SpaceX будет возвращать ступени, когда ей позволят заказчики

May 03, 2014 01:00


18 апреля, после более чем годового перерыва, снова был запущен к МКС КК "Дракон". При этом наибольший интерес вызвала давно анонсированная посадка первой ступени на реактивной тяге. Те кто в теме и имеет инженерное образование относится к этому проекту, мягко говоря, скептически. Ниже перевод статьи с вебсайта Spaceflight Now «SpaceX будет возвращать ступени, когда ей позволят заказчики», некоторые комментарии их читателей, а ниже мои комментарии. Кому надоест читать раньше времени, непременно прокрутите вниз и посмотрите видео. Как написал один из читателей сайта: "Это видео просто бесподобно, не так ли?"



SpaceX будет возвращать ступени, когда ей позволят заказчики

Воодушевлённая мягкой посадкой первой ступени ракеты Фалкон-9 в Атлантическом океане после старта 18 апреля, в течение ближайших нескольких месяцев SpaceX планирует серию тестовых приземлений ступени, но только на запусках, где ракета имеет достаточный запас оставшегося топлива для выполнения сложного маневра возвращения, необходимого для безопасного приземления ракеты на Землю.



Стоп-кадр из видеозаписи, показывающий как первая ступень
 Фалкона-9 опускается в Атлантический океан с выдвинутыми
 посадочными опорами. Фото: SpaceX

SpaceX надеется, что к концу года эти эксперименты закончатся возвращением ракет целыми и невредимыми во время их посадки на двигателях на мысе Канаверал.

Основатель и генеральный директор SpaceX Элон Маск, отталкиваясь от своих постов, размещённые в Твиттере вскоре после запуска, заявил в пятницу, что первая ступень вернулась на Землю после завершения почти трёхминутной работы в начале миссии по снабжению Международной космической станции.

"Данные показывают, что первая ступень с девятью двигателями Merlin 1D неповреждённой и под управлением достигла поверности моря, по-видимому, мягко приводнившись в Атлантике почти с нулевой скоростью", - сказал Маск.

"Я счастлив сообщить, что мы смогли выполнить мягкую посадку бустера Фалкон-9 в Атлантике", - сказал Маск на пресс-конференции в Национальном Пресс-клубе в Вашингтоне. "Все данные, полученные нами, показывают, что она совершила мягкую посадку и после этого была в исправном состоянии".

Во вторник SpaceX опубликовала видео- и фотокадры с камеры, установленной на ракете, и, как видно, первая ступень, выхлопом двигателя поднимая туман с поверхности моря, с выдвинутыми посадочными ногами опускается в океан. SpaceX попросила видеоэкспертов-любителей попытаться улучшить искажённые кадры.

Маск описал это достижение в мягкой посадке как "огромную веху для SpaceX и, конечно, для всей космической отрасли".

SpaceX заявляет, что стоимость коммерческого запуска ракеты Фалкон-9 составляет около 60 миллионов долларов. Маск сказал, что полностью многоразовая ракета, с доведённым до совершенства процессом восстановления и частыми запусками, может сократить стоимость запусков в сто раз.

Но в ближайшие несколько лет SpaceX сфокусируется на демонстрации возможности повторного использования первой ступени.

"Стоимость первой ступени примерно 70 процентов стоимости запуска, так что если мы сможем повторно использовать её и запускать с минимальными затратами между полётами, и заказчики будут довольны - а заказчикам может потребоваться несколько лет чтобы привыкнуть к этому - то, очевидно, возможна 70% экономия по сравнению с тем, что сейчас", - сказал Маск.



18 апреля ракета Фалкон-9 взлетает с мыса Канаверал, штат Флорида.
 Это крупный план нижней части первой ступени Фалкона-9,
 на котором показаны четыре посадочные ноги в стартовом положении.
 Фото: Вальтер Скриптунас II / Scriptunas Images

"Никто никогда раньше не совершал мягкую посадку жидкостной ступени ракетоносителя, и я думаю, что это сулит очень хорошие перспективы повторному использованию", - сказал Маск. "То, что SpaceX делала до сих пор является эволюционным, но не революционным. Если мы сможем возвращать ступень неповреждённой и повторно её запускать, то это окажет по-настоящему революционное воздействие на стоимость космического транспорта".

После того, как пневматические толкатели отделили первую ступень от верхней ступени Фалкона-9, которая продолжила ускоряться на орбиту, первая ступень снова запустила двигатели для двух манёвров, чтобы направить ракету в зону посадки в нескольких сотнях миль к северо-востоку от мыса Канаверал, примерно на восток от границы Джорджии и Южной Каролины.

Ракета-носитель сожгла керосин и жидкий кислород, оставшиеся после окончания основной работы первой ступени - запуска 18 апреля.

Но сильное волнение моря в зоне посадки Фалкона-9 разрушило первую ступень, и находившиеся рядом суда извлекли только фрагменты ракеты. Одной в основном спасённой частью был межступенчатый переход, который соединяет нижнюю и верхнюю части ракеты-носителя, сказал Маск.

"В этом случае мы просто пытались заставить ракету снизить скорость до нулевой на уровне моря. Мы не старались попасть в точное место", - сказал Маск. "Тем не менее, мы были в пределах нескольких миль от нашей цели. Небольшими усилиями мы, конечно, улучшим это".

Во время следующего запуска SpaceX, предварительно запланированного на 10 мая, инженеры запрограммируют первую ступень приводниться в океан ближе к мысу Канаверал. SpaceX говорит, что это является частью всё более амбициозной серии тестов по возвращению, которые, как надеется Маск, увенчаются точным приземлением первой ступени Фалкона-9 на суше к концу 2014 года.

Мягкая посадка 18 апреля была самым существенным достижением SpaceX в десятилетнем пути к многоразовой ракете.

Первоначально, чтобы замедлить спуск ступеней ракет, SpaceX использовала парашюты подобно тому, как возвращались твёрдотопливные ракетные ускорители космического челнока. Но такой подход так и не заработал, и в 2011 году SpaceX объявила о планах по переходу к концепции спуска на реактивной тяге, в которой первая ступень Фалкона-9 возвращалась бы на Землю с точностью вертолёта, опускаясь вертикально на посадочные опоры.

image Click to view


Улучшенная версия видео, записанного на первой ступени Фалкона-9
 во время её спуска в Атлантический океан. Фото: SpaceX

Впервые SpaceX попробовала посадку на реактивной тяге в сентябре во время запуска с базы ВВС Ванденберг, штат Калифорния. Ракета вышла из-под контроля во время спуска и развалилась.

Согласно Маску, компания в два раза увеличила мощность азотных двигателей управления вращением и добавила в систему пропелланта - холодного газообразного азота.

Во время следующего запуска компания попытается провести эксперимент ещё раз, но Маск сказал, что инженеры будут вооружены уроками, извлечёнными из последнего полёта, так как эксперименты являются частью процесса обучения.

"На этот раз наши корабли будут много лучше", - сказал Маск. "Нам отчасти не повезло в том, что мы, фактически, приземлили ступень посреди сильного шторма. Будем надеяться, что на этот раз нам не придётся делать это. Также мы будем садиться гораздо ближе к земле, чем в прошлый раз".

Маск сказал, что с запланированными SpaceX на 2014 год ещё восемью запусками у компании хорошие шансы на возвращение первой ступени Фалкона-9 с управляемой посадкой на мысе Канаверал к концу года.

"С каждым последующим запуском мы ожидаем всё большую и большую точность посадки", - сказал Маск. "Если всё пойдет хорошо, я настроен оптимистично, и к концу года мы сможем приземлить ступень на мысе Канаверал. Предполагая, что это произойдёт, мы должны быть в состоянии где-то в следующем году повторно запустить бустер".

Представитель SpaceX Эмили Шанклин сказала, что некоторые миссии Фалкона-9 не будут иметь достаточно дополнительного топлива для сложного маневра возвращения первой ступени. Некоторое не уточнённое SpaceX количество топлива должно быть зарезервировано для возвращения первой ступени на Землю после завершения её основной работы.

Более тяжёлые спутники нуждаются в большем импульсе ракетоносителя Фалкон-9, требуя от SpaceX выделить для миссии дополнительное топливо.

Шанклин отказалась сообщить, какие из предстоящих запусков не будут снабжаться достаточным запасом топлива для попытки приземления первой ступени, но чиновники SpaceX ранее сказали, что Фалкон-9 не имел достаточного остатка топлива в двух миссиях в декабре и январе, чтобы попытаться посадить ракету.

Эти полёты доставили трёхтонные спутники связи SES-8 и Thaicom-6 на геопереходную орбиту - тот тип высокой орбиты, который часто используется телекоммуникационными полезными нагрузками, предназначенными для размещения на высоте 22 300 миль над экватором.

При запуске Thaicom-6 в начале января SpaceX использовала небольшой остаток топлива в баках первой ступени для проведения одного из двух включений, необходимых для мягкой посадки ракеты в океане.

У SpaceX этим летом запланировано два запуска на геопереходную орбиту для гонконгского телекоммуникационного оператора AsiaSat.

В долгосрочной перспективе планы SpaceX на повторное использование будут ограничены миссиями, где загрузка топлива на носитель Фалкон-9 позволит выполнить как запуск космического корабля, так и возвращение первой ступени.

Ограничения могут быть ослаблены по мере того как заказчики SpaceX станут более уверены в грузоподъемности ракеты Фалкон-9, сообщили должностные лица в индустрии.

Часто операторы запусков резервируют дополнительный запас топлива на ранних миссиях конкретной ракеты, а затем постепенно снимают ограничения, когда ракета-носитель приобретает послужной список. Источник в промышленности сказал, что SpaceX также может увеличить возможности подъёма путём оптимизации условий хранения жидкого топлива ракеты.

Некоторые комментарии читателей сайта

Рис Уильямс:
Это большое достижение. Приятно видеть, что кто-то думает нестандартно и думает о том, как вернуть ступени и повторно их использовать. Знаете, настоящими первопроходцами были те, кто рисковал, и то, что сейчас сдерживает нас, это то что люди боятся рисковать и предпринимать необходимые следующие шаги по развитию космических полётов. Я говорю: продолжай хорошую работу, Элон ...

Линда Скотт Лейси:
На этом видео ничего не видно.

Трэвис J Martin:
К вашему сведению: это видео показывает, как первая ступень Фалкона-9 совершает мягкую посадку в Атлантическом океане. Да, оно сильно повреждено.

rss777:
Вы правы, Линда ... не на что смотреть, но оно даёт некоторое визуальное свидетельство, подтверждающее данные телеметрии, показывающие очевидную мягкую посадку на воду. Им повезло получить хоть какие-то данные всего с одним самолётом слежения в этом районе и очень плохой погодой.
Будем надеяться, что мы получим лучшее видео в будущих попытках. Хорошая работа, SpaceX.

Гэри Селларс:
rss777, боюсь не убежден. Тот факт, что SpaceX говорит о возвращении лишь фрагментов, указывает на то, что ступень, вероятно, приземлилась ЖЁСТКО. Мне трудно поверить, что сильное волнение моря вызовет достаточные для разрыва керосиново-кислородных баков структурные повреждения и заставит ступень затонуть (так как это едва ли не единственный способ, что я могу представить, как это могло произойти) .
Я предполагаю, что видеозапись была получена по радиоканалу (а не с возвращённого носителей записи?)

Дана Уэллс:
Гэри Селларс, так значит Маск лжёт, когда говорит, что телеметрия показывает имевшую место мягкую посадку? Нет, он не лжёт. Любой желающий может посмотреть на ТМ и проверить его заявления. И да, сильное волнение несомненно может вызвать такие тяжёлые структурные повреждения.

Рик Лергун:
Это видео просто бесподобно, не так ли?

Адам Уильямс:
"запланированными SpaceX на 2014 год ещё восемью запусками". Это забавно, так как у них всегда было в манифесте 12 пусков каждый год, но они когда-либо достигли только 3-х. Было бы интересно узнать погоду, в которую он летел на посадку, или у скольких запусков хватает резерва на посадку. До сих пор была 1 попытка посадки в год, и это как при разработке пассажирского самолёта с одним полётом в год. Почему Facebook не может просто купить испытательных полётов за $16 млрд., чтобы закончить работу?
Небольшой авторский комментарий

Конечно, инженер, исходя из своих знаний и опыта, скажет, что этот "Грассхоппер" полная чушь и будет прав. Человек без инженерных знаний, но с критическим мышлением, посмотрев на видео и фото, скажет, что это Маск врёт, как сивый мерин и будет прав, исходя из своего знания жизни. Ну в самом деле, какие бредовые отмазки: слабые корабли, плохая погода, испорченное видео, которое теперь должен исправлять краудсорсинг.

Посмотрите, какие фотоматериалы предыдущих посадок показал этот Маск.


 

А вот якобы возвращение якобы с Луны Аполлона-15



У нас технологии пошли вспять? Смотрю на свой телефон - нет, всё стремительно развивается. Разница между реальным американским полётом в космос и постановочным не может быть более наглядной.

Также посмотрите на эту голимую компьютерную графику якобы реальных испытаний "Кузнечика".

image Click to view


Ну а зачем, спросите вы, всё это враньё нужно? С момента первого "полёта на Луну" прошло уже 45 лет. С того времени американская астронавтика находится в состоянии перманентного регресса. Согласно официальной историографии науки, с лунных подвигов они скатились в каменный век и теперь не имеют возможности даже летать на низкую околоземную орбиту. Можно какое-то время объяснять это отсутствием денег и нежеланием, но это не может продолжаться очень долго. Скоро полувековой юбилей.

Одним из методов отвлечения внимания общественности от постыдной ситуации в американском пилотируемом космосе является инициирование постоянных разговоров о скорых великих свершениях. Кто следит за темой хотя бы последние 10 лет помнит о постоянно возникающих грандиозных планах "возвращения на Луну", полёт к лунной точке Лагранжа, полёт на Марс, облёт Марса, полёт к астероиду и прочие нереализуемые проекты.

Всё бы хорошо, но надо и что-то показать в металле. Маск показывает. Во-первых, он демонстрирует технологии, достигнутые СССР в 70-е годы прошлого века, а во-вторых, опять-же говорит о скорых свершениях до которых вот-вот рукой подать: полёт на Марс, посадка первой ступени на реактивной тяге и прочие безумные проекты.

Также понятно, что эта афера с "кузнечиком" не может длится бесконечно и надо её как-то завершать. Не хочу ничего накликать, но Маску не мешало бы осторожнее ездить на машине и смотреть под ноги - как бы там не оказалась арбузная корка.

P.S. И кстати, вы знаете, что в каждый новый полёт отправляется совершенно новый "Дракон"? Не правда ли, после многочисленных сообщений о его многоразовости, создаётся впечатление, что у них только один корабль, который и летает к МКС. Но это не так, ниже сборочный цех с шестью "Драконами", и в каждую очередную миссию летает новый корабль, что разумно с инженерной точки зрения. Так что нового добавил в космонавтику этот мессия Элон Маск?



P.P.S. В понедельник 28 апреля компания SpaceX в лице её генерального директора Элона Маска перешла к открытой конфронтации с Россией и с американской компанией United Launch Alliance.

http://spaceflightnow.com/news/n1405/01rd180injunction
Федеральный апелляционный суд США издал временный запрет United Launch Alliance на покупку российских двигателей и оборудования для своей уважаемой ракеты Атлас-5 после жалобы SpaceX, утверждавшей, что такие продажи нарушают санкции США, введённые в результате действий России на Украине.



На фото двигатель РД-180 на первой ступени ракеты
Атлас-5. Фото: NASA/KSC

В жалобе, поданной в понедельник, SpaceX заявила, что "российская космическая и оборонная промышленность возглавляется заместителем премьер-министра России Дмитрием Рогозиным. Г-н Рогозин находится в списке санкций Соединенных Штатов в результате присоединения к России Крыма".

Фалкон-9, spacex, Дракон, Элон Маск, dragon

Previous post Next post
Up