Образ ведьмы имеет украинские истоки: у русских бытует предание, что «колдуны и ведьмы завелись первоначально в Киеве и оттуда уже разбрелись по всей земле». Украинцы считают, что ведьма обладает более могущественной силой, нежели ведьмак, а у русских и соседних белорусов, напротив, доминирует убеждение, что колдуньи (ведьмы) гораздо слабее колдунов и не особенно страшны для мужчины.
У всех восточных славян ведьмы подразделяются на два «вида» по происхождению: природные (родúмые - укр., самородки - рус.), которым сверхъестественная сила ведовства дается от природы, и ученые (рóбленые), получившие ее от чертей за продажу души.
Прирожденная ведьма имеет отличительные физические признаки:полоску черных волос вдоль спины, от затылка до пояса (чорна стежка), и подвижный хвостик. Русские считают, что все украинские ведьмы - родимые: «Мой отец сказываў, что у, Киеўской губернии ведьмы природные. Что ни хозяйка, то, гляди, и ведьма: обличье настоящее, а кому видеть удавалось, говорят, что каждая женщина там с фостиком».
Обоим ведьминским родам присущи способность к превращениям, ночные полеты, господство над природой, выражающееся в насылании всяческих стихийных бед и катаклизмов: засухи, бури, града, эпидемий, эпизоотий и пр. При этом прирожденным ведьмам, главенствующим над учеными, приписывается большая доброжелательность по отношению к людям, нежели ведьмам ученым: они исправляют зло, причиненное их «сестрами», помогают людям в болезнях и т.п. На Украине распространены рассказы стариков о том, как родимые ведьмы проявляют «попечительство» над молодежью: ведьмы «стращают» парней и дивчин, гуляющих в кануны праздников или выходящих из дома в неурочное время.
По смерти ведьмы превращаются в бродячих мертвецов - упырей, нападающих на живых людей, особенно на детей.
Бернштам Т.А. Герой и его женщины: образы предков в мифологии восточных славян / Т.А. Бернштам; Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). - Санкт-Петербург: МАЭ РАН: Кунсткамера, 2011