Black Panther Party for Self-Defense- афроамериканская леворадикальная организация, ставившая своей целью продвижение гражданских прав чернокожего населения. Была активна в США с середины 1960-х по 1970-е годы
Основанная в Окленде, Калифорния, Хьюи Ньютоном и Бобби Силом в октябре 1966 года, организация в противовес учению Мартина Лютера Кинга выступала за вооружённое сопротивление социальной агрессии в интересах афроамериканской справедливости. С течением времени её цели и философия радикально менялись.
В то время, как лидеры организации были убеждёнными социалистами - маоистами, последователями Че Гевары и Франца Фанона, репутация чёрных расистов привлекала сторонников множества других течений. В связи с этим было сложно достичь идеологического консенсуса. Некоторые из членов партии открыто высказывались против взглядов, которых придерживались её лидеры.
О симпатиях к пантерам в разное время заявляли Джон Леннон, Дженис Джоплин, группа Joy Division. Пантеры оказали решающее влияние на формирование американского рэпа - Public Enemy, 2pac и других. С другой стороны официальная история черных пантер носит неизгладимый отпечаток американской буржуазной пропаганды, которая не стеснялась в выражениях, чтобы выставить пантер вооруженными чернокожими беспредельщиками, промышляющими рэкетом и грабежами. Зерно правды в этом есть - сам Хью Ньютон признавался, что пантеры использовали для поддержки партии и общин деньги, добытые с помощью криминала. Наконец, в организации, несмотря на общую социалистическую направленность, было много националистов и расистов, которые открыто критиковали руководство партии и призывали к войне не уничтожение против белых.
И то и другое отражено в работах основателя и главного идеолога - министра обороны партии Хью П. Ньютона. Его идеи и практические выводы изложены в работах «О правильном подходе к революции», «Движение за освобождение женщин и гомосексуалистов», «Пробуждение сознания» и автобиографии «Революционное самоубийство».
Хью Ньютон.
Хью Перси Ньютон родился 17 февраля 1942 года в Монро, штат Луизиана, в бедной многодетной семье чернокожего священника. В школу он начал ходить в Окленде, штат Калифорния, там же он впервые столкнулся с белым расизмом. По его собственным словам все белые дети автоматически записывались в «умницы», а чернокожие - в «тупицы». Белые являлись одновременно примером для подражания и недостижимым идеалом - по выражению Ньютона, он относился к белым со «странной смесью восхищения и ненависти». В результате большинство чернокожих детей старались прогуливать занятия. Об эффективности такой системы образования говорит тот факт, что по окончании средней школы, Хью и большинство его сверстников были «функционально безграмотными» т. е. фактически могли читать только ограниченный набор простых фраз и писать только некоторые слова.....
Поступив в 1959 году в колледж,, затем экзистенциалистов, специальные работы по психофизиологии, биологическому бихевиоризму, в том числе Павлова и Скиннера. В политике Ньютон интуитивно занимает антиправительственную позицию по всем вопросам, например, поддерживая Фиделя Кастро. Этот же период Ньютон участвует в различных дискуссионных кружках чернокожих, где пропагандируются идеи черного национализма. Однако большинство из них являются богемными и не принимают необразованных бедняков. В частности Ньютон описывает, как он первый раз пришел в «Ассоциацию афроамериканцев», где ему первым делом указали на его невежество. Из этого Ньютон сделал важный вывод, что всегда и со всеми политический активист должен быть вежливым и терпеливым, «пусть даже оппонент будет законченным буржуа» - свою позицию надо объяснять максимально подробно и благожелательно.
Политическая позиция. Маоизм.
Ньютон подробно не описывает свой переход от национализма к социализму - лишь говорит что, в студенческих кругах было много марксистов, в дискуссиях с которыми он пришел к выводу, что без социализма невозможно освобождение бедняков, а так же «понял связь расизма с капиталистической системой».
Какую именно социалистическую литературу читал Ньютон в этот период - он не упоминает. В частности нет упоминаний ни о Марксе, ни о Ленине. Зато в книге несколько раз упоминается, что в процессе обучения он прочел четырехтомник Мао Цзэдуна, а так же книгу Че Гевары «Партизанская война». В частности, поэтому платформа «Черных пантер» обычно определяется как маоистская.
Почему именно маоизм? Мы знаем, что основной идеей, отличавшей учение председателя Мао от построений самого Маркса и Ленина, была идея народной революции в противовес революции пролетариата. Эта идея была обусловлена культурным наследием Китая с одной стороны, и аграрным характером экономики в этой стране с другой. Опору для революции Мао видел в многомиллионных крестьянских массах - этим же обусловлено еще одна отличительная особенность маоизма - заигрывание с национализмом. Эти два фактора оказали решающее влияние на то, что именно маоизм стал наиболее привлекательной идеологией для массы национально-освободительных движений стран третьего мира (Коммунистической Партии Перу, Филиппин, Индийской партии народной войны, Пролетарской партии Пурба Бангла и других ). Во-первых, большинство этих стран - аграрные. Во-вторых, в их борьбе ярко выражен акцент на национальное освобождение. Можно сказать, что маоизм этих движений реакция на существующую социальную базу и угнетение по национальному признаку.
Это же мы видим и в случае с населением черных окраин американского Юга. Фактически чернокожее население Юга США составляло резервную армию труда, и в большинстве случаев могло рассчитывать лишь на кратковременную занятость. Т.е. негры в основном занимали маргинальное положение в системе производственных отношений, основными источниками дохода для них были временные заработки, грошовые пособия и криминал. Возможно, именно поэтому построения Маркса относительно трудовой теории стоимости, или слова Ленина о прогрессивной роли капитализма не произвели на идеологов пантер должного впечатления. Что касается формирования взглядов пантер на революционную практику то здесь необходимо, прежде всего, упомянуть Малколма Икса.
Малколм Икс (Малколм Литтл) был к тому времени довольно известным исламским проповедником и активистом движения освобождения чернокожих. Он начинал как довольно радикальный сторонник черного расизма и активист движения «Нация ислама». Псевдоним «Икс» свидетельствовал о том, что Малколм отказался от своего рабского происхождения и данной ему белыми фамилии. Так вот, основной идеей, повлиявшей на сознание Ньютона, стала идея Икса о необходимости вооруженного сопротивления беспределу белых, в пику идее непротивления злу насилием, которую продвигал другой общественный деятель - Мартин Лютер Кинг.
Помимо этого Ньютон как практик сформировался в процессе изучения юриспруденции. Правом он, по собственному признанию стал заниматься для того, «чтобы повысить свою квалификацию взломщика». Учась в колледже, Ньютон зарабатывал на жизнь криминалом, начиная от мошенничества в магазинах, которое он подробно описывает на страницах своей автобиографии, заканчивая взломом машин, богатых домов и вооруженными ограблениями. Несколько раз Хью защищал себя в суде и понял, что знание законов является очень сильным оружием в борьбе с полицейским беспределом. Так и сформировалось представление Хью Ньютона о практической деятельности как необходимости - противодействия полицейскому насилию на улицах черных кварталов с помощью закона и запугивания.
Буквально через полгода Черные пантеры понесли первые серьезные потери - в перестрелке был ранен сам Хью Ньютон. Он был заключен под стражу прямо в Аламендской больнице, где его, прикованного к кровати и с катетером в животе, регулярно пытали и избивали копы. Ему было предъявлено обвинение в убийстве полицейского, хотя сам он, по собственному утверждению, был безоружен и ничего не помнил.
Здесь следует сказать несколько слов о теории революционного самоубийства. Сам концепт самоубийства Ньютон начал использовать после прочтения работы Дюркгейма «Самоубийство», из которой взял идею о том, что подавляющее большинство самоубийств обусловлены социальными, а не внутри личностными факторами. Ньютон расценивает самоубийство как высшую форму сопротивления давлению социальной реальности, но при этом уточняет, что большинство самоубийц совершает т.н. «реакционное самоубийство» - человек убивает себя, не в силах бороться с системой. Революционное самоубийство, напротив, не имеет ничего общего с причинением себе повреждений или лишением себя жизни. Революционное самоубийство - это осознанный акт принесения себя в жертву интересам революции. Глупо думать, считал Ньютон, что можно совершить революцию и наслаждаться ее плодами в тиши кабинета за мемуарами, или в кругу семьи. Сам он, по своим словам, был уверен в том, что рано или поздно его убьют.
С этой идеей в голове Хью Ньютон и приступил к защите на судебном процессе по делу об убийстве полицейского, процессе, по итогам которого Ньютону почти стопроцентно светила газовая камера. Стоит ли говорить о многочисленных нарушениях, начиная от тенденциозного подбора присяжных и заканчивая пропажей важных улик, появлением липовых свидетелей обвинения, и прочими вещами, которые у нас называются оперативным сопровождением судебного процесса? Обо всем этом Хью подробно пишет в «Революционном самоубийстве».
Ньютон не питал на этот счет иллюзий, поэтому решил превратить зал суда в трибуну для политического выступления. Его главной задачей было показать, что активист пантер - это не порочный, необразованный бандит, а человек, который достаточно хорошо развит, разбирается в законах, имеет гражданскую позицию. Во время ответа перед судом он полностью переиграл своего обвинителя, заставив того запинаться, повышать голос и оскорблять Ньютона. Кроме того были разгромлены основные доводы обвинения, дискредитированы основные свидетели. В итоге суд присяжных вынес решение о виновности Ньютона в непредумышленном убийстве - тюремное заключение на срок до 15 лет.
В это время развернут настоящий террор против черных пантер. В 1968-69 году несколько сотен пантер были арестованы и убиты. Партия потратила 5 млн. долларов на внесение залогов за своих активистов. Ньютон сидел в тюрьме 22 месяца, то есть до середины 1970 года. В 1971 году в тюрьме был убит один из лидеров партии Джордж Джексон.
К началу 70-х партия была фактически разгромлена - пример того, как организация, которая пытается эффективно использовать юридические нормы буржуазного государства, быстро сталкивается с насилием и беззаконием со стороны этого самого государства. Большинство лидеров партии были убиты, а Ньютон был вынужден скрываться. В 1971 году он посетил Красный Китай, где встречался с премьер-министром Чжоу Эньлаем, а так же первой леди Китая - товарищем Цзян Цинь. Встреча с самим Мао у Ньютона не состоялась, поскольку Ньютон не был главой государства. После этого Хью вернулся в США, снова был обвинен в убийстве и вынужден был скрываться на Кубе.
Я не буду здесь разбирать историю с убийством Ньютона, поскольку она представляется достаточно запутанной. Хью был убит в 1982 году - его застрелил активист Черной партизанской семьи (подпольной тюремной организации левого толка). Мотивы этого убийства мне не известны.
Выводы.
В заключение следует сказать несколько слов о расизме Ньютона. Черные пантеры много раз обвинялись в черном расизме, и, в общем, основания для таких обвинений есть - многие члены партии открыто противопоставляли свои взгляды коммунистической верхушке Черных пантер. Однако о расизме Ньютона можно судить по его книге. Так вот, он часто позволяет себе резкие суждения в отношении белых врагов. Однако расовая принадлежность некоторых героев его книги, в частности его адвоката и женщины-врача, которая заступилась за него в больнице остается загадкой. Ньютон вообще не упоминает о расовой принадлежности, когда речь заходит о практике. Кроме того в своих работах он демонстрирует почти стопроцентную приверженность методу диалектического материализма и классовому подходу.
Итак, мы видим как преимущества, так и недостатки партии «Черная пантера». К преимуществам можно отнести то, что партия была организована как низовое движение, а не как секта (псевдо-)интеллектуалов, исходя из насущной потребности в самообороне. Этим определялась ее платформа и стиль деятельности. И, тем не менее, партийной структурой с четким разделением обязанностей и налаженной работой между отделениями по всей стране. Кроме того, они удачно сочетали радикальность действий и их законность, что привело к большим успехам на ранних стадиях развития движения.
Основным недостатком мы считаем то, что партия не сумела выйти за пределы черного гетто и поставить более радикальные цели под давлением полицейского террора. Это не вина черных пантер, скорее так сложились обстоятельства.
Во-первых пантеры попали в ловушку американской свободы, когда правительство предоставляет широкую автономию социальным движениям и локальным сообществам, но ровно до того момента, пока это сообщество не начнет всерьёз подрывать устои классового государства. Пантеры же считали автономию уже достигнутой и требовали лишь предоставления им равных экономических и социальных прав, не ставя целью объединение с другими движениями и захват власти.
У пантер не было шанса стать рабочей партией и таким образом привлечь к работе массу способных к систематической работе пролетарских активистов. Так получилось, потому что пантеры представляли интересы самой угнетенной группы населения, которая в лучшем случае являла собой резервную армию труда, в худшем - криминалитет. Отсюда - разброд и шатание в целях и задачах не только отдельных активистов, но и целых ячеек.
Поэтому в нужный момент активисты пантер потратили слишком много сил, чтобы повернуть в конструктивное русло стихийные бунты чернокожих, что дало повод радикалам обвинить пантер в трусости и нерешительности. При этом сами радикалы, в том числе входившие в ряды пантер зачастую рассчитывали на партию как на ресурс для построения личной карьеры.
Кроме того, одной из главных причин тактического поражения пантер был грандиозный террор, который правительство США мгновенно разворачивает при любой опасности возникновения «красной угрозы». Так было в 1919 году, так было в эпоху маккартизма, этот же каток раскатал и «Черных пантер».
И все же, несмотря на то, что большинство активистов погибли или получили большой тюремный срок, мы можем говорить о победе «Черных пантер» в долгосрочном периоде. Практически все их требования были выполнены - планка неравенства сместилась на новый уровень. Автобусов с раздельными местами для черных и белых больше нет, теперь люди все больше стыдятся своей бедности, а не цвета кожи. Так что, видимо, одними «Черными пантерами» здесь не обойтись.