Аэродинамика для гуманитариев

Dec 23, 2017 21:14

Я люблю поехидничать в своем журнале над идиотскими учебниками физики и идиотами-преподавателями, распространяющими разные нелепые заблуждения.
Однако, гуманитариям обычно непонятен смысл моих заметок, потому решил написать что-нибудь простенькое. ( Read more... )

Leave a comment

biglebowsky March 12 2018, 06:33:05 UTC
Насколько я знаю, есть довольно точные модели.

У нас есть одна очень серьезная и плохо решенная математическая проблема - как вычислить точку срыва потока с гладкой поверхности. Потому что решение неустойчиво - бесконечно малое изменение входных параметров может эту точку серьезно сдвинуть. Хуже того - решение гистерезисно (зависит от предыстории), да еще и в некоторых случаях может быть нестационарно по времени (пример - дорожка Кармана за цилиндром).

Если предположить, что срыва потока нет, или на поверхности сделали какую-то неровность, чтобы поток срывался именно с нее (пример - редан на днище глиссера), то все прекрасно вычисляется.

Есть некая организационная проблема: по "околонаучной" литературе ходит чудовщное, невероятное количество заблуждений по поводу аэродинамики. Эти заблуждения попадают в учебники, в лекции серьезных институтов (в моей колекции заблуждений отметились штатовский MIT, российский МИФИ, недавно в мою коллекцию умудрился попасть даже тот самый МФТИ, который я заканчивал).

Лично я бы, на пальцах, объяснял подъемную силу крыла как-то так https://biglebowsky.livejournal.com/7813.html

Reply

drtopper March 12 2018, 07:04:42 UTC
Спасибо.

Reply

drtopper March 12 2018, 07:21:48 UTC
То есть, проблема именно в срыве потока, без него всё более-менее уравнениями описывается?

Reply

biglebowsky March 12 2018, 07:54:16 UTC
Да, исключительно в срыве потока.
Есть даже сайты, позволяющие on-line, просто по Сети, без загрузки каких-то приложений на компьютер пользователя, построить картинку обтекания произвольного крыла. Все будет подсчитано точно кроме точек срыва потока - по этим точкам будет только приблизительная оценка.

Надеюсь, Вы не забудете рассказать пилотам о том, что в результате срыва потока подъемная сила падает отнюдь не до нуля?
И что график подъемной силы от угла атаки двугорбый? После срыва потока (приблизительно на 20 градусах для типичного крыла) подъемная сила несколько падает, а потом опять начинает нарастать, и возникает второй "горб" на 45 градусах, приблизительно той же высоты, что и первый.
Это очень занятно - большинство авторов учебников ничего не знает о поведении крыла на больших углах атаки, и потому в своих учебниках вынуждены обрывать график после первого горба.

Reply

drtopper March 12 2018, 08:32:36 UTC
У нас в Локхиде (подозреваю, что и везде в последнее время так) кадетам даются только факты плюс список литературы где можно найти что-то подробнее. В прошлом году был даже циркуляр от высшего начальства, мол не усложняйте.

Для некоторых тем, навигация например, это отлично работает. А в аэродинимику я сам полез - вижу ого! Хотя диплом физфака МГУ.

Reply


Leave a comment

Up