разумеется, не собирались их к себе пропускать. По крайней мере не всех. Ну хотя бы не всех сразу. Но варваров такой избирательный гуманизм решительно не устраивал, и они продолжали перебираться через Ла-Манш Дунай всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Гибли пачками, но все равно перли и перли, а когда их ловили и пытались выпроводить назад - лезли в драку. И размякшие от избытка цивилизованности римляне уступали, распахивали границу, отводили беженцам места для поселения, пытались хоть как-то хоть кого-то "трудоустроить" в качестве федератов, снабжали их хлебом за свой счет... Глупые цивилизованные римляне не учли одного - на хлеб порою бывает и недород, зато варвары родятся всегда хорошо. Уж всяко лучше, чем римляне. И прикормленному халявой варвару уже не объяснишь, почему вчера и позавчера он исправно получал свою дармовую пайку хлеба, и даже с маслом, а сегодня вдруг надо затянуть пояс потуже? Он не станет слушать никаких объяснений, а просто даст объясняющему в табло и заберет себе его пайку. А потом еще и пошарит по карманам в поисках чего-нибудь интересного. Потому что вы, римляне, и так зажрались, с вас не убудет, а бедному готу где наскрести денариев на покупку айфона последней модели? А ему ведь тоже хочется, он ведь тоже человек...
Довольно забавно наблюдать, как некоторые современные историки, бездумно следуя рассказам авторов, которых вполне можно отнести к либеральной прессе того времени, пытаются объяснить произошедшее далее исключительно злоупотреблениями римских чиновников, поставленных контролировать выдачу хлеба варварам. Можно подумать, сидящие на другом конце этой ниточки по распределению "гуманитарной помощи" вожди племен были все такие из себя кристально честные люди. И, конечно же, сами готы вели себя образцово-показательно, не приставали к проходящим мимо римлянкам с непристойными предложениями и не стреляли по сторонам жадно бегающими глазками в поисках чего-нибудь, что плохо лежит или недостаточно крепко прибито гвоздями.
Закончилось все необходимостью проведения против вчерашних "беженцев" полицейских акций, плавно перетекающий в полноценные военные компании. Вот только империя уже была не та. И армия ее тоже. Затем были Адрианополь, гибель целой римской армии с императором Валентом во главе, и заверте... Варвары вдруг почувствовали себя на территории империи совсем как у себя дома. Они уже не искали убежища, не просились на службу, они начали попросту кочевать себе туда-сюда по империи, устанавливая шариат основывая собственные королевства и воюя друг с другом за земли, власть и славу, словно где-нибудь в диких лесах Германии или степях Причерноморья. Правда, время от времени они все же вспоминали о том, что в доме вроде как есть еще и настоящие хозяева, испуганно жмущиеся на диванчике и с ужасом взирающие на незнакомцев, что жгут костер у них в гостиной и режут барана в детской. Варвары пытались изобразить какое-то подобие перенятых у местных манер, бубнили себе под нос что-то на ломаной латыни и стучали косматым кулаком в грудь, уверяя в своей дружбе и обещая защитить хозяев от любого, кто посмеет их обидеть. А потом спокойно шли доламывать антикварный мебельный гарнитур на дрова, потому что ну очень уж шашлыка хочется.
Но эти-то варвары и создали то, что мы сейчас зовем "европейской цивилизацией". На обломках того самого спаленного в мангале гарнитура. Вон, смотрите, кусочек ножки от стула даже сохранился до наших дней, экспонируется теперь в музее. Можно сходить, посмотреть.
Я, собственно, к чему все это? Конечно же, никакого буквального повторения Великого Переселения народов и падения Римской империи не будет. История не терпит прямых аналогий. Но чем черт не шутит, не поставят ли три-четыре столетия спустя ученые того нового мира, что придет на смену привычному нам сегодня, события в Македонии, Венгрии и у берегов Ла-Манша в один ряд с переправой готов через Дунай? А Адрианополь... Адрианополь, видимо, у Европы еще впереди. И, сдается мне, его роль сыграет столкновение ценностей "старых" и "новых" европейцев. А столкновение это неизбежно. При всем культурном конформизме современных европейцев, с легкостью готовых поступиться в угоду мигрантам тем, что когда-то составляло основу их идентичности - христианскими ценностями, у них есть и новый бог, в которого они веруют так же истово, как когда-то верили во Христа, и ради которого так же готовы убивать - права человека и ЛГБТ-сообщество. Вот только для "новых европейцев" эти ценности совершенно, категорически неприемлемы, а Европа уже давно не та, чтобы кого-то принудить принять свои идеалы. Это в X веке при Аугсбурге европейцы еще могли накостылять по шее последней такой большой волне мигрантов, вломившейся было в Европу и пытавшейся устанавливать тут свои порядки. Венграм еще можно было сказать: "вы чё такие дерзкие? или будете как все или чемодан-вокзал-Ателькуза!" и воспитать из них образцовых обитателей общеевропейского дома. Но те времена давно канули в Лету. Как и времена Гая Мария, победителя кимвров и тевтонов, к моменту, когда готы вышли на Дунайский Лимес. А значит, что-то веселое грядет)
Источник