Почти два месяца назад, 22 апреля 2015 года, отмечалось 70-летие освобождения нацистского концлагеря Заксенхаузен. Это событие фактически обошли вниманием мировые СМИ, да и наши тоже. Почему? Сразу не ответишь. Вот факты. Заксенхаузен значительно уступает крупнейшему лагерю смерти Освенциму-Аушвицу по числу жертв нацистского террора. В Освенциме погибло 1,5 млн. узников, из них 1,1 млн. были евреями. Хотя, по последним данным, жертв было больше. В Заксенхаузене погибло около 100 тыс. узников, в том числе 18 тыс. советских военнопленных.
Однако Заксенхаузен имел зловещее и заметное отличие от Освенцима и других гитлеровских лагерей смерти. Он был первым. Находясь в 30 километрах от Берлина, он «приютил» управление и инспекцию всех концлагерей рейха, а также медицинскую школу СС. В ней-то и проводились опыты над заключёнными, в том числе на выживание в экстремальных условиях. На живых людях определялись и смертельные дозы разных ядов. Практически весь персонал концлагерей проходил стажировку именно здесь. «Кузница кадров» мучителей и кровавых преступников.
Наставникам будущих палачей очень нравилось русское слово «кукуруза». Оно помогало почти безошибочно выявлять евреев среди узников. Картавое звучание могло превратиться в смертный приговор.
Ещё в лагерь депортировали опытных гравёров из разных стран для изготовления фальшивых денег. Замысел в итоге не удался, и всех гравёров просто расстреляли, заметая следы.
Рядом с лагерем были загородные дома известных эсэсовских функционеров, например Генриха Гиммлера. Рейхсфюрер мог наблюдать расстрелы советских военнопленных, которым приказывали перед смертью петь русские народные песни. Убивали советских людей отдельно от других узников - на «своём расстрельном месте». Теперь здесь гранитный памятник. В последние годы установили также памятные доски погибшим гомосексуалистам и членам церкви «Свидетели Иеговы». Появились отдельные памятные доски погибшим жителям Украины и Белоруссии. На территории мемориала давно стоят знаки в память о погибших евреях.
В прошлом году установили памятник генералу Стефану Ровецкому, первому командиру и одному из основателей польской Армии крайовой (АК). Он отказался сотрудничать с нацистами. АК стала партизанско-подпольной армией (до 300 тыс. бойцов) польского Сопротивления. Для ареста генерала гестапо пожертвовало тремя особо важными агентами в польском Сопротивлении.
2 августа 1944 года после начала Варшавского восстания против немецких оккупантов генерал был расстрелян по личному приказу Гиммлера. В тот день утром эсэсовский конвой вошёл в здание лагерного блока «Целленбау». Там в одиночных камерах, точнее, комнатах, содержались политические, военные и общественные деятели европейских стран, к которым относились особо. Конвой прошёл мимо камеры № 77, где находился командир антисоветской «Полесской УПА» Тарас Бульба-Боровец. В комнате № 76 содержали французского министра Ивона Дельбоса. Конвойные прошли и мимо комнаты № 73. Там пребывал Степан Бандера. Эсэсовцы остановились у комнаты № 71 и вывели оттуда генерала Стефана Ровецкого. Тело расстрелянного поляка потом спалили в крематории.
Через два месяца после гибели генерала Ровецкого из концлагеря Заксенхаузен нацисты освободили лидеров ОУН-УПА Бандеру, Мельника, Бульбу-Боровца, Стецько и их соратников. И почти одновременно расстреляли пленных югославских партизанских командиров.
После освобождения лидеров боевики УПА уже открыто получали вооружение от отступающих частей вермахта. Бандеровцы продолжали убивать советских и польских солдат, воюя против войск антигитлеровской коалиции.
Уинстон Черчилль позже скажет, что каждого убитого поляка из АК он приравнивает к убитому британскому солдату. Нелепо утверждать, что ОУН-УПА не рассматривалась Нюрнбергским трибуналом как преступная организация. Трибунал не должен был рассматривать дела европейских коллаборационистов: усташей, салашистов, бандеровцев и других. Эти дела рассматривали судебные органы тех стран, где они действовали. Деятельность ОУН-УПА рассматривалась в СССР, Польше и Чехословакии. Именно здесь бандеровцы и совершали свои кровавые преступления.
Но вернёмся опять к заключённым в Заксенхаузен ценным и полезным для гестапо, абвера и вообще для рейха пленникам. Среди них были главы европейских государств и правительств, министры, политики рангом ниже. В качестве заложников держали родственников действующих руководителей и политиков стран антигитлеровской коалиции. В «Зоне-А» этого лагеря содержали Якова Джугашвили - сына И.В. Сталина, а также сына итальянского маршала Бадольо. Маршал руководил военным свержением Муссолини. Среди британских военнопленных был племянник Уинстона Черчилля. В «Зоне-А» были три восьмикомнатных барака, изолированные от территории лагеря высокой оградой, колючей проволокой и током высокого напряжения. Почти всех заключённых этой зоны и блока «Целленбау» кормили по норме охранников лагеря. К ним приходили посылки от Международного Красного Креста и родственников. Некоторые получали от коменданта лагеря персональные пайки с шоколадом и маслом. Некоторым родственникам разрешали свидания в «Целленбау». К Андрею Мельнику, одному из лидеров ОУН-УПА, приезжала жена. А бывший канцлер Австрии Курт Шушниг и вовсе проживал со своей женой, которая приехала добровольно. Жили в апартаментах из трёх совмещённых комнат. Там у них родился сын. Узники «Целленбау» могли посещать кинозал, даже лагерный бордель. Они не работали, как остальные несчастные узники.
В соответствии со стандартом все заключённые, даже дети, имели татуировку с лагерным номером. Надо полагать, что у Степана Бандеры и его соратников её не было. Не менее интересный факт. Британские офицеры, соседи Якова Джугашвили по коридору барака «Зоны-А», выжили. Кстати, сына Сталина освободили от уборки помещений, в том числе сортира, общего для него и четырёх британцев. Те возмутились - им приходилось выполнять работу вместо Джугашвили. Они вступили в тяжёлый конфликт с сыном Сталина, подавленного депрессией. Через 20 лет после окончания войны выжившие британцы обратились в МИД Великобритании для получения компенсации по англо-германскому соглашению от 1964 года о жертвах нацизма. Им отказали на основании того, что они не содержались в условиях концентрационного лагеря. Мол, «Целленбау» и «Зона-А» не были частью Заксенхаузена. Лишь после долгого судебного разбирательства им стали выплачивать компенсации, но по другой статье закона.
На Украине сейчас пишут, что Бандера после освобождения из концлагеря отказался сотрудничать с нацистами. Естественен вопрос: тогда почему нацисты не расстреляли Бандеру?
Вспоминается видеозапись, как в украинском городе Стрый Львовской области молодчики из местной «Свободы» демонтируют памятник бойцам 100-й Львовской стрелковой дивизия. Дивизию сформировали в Вологде. Название «Львовская» она получила за героический прорыв её воинов, завершённый освобождением этого города. Под одобрительные крики толпа с жёлто-блакитными и красно-чёрными флагами УПА повалила на землю гранитную фигуру советского солдата, держащего на руках спасённого ребёнка. Потом стало известно, памятник вернули на прежнее место. Почему? О вандализме узнали в Европе, в том числе и узники Освенцима. Бойцы дивизии в кровавых боях участвовали в освобождении этого концлагеря. Поэтому памятник восстановили. Однако рядом с ним поставили большой крест с надписью «Жертвам московско-большевистской оккупации».
Командир штурмового батальона 100-й стрелковой дивизии майор Анатолий Шапиро, как пишут историки, первым открыл разминированные ворота главного входа на основную территорию Освенцима. Во время правления президента Ющенко Анатолию Шапиро присвоили звание Героя Украины (посмертно). Ющенко не забыл, что его отец также был узником Освенцима. Напомню и о том, что на Украине и в Европе участились случаи осквернения памятников и могил советским воинам жёлтой и голубой красками. И это цвета государственного флага Украины! Такие парадоксы истории.
Сергей ТЮЛЯКОВ