Накануне визита российского премьера Дмитрия Медведева на Курилы, а это уже третья его поездка в регион (две первых были в 2010 и 2012 годах), традиционно завозмущалась японская сторона, считающая часть островов Курильской гряды своими «северными территориями». Впрочем, «исторические» претензии представителей Страны восходящего солнца оставим за кадром - острова являются составной частью Российской Федерации, поэтому любые инсинуации здесь излишни. Тем не менее, сама по себе реакция официального Токио, болезненно реагирующего на любой приезд на Курильские острова официальных российских должностных лиц, мягко говоря, несколько настораживает.
Горячие головы в самой Японии и некоторые представители российской оппозиции всерьез считают, что Москва должна вернуть острова (речь идет о четырех - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хамабаи), отошедшие нам по акту о капитуляции Японии от 2 сентября 1945 года. Не исключая при этом (в словесных заявлениях) и… силовой вариант решения проблемы. Ни больше ни меньше. Намекая, что на этих российских островах могут неожиданно появиться «вежливые люди» с характерным узким разрезом глаз. А что Россия в ответ?
Официальный Кремль на подобные прогнозы реагирует достаточно спокойно - без истерик, паники и ответных угроз. Повода нет. Вот и нынешний визит Дмитрия Медведева на острова не окрашен в милитаристские тона. Хотя премьер и заявил о необходимости восстановления оборонной инфраструктуры Курил, отметив, что к этому должны присоединиться и другие министерства и ведомства. Поездка Медведева посвящена сугубо мирным проблемам. Основная из них - транспортное сообщение с материком. Речь идет об обновлении парка вертолетов, морских судов, реконструкции портовых сооружений и аэропортов, расширении сети автомобильных дорог, которые там появились совсем недавно.
Министр обороны России Сергей Шойгу, обсуждая плановое перевооружение войск, дислоцированных на Курильских островах, на последнем заседании коллегии военного ведомства большей частью говорил о благоустройстве военных городков. Казалось, что министра больше волнует безопасность строительства в сейсмоопасной зоне и комфортные условия жизни и отдыха военнослужащих и членов их семей. И это действительно крайне важно для людей в таких непростых климатических условиях. А вот за достаточно краткой фразой министра обороны о том, что «перевооружение и разворачивание воинских частей Восточного военного округа, дислоцированных на Курильских островах, планируется завершить к сентябрю 2015 года», кроется много недосказанного. Того, что нельзя произносить вслух. По крайней мере, для посторонних ушей.
Попытаемся домыслить то, что не озвучил Шойгу по повышению обороноспособности российских островов Курильской гряды. Не нарушая при этом, естественно, закона о государственной тайне.
Курилы - это гряда из 56 островов, растянувшихся в Тихом океане на 1200 километров от российского полуострова Камчатка до японского острова Хоккайдо. Большая их часть представляет собой скалистые части суши в бескрайнем океане. Упомянутые Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи - самые крупные. Более того, их территориальное местонахождение позволяет России считать Охотское море своими внутренними водами. Выпади хоть один из них из этой цепочки - и доступ в богатейшее морепродуктами море станет проходным двором, куда сможет беспрепятственно зайти каждый встречный-поперечный. В этом «нюансе» также кроется часть претензий Японии на «северные территории».
Всю эту территорию - российские Курильские острова - до недавнего времени прикрывала 18-я пулеметно-артиллерийская дивизия Минобороны России численностью примерно в 3,5 тысячи человек (это норма по штатам мирного времени). Соединение уникальное - единственное в российской армии, по крайней мере, по «старомодному» названию, которое напоминает о пулеметах «Максим» и «Дегтярев», с которыми советские войска освобождали Курилы и Сахалин от японских захватчиков в 1945-м.
Впрочем, от пулеметов в этой дивизии мало что осталось, разве что штатное стрелковое оружие, стоящее на вооружении ВС РФ. Ну, если еще считать «пулеметами» зенитные самоходные установки ЗСУ-23-4 «Шилка» и ЗУ-23-2. Кроме того, дивизия имеет в своем составе два десятка БМ-21 «Град» (ожидается их замена на модернизированный вариант «Торнадо-Г»), дивизион 152-мм самоходных артиллерийских установок «Гиацинт», 12 зенитно-ракетных комплекса «Бук-М1». Ну, и так, на всякий случай, 62 танка Т-80БВ и несколько десятков БМП и МТЛБ.
При всей этой огневой и броневой мощи человек военный поймет, что подобных сил и средств для надежной защиты такой обширной по площади территории мало. До недавнего времени увеличения численности войск и вооружений не требовалось - в случае необходимости для поддержки подразделений на Курилах были готовы выдвинуться войска Дальневосточного (ныне Восточного военного округа) и Тихоокеанского флота. Острова бы по любому отстояли от любого агрессора. Сейчас военная оборонительная доктрина Курил видоизменяется - своих сил после перевооружения будет вполне достаточно.
Из того, чем будут укреплены Курильские острова, можно отметить универсальные огневые сооружения «Горчак». Это бронированное (выдерживает прямое попадание артиллерийского снаряда), заглубленное сооружение. Комплекс оснащен приборами ночного видения, имеет на вооружении 7,62-мм пулемет ПКМ, крупнокалиберный 12,7-мм пулемет НСВ, 30-мм автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя», противотанковые реактивные гранатометы «Конкурс» и «Фагот», способные вести огонь и по морским целям. Расчет сооружения - два человека. Расположенные на удалении 500-800 метров друг от друга, эти ДЗОТы способны создать сплошную линию заградительного огня. К слову, «Горчак» хорошо зарекомендовал себя во время проведения конттеррористической операции в Чечне.
Чем еще российская армия сможет защитить Курилы? Если брать морскую составляющую, то помимо имеющихся сил и средств флота предполагается введение в строй эсминцев нового поколения. Первый из них будет заложен в 2017 году. Водоизмещение корабля - до 18000 тонн, скорость - 32 узла, экипаж - 300 человек. Срок службы - 50 лет. На вооружении эсминца такого класса будут стоять 70 противокорабельных крылатых ракет, противовоздушная система С-500 «Прометей» с боекомплектом 128 ракет, 24 противолодочных управляемых ракет.
Предназначенные для защиты арктического побережья России атомные подводные лодки проекта «Ясень» к Курилам могут выдвинуться лишь в экстренных ситуациях. Для защиты прибрежных вод вероятнее всего будут использоваться ПЛ проекта П-750, проектируемые в КБ «Малахит». Они более маневренны и эффективны именно на небольшом расстоянии от береговой линии. Такая субмарина с экипажем в девять человек несет на борту четыре-восемь крылатых ракет, четыре торпеды 533-мм калибра, восемь торпед 400-мм калибра, около 20 мин и четыре зенитные ракеты «Игла».
Еще большие перспективы у разрабатываемого в Санкт-Петербурге концепта новейшего авианосца. Предполагается, что его водоизмещение составит 100000 тонн. При длине в 330 и ширине в 40 метров авианосец сможет нести на борту 90 летательных аппаратов - как пилотных, так и беспилотных. Естественно, что круг его боевых задач будет гораздо шире, чем охрана Курильской гряды. В отличие от пресловутых вертолетоносцев «Мистраль», возможности которых военные моряки оценивают весьма скептически.
В качестве надводных патрульных средств в прибрежных акваториях Курильской гряды широкое применение найдут беспилотные катера. Особая роль отводится и необитаемым подводным аппаратам - все они управляются с берега. В этой сфере российская оборонная промышленность занимает лидирующие позиции в мире - еще с конца 1990-х годов океанские глубины бороздят мини-субмарины без экипажей, которые способны находиться под водой неограниченное время. Их сложно заметить, при этом они собирают весь комплекс подводной информации. Могут нести на борту и боевые заряды.
С суши Курилы в состоянии надежно прикрыть береговые комплексы «Бастион», «Бал» и «Клаб». Два первых названных комплекса уже сейчас стоят на вооружении в Крыму. Что представляет собой это оружие? На вооружении «Бастиона» сверхзвуковые ракеты «Яхонт» с дальностью поражения цели до 3000 километров. Одна ракета такого класса способна в щепки разбить корабль класса фрегат и нанести серьезные повреждения авианосцу. «Бал» органично дополняет возможности «Бастиона» - он более мобилен, компактен. Боекомплект - 64 ракеты, способные поражать цели на удалении от пяти до 260 километров. Один «Бастион» способен пустить ко дну целую эскадру потенциального противника, а в паре с «Балом» - и флот.
Реалии дня сегодняшнего: армия на Курильских островах активно проводит перевооружение и совершенствует боевое мастерство. Последние крупномасштабные учения прошли здесь в апреле нынешнего года. Основная направленность учений была противодесантной, войска отражали нападение условного противника со стороны моря. Тогда активно использовались беспилотные летательные аппараты (БПЛА) «Гранат-1», «Гранат-4» и «Застава», которые осуществляли контроль за высадкой десанта и на практике подтвердили свою высокую эффективность.
Вполне возможно, что в ближайшее время на территории и в акватории Курильской гряды пройдут очередные военные маневры - на этот раз с применением новой техники и вооружений российской армии. Тайны в этом нет, в том числе и для Японии. Наш секрет - в нашем оружии и боеспособности российской армии.
«Наращивание оборонительной составляющей на Курилах - абсолютная необходимость, - считает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. - Генеральный штаб проводит перевооружение исключительно с учетом реальности современных угроз. При этом все предпринимаемые действия направлены исключительно на осуществление комплексной безопасности на восточных рубежах России».