В предыдущей статье блога
Как НАСА имитирует возвращение Аполлонов с Луны я проанализировал встречи гражданских авиалайнеров с тем, что выдавалось за командные модули Аполлонов. После этого я обнаружил ещё одно свидетельство подобного события - рандеву военного пилота самолёта С-135 ARIA ALOTS подполковника Боба Мосли с капсулой Аполлона-8. Почитайте перевод его впечатлений о событии, а затем обсудим.
http://www.honeysucklecreek.net/msfn_missions/Apollo_8_mission/index.html Встреча с Аполлоном-8
Подполковник Роберт Мосли
На Рождество 1968 года, я быстро покончил с очень ранним обменом подарками в семье и отправился в штаб-квартиру авиабазы Патрик, во Флориде, для оформления разрешения на полет в Тихоокеанский регион с целью фотографирования Аполлона-8, после его возвращения с Луны. Мой самолет был C-135 (Боинг 707 на гражданке) с очень большой фотокамерой, установленной на левой стороне фюзеляжа; вся система называется "ALOTS", (лёгкая авиационная оптическая система слежения). Мы очень успешно использовали её для фотографирования запусков космических кораблей, но никто до этого полёта всерьёз не думал использовать ALOTS для фотографирования возвращения из космоса.
На тот момент моей лётной карьеры лететь самолётом на Тихий океан было не слишком уж волнующим событием (в особенности, на Рождество), но с моей точки зрения, идея пересечения двух транспортных средств с такой огромной разницей скоростей добавила ощущение крайней необходимости и драматичности, то что я запомню на всю жизнь. У меня было чувство "эй, парни, поехали - они приближаются". И когда я задумывался о том, как быстро они летели, и как медленно мы двигались, это только добавляло озабоченности. Подполковник Уолт Милам (Walt Milam) был вторым пилотом, а майор Чарли Хинтон (Charlie Hinton) (лучший навигатор в мире) прокладывал курс. Кроме того, была команда ALOTS, около пяти человек, для обеспечения работы камеры с поста дистанционного управления в фюзеляже самолета.
После прибытия на авиабазу Хикам (Международный аэропорт Гонолулу) у нас был запланирован минимальный отдых экипажа, но это чувство "давайте продолжать движение" сохранялось, поскольку экипаж Аполлона-8, конечно, не тратил время на отдых. Около полуночи, когда мы собрались на выезд из нашей гостиницы, случилась замечательная вещь: транспорт прибыл вовремя, по дороге на базу не было пробок, погода была прекрасная, и все четыре двигателя запустились без проблем (последнее не всегда случается, когда вы действительно в тяжёлом положении), и мы были в воздухе вовремя на заключительном этапе нашего рандеву с Аполлоном-8. Мы прилетели в точку около 1200 миль к западу и немного к югу от Гавайских островов и в конечном итоге забрались на высоту 13,1км. Это была замечательная ясная ночь в Тихом океане.
Чарли Хинтон дал мне изменение курса с юго-западного на северо-восточный именно так, как он планировал. Я лёг на этот курс и удерживал его в течение приблизительно двух минут, примерно как во время захода на посадку, а затем Чарли сказал: "Посмотри налево, как раз сейчас они должны быть там". Это был момент, который я запомню навсегда. Это не должно было удивить меня, но я удивился. Они были там, слева - я мог видеть слабый огонёк, приближающийся с запада на уровне горизонта, с каждой секундой становясь всё ярче. Это казалось нереальным. Может, это мне только кажется?
В стиле комедии Боба Ньюарта можно было бы обыграть это с юмором, например: "Вы где?" Вы говорите, что находитесь тёмной ночью посреди Тихого океана, на высоте 13 тыс.м, и собираетесь заняться съёмками космического корабля возвращающегося с Луны. Чувствуете ситуацию? И т.д.
Первоначальный шок прошёл, и я поспешно вернулся к своим обязанностям, потому что Аполлон-8 быстро двигался. Меня всё ещё беспокоило то, что он приближался из-за горизонта. Прибытие с Луны я ожидал увидеть как спуск "откуда-то сверху". Космический аппарат светился всё ярче. Небо начало озаряться, когда командный модуль отделился от служебного. Они разошлись по дуге, примерно как если бы это фейерверк из римских свечей по дугообразной траектории выбрасывал в ночь огненные шары.
В этот момент я должен был перестать пялиться и, хоть это и было трудно, вернуться к управлению самолётом и начать необходимый правый поворот, чтобы удержать камеру на пролетающем космическом корабле. Это занятие заставило меня пропустить впечатляющее зрелище того, как сервисный модуль разваливается на части, что сопровождалось вспышкой света, которая на мгновение превратила ночь в день. Однако все остальные члены экипажа в кабине насладились им. Съёмочная группа в задней части самолёта была настолько загипнотизирована яркой вспышкой сервисного модуля, что они даже на мгновение направили камеру на неё, а не на командный модуль, который был нашей главной целью.
Я начал поворачивать, используя автопилот, но т.к. я был слишком очарован просмотром захватывающего светового шоу или, возможно, просто недооценил взаимную скорость (это не тот случай, когда вы имеете возможность попрактиковаться), я быстро понял, что максимальный крен в 38 градусов на который способен автопилот, не обеспечит достаточную скорость поворота. Я выключил автопилот и начал увеличивать крен.
Старушке не так много осталось, и теперь, на высоте 13,1 км, она возражала против такого крутого виража, в который я её загнал. С чем то напоминающим содрогание она дала мне об этом знать. Экипаж был настолько загипнотизирован этим шоу, что я мог бы выполнить замедленную бочку, и они не заметили бы этого.
Я снова смог оторваться от приборов и визуально проследить за его уменьшающимся свечением в восточной части горизонта, который только начал показывать малейшие проблески наступающего дня, ознаменованного успешным возвращением Аполлона-8. Это было очень запоминающееся событие. Я считал, что мне крупно повезло присутствовать при таком в высшей степени успешном достижении - человек впервые возвращался с Луны. Тот факт, что я знал полковника Бормана, командира экипажа, в то время, когда мы были лётчиками-испытателями на авиабазе Эдвардс в начале нашей карьеры, сделал это событие ещё более значимым.
Самолёт KC-135 номер 5123 со смонтированным ALOTS
Ну, что ж, очень красочное и информативное описание. Займемся теперь разбором полёта. Прежде всего, нам нужно установить точку в которой произошла встреча. Траектория полёта капсулы хорошо известна из
отчёта о полёте, а о курсе самолёта Боб говорит менее определённо: "Мы прилетели в точку около 1200 миль к западу и немного к югу от Гавайских островов и в конечном итоге забрались на высоту 13,1 км". Отложив 1200 морских миль от Гонолулу на запад и чуть южнее Гавайских островов видим, что траектория полёта как раз пересекает трассу полёта капсулы. Из последующего описания следует, что так и должно быть иначе описание дальнейшего полёта и наблюдение Аполлона не будет верным. Попытка увести самолёт южнее во-первых будет противоречить словам пилота "чуть южнее" и во-вторых поместит самолёт ALOTS дальше от космического корабля, что неудобно для съёмок.
Отметим любопытную фразу Боба: "Меня всё ещё беспокоило то, что он приближался из-за горизонта. Прибытие с Луны я ожидал увидеть как спуск "откуда-то сверху". И это говорит пилот занимающийся фотосъёмками для НАСА. Вспомним эксперта-баллистика гражданского пилота Ф.Брауна из заметки "Вест Австралиан", который продемонстрировал потрясающие познания и опыт в космической навигации, но это мы уже обсуждали.
Проверим, действительно ли Аполлон-8 должен был приближаться из-за горизонта для того места и высоты, с которорого его наблюдал Боб Мосли. На этом построении из GoogleEarth точка Е соответствует точке входа КМ в атмосферу Земли на высоте 122 км (зелёная линия).
Как видно, слова пилота "приближающийся с запада на уровне горизонта" и "он приближался из-за горизонта" не могут соответствовать наблюдению космического корабля на такой большой высоте и так близко к точке его входа в атмосферу. Капсула действительно будет видна прилетающей из-за горизонта, только если точка наблюдения расположена дальше от входа в атмосферу и ближе к месту посадки. Также неверно направление, указанное Бобом, капсула должна приближаться не с запада, а с северо-запада. В направлении военный лётчик ошибиться не мог. Тогда что же видел пилот? Скорее всего, как и пассажиры авиалайнеров, он и его экипаж наблюдали полёт реактивного сверхзвукового самолёта или крылатой ракеты.
На следующем рисунке показан вид на капсулу в момент её максимального приближения к самолёту (точка R, 280 км), но только если её полёт проходил бы на задокументированной в отчёте Аполлона-8 высоте и траектории, что, очевидно, не так. Самолёт не может лететь на высоте 56 км. Скорее всего, полёт набитого пиротехникой летательного аппарата происходил ниже и ближе к самолёту ALOTS для создания более впечатляющих световых эффектов. Также на расстоянии 280 км Боб не мог бы наблюдать описываемые им эффекты невооружённым глазом. Очевидно, что это шоу предназначалось прежде всего экипажу С-135, и поэтому самолёт пролетел ближе к наблюдателям. Направление ухода объекта указано как восточное: "Я снова смог оторваться от приборов и визуально проследить за его уменьшающимся свечением в восточной части горизонта", в то время как реальный КМ Аполлона-8 должен был двигаться на юго-восток.
Следующее наблюдение командира экипажа расставляет все точки над i, если у кого-то ещё и остались сомнения:
Небо начало озаряться, когда командный модуль отделился от служебного. Они разошлись по дуге, примерно как если бы это фейерверк из римских свечей по дугообразной траектории выбрасывал в ночь огненные шары.
Пилот С-135 Боб Мосли и не подозревает насколько он близок к истине, говоря о фейерверке! Боб в этом отрывке говорит о разделении модулей. Но это событие должно было произойти ещё в космосе, до входа в атмосферу Земли. Об этом сообщают и пассажиры, и экипаж авиалайнеров.
Газета "Окленд Стар":
Сервисный модуль отделился со вспышкой бело-голубого света".
"Мистер Кен Хиксон, ... описал разделение как "блестящую разноцветную вспышку, как зажжённый бенгальский огонь".
Похоже, пассажиры тоже описывают разделение командного и сервисного модулей, что подтверждает слова пилота Боба Мосли.
Режиссёры творчески переосмыслили сцену возвращения и решили, что так будет драматичнее? Возможно, что внешняя сторона шоу, упор на световые эффекты перевесили здравый смысл и осторожность. В то время мало кто знал такие детали как место разделения модулей, то, что сейчас является азбукой, 45 лет назад мало кому было известно. Ничем другим я такую ошибку объяснить не могу.
Так задумывалось сценаристами шоу, во время планирования полётов Аполлонов:
Так было реализовано пиротехниками: белое пламя должно свидетельствовать о чрезвычайно высокой температуре.
А вот, что мы увидели после приводнения. Согласитесь, результат никак не соответствует масштабу катаклизма на предыдущих снимках. Я ожидал бы увидеть обожжённый корпус, как будто его вытащили из печки