О вреде избыточного употребления консервов или почему некоторые правые встают на сторону власти. Ч 1

Jul 08, 2013 21:14

Некоторое время назад наша госдума прославилась своим гимном. "Вам избранникам России, Русь челом бьет" и тд. Лет 100 назад песня могла бы смотреться нормально, но в наше время от нее веяло чем-то невероятно архаичным, устарелым, оторванным от реальности. В дальнейшем выяснилось, что эта песня и была написана еще для дореволюционной думы. Тогда она была воспринята несколько получше, но все равно подвергалась критике, и вскоре была забыта. Прошло сто лет, и наша власть спокойно восприняла риторику столетней давности, не почувствовав ее оторванности от нынешнего восприятия жизни. И это не случайно. История с гимном хорошо показывает некоторые особенности нынешней нашей элиты. Выросли они не на пустом месте. Еще в эпоху Ельцина некоторые авторы ухитрялись писать оды в честь президента, которые невозможно было спародировать. Но тогда хватило ума не давать им хода. Однако, начнем издалека.

Поздний СССР - консервативное государство.

Поздний СССР был довольно консервативным государством. Это утверждение некоторым читателям может показаться невероятным. Консервативная идеология часто считается тесно связанной с религией, частной собственностью, монархизмом, неприятием революций, атеизма и т.д.



На самом деле, термин консерватизм происходит от того же слова, что и консервирование, что означает сохранение. Как и многие современные политические традиции он ведет свою родословную с эпохи Французской революции. Если мы рассмотрим историю Английской революции, то мы заметим, что и та и другая сторона заявляла что борется за сохранение древних прав, и оперировала аргументами из Библии и истории. В революционной армии в обязательном порядке изучали Священное писание, а проповедники выполняли роль комиссаров.

Совсем не то Великая Французская революция. Революционеры сразу заявили о необходимости построить мир на новых принципах, а сторонники Старого порядка пытались вернуть все к дореволюционной ситуации. В то время и распространилась консервативная доктрина. Естественно, что она проклинала революцию и выступала за монархию, религию, сохранение старых традиций. Шло время. В 1815 году после падения Наполеона консерваторы получили возможность осуществить Реставрацию. Через 15 лет это привело новой революции, а после ее поражения к новой, уже общеевропейской революции 1848 года. Так называемой Весне Народов. Мир изменился настолько что невозможность возврата к Старому порядку стала очевидна. В итоге отрицавшим изменения консерваторам пришлось меняться, чтобы не вылететь с корабля истории. Появилось довольно много разных видов консерватизма. Либеральный, либертальный, социальный. Новый консерватизм (неоконсерватизм)! Между ними было немало различий, общим оставалось лишь попытка удержать общество от резких изменений, или вернуть его в недавнее прошлое. Поскольку практически не одно государство за последние два века не обошлось без революций переворотов, или просто резкого изменения государственного строя, то консерваторами обычно становились выродившиеся потомки последних революционеров, или сторонники последнего предреволюционного строя (вернее общественного строя бывшего перед последней революцией).



Так и вышло в СССР. Консервативное наступление хорошо заметно. В первые постреволюционные годы, супружество и развод было делом простым. Сегодня зашли в ЗАГС расписались, завтра зашли и спокойно развелись. А еще были общества "Долой стыд" и теория о стакане воды. Ничего подобного не было в последующие годы. К браку стали относится намного более серьезно, а в процессе развода суд должен был стремиться сохранить брак. В 30-ые мы найдем множество женщин на совсем не женских работах. Женщины-летчики, женщины-капитаны, шахтеры. В последствии это все стало сходить на нет.

В искусстве заметен контраст между "классикой" и "авангардизмом". Сравните, например, уровень и международный престиж советского балета и советской эстрады. Советская кинофантастика когда-то оказала влияние на мировую, вплоть до Космической одиссеи и Звездных войн, но с конца 60 годов известна только детскими фильмами. Кино тоже стало классическим. Про истории с выставками авангардистов не стоит и упоминать.

В руководстве можно было увидеть людей сидевших лет двадцать и больше на своих должностях. Пропаганда выродилась в набор глупых штампов и фраз.

Очень большую популярность приобрели всевозможные защитные движения. Защита памятников, исторических объектов, природы. Исчезновения Аральского моря стало восприниматься как величайшая трагедия, в то время, как ранее, во времена начала активного использования воды среднеазиатских рек для орошения, к этому относились достаточно спокойно. Морем больше - морем меньше, в чем проблема? Польза от использования воды для орошения превосходила пользу от моря.

Всем этим вопросам можно было бы посвятить целую монографию, но приходиться ограничиваться лишь небольшим количеством примеров. Роль религии в социалистическом консерватизме заменяла советско-марксистская идеология, роль частной собственности - государственная собственность реально поглотившая и колхозную и кооперативную.

Первые половина 20 века для России была слишком бурной: войны, революции, коллективизация, индустриализация, урбанизация вымотают кого угодно. Поэтому спокойная жизнь в послевоенном СССР воспринималась многими с удовлетворением и радостью. Каждый мог найти работу, всем было гарантировано медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение. Как правило, со временем советский человек получал жилье, имел возможность улучшить свои условия, купить машину и тд. Нередко это делалось не без труда, но никаких сверхусилий не требовалось.

Национальное движение в СССР

Впрочем такая спокойная жизнь, да и вообще ситуация с СССР нравилась не всем. Немало людей пыталось что-то изменить. Среди них наиболее известны, те кто ориентировался на Запад, на «демократию, свободу». Они стали диссидентами, а в в перестроечное и постсоветское время участниками демократических/либеральных движений. Но не все смотрели на Запад.

Слово националист было в СССР отрицательным, и никто практически себя не называл им. Да оно и не использовалось для обозначения русских организаций. Вместо него использовалось понятие патриотический, национальный, русский. С чем же ассоциировались эти понятия в СССР? С каким видами деятельности?

Необходимо заметить, что никакого нашествия мигрантов в то время не было. Большинство русских жило в мононациональной среде, где межнациональных проблем не было просто в связи с отсутствием значительного количества других национальностей. Нет негров - нет расизма. Конечно, какая-то часть русского народа жила на окраинах, или в местах где проживали крупны контингенты иных наций. Временам там могли возникать проблемы, например. в 50 годах в городе Грозном происходили межнациональные столкновения. Но это задевало сравнительно небольшую часть русского народа, и не могло стать отправной точкой для роста общественных движений.

Зато отправной точкой стала охранительная деятельность. Деятельность по защите памятников культуры, архитектуры, истории. Защите природы. Деятельность связанная с русской историей и культурой. Именно это ассоциировалось с тогдашним русским движением. В литературе с русским национальным ассоциировались деревенщики. А о чем они писали? О крестьянской цивилизации пострадавшей от перемен. В консервативном обществе русское движение было консерваторами в квадрате.

Перестройка



В конце-концов тихая застойная жизнь всем надоела, и началась перестройка. Первоначально никто не хотел разрушать Советский Союз. Хотелось оставить лучшие стороны советской жизни, но добавить больше динамичности, больше свободы, больше шансов на быстрый успех, независимый от государства. Однако оказалось, что консерваторы у власти так поработали, что позднесоветская система оказалась не способна к подобным изменениям и в итоге рухнула.

Во время перестройки произошло выделение нескольких политических сил. Те кто ориентировались на изменения, на новое, оказались на стороне демократов. Причем, они могли долгое время оставаться в составе КПСС, это было возможно. Значительная часть функционеров Коммунистической партии осталась на консервативных позициях, стараясь сохранить существующий строй, или реформировать его минимально. Однако, в нашу эпоху, чтобы сохранять политическую систему необходимо постоянно меняться. У консерваторов-коммунистов это не вышло.

А националисты? Первой известной националистической организацией стала Память! Выросшая из общества защитников памятников. После всего вышеописанного это видится вполне закономерным. Это снова были консерваторы в квадрате. Монархисты, белогвардейцы, смотрящие в уже прошедшие периоды истории. Автору попадались утверждения, что сначала организация больше ориентировалась на "Сталина", чем на "Николая II", но даже если так, это ничего не меняет. Просто консерваторы сменили эпоху, в которой видели Золотой век. Суть осталась та же. Ориентация на ушедшее прошлое выражалась нередко в одежде, в поведении, в привычках. Другие националистические организации той эпохи были ей под стать. Если в них попадал человек настроенный на активное изменение жизни, стремление к новому, то ему нечего было там делать. Организации исторгала его как чужеродное тело, и ему приходилось искать себя у демократов.

Впоследствии появились организации основанные на совсем других принципах, самой известной из которых стало РНЕ, но поезд уже ушел. Они ничего не сумели изменить.

Результат известен. СССР рухнул. Демократы пошли кто во власть, кто в бизнес, кто-то съехал за границу. Часть консерваторов КПСС ухитрилась удержаться на плаву. Кто-то пережил тяжелые времена, и оказался у власти, хоть и не на первых ролях. Неважно где, в КПРФ или предках Единой России. Кто-то влез в бизнес.

А националисты? Националисты ничего. Никакой роли они не сыграли, да и не могли сыграть. В последнем акте отличилось лишь РНЕ, что доказывает, что потенциал у националистического движения был, проблемы существовали лишь в организационно-идеологическом плане.

2000 годы

Пропустим 90-ые годы из-за недостатка места. Важно лишь, что общество сильно изменилось. Русские подверглись множеству репрессий на бывших советских окраинах, но это было бы еще полбеды. Масса приезжих других национальностей хлынула внутрь России. Как уже говорилось, русские, в массе своей, привыкли жить в мононациональном обществе, и у них не было никакого исторического опыта сосуществования с подобными элементами. Многочисленные конфликты и проблемы возникшие в результате этого потребовали современного ответа, не оглядывающегося на времена столыпинские и падения Порт-Артура.

Движение Против Нелегальной Иммиграции было первой националистической структурой поставившей перед собой главной задачей, не ностальгию о счастливой древней жизни, а решение подобных насущных проблем. Его успех навсегда изменил лицо русского национализма. Организация принципиально не имела никакого "исторического хвоста", и ориентировалась на решение насущных практических проблем.

Но немало осталось и националистических движений пытавшихся действовать по старой схеме. Примером служит образование Союза Русского Народа в 2005 году. Позиционировал он себя как продолжатель дореволюционного Союза. Вот только проблема в том, что старый Союз был провластной организацией, защищающей и поддерживающий существующий на тот момент строй. А новый Союз намеревался современный строй изменить. Кроме того, между современным обществом и обществом столетней давности существуют кардинальные различия. В результате оказалось, что ничего из опыта того старого Союза взять в современность невозможно. В то же время старое название повисло на движении пудовыми гирями, убив пространство для маневра и не дав ему ничего сделать. Остатки его вроде бы и сейчас существуют. Вот только мало про них слышно.

Впрочем изменения произошли не только с националистами. Очень сильно изменилась государственная власть, которая стала консервативной. В этом нет ничего удивительного. Удобно устроившаяся власть и элита практически всегда консервативна. Действительно, зачем что-то менять, если им и так хорошо. Подобная элита во все времена была одним из столпов консервативной идеологии.



Еще одним важным столпом являлось крестьянство. Объяснялось это тем, что приемы сельского хозяйства были связаны в единый комплекс с общественными отношениями, образом жизни, формой собственности. Все это нарабатывалось в течении очень длительного времени, и резкое изменение этих элементов могло привести к серьезным проблемам. Но крестьянства сейчас нет. Фермер не крестьянин. (Если совсем просто, то разница между крестьянином и фермером следующая. Крестьянин вырастит пшеницу, смелет зерно, испечет себе хлеб, и лишь избыток продаст на базаре. И так со всеми продуктами. Фермер же, вырастит пшеницу, продаст ее и побежит в магазин за хлебом).

Еще интересен эстетический консерватизм. Это благообразные люди в бакенбардах и царских мундирах, старинные усадьбы и купола храмов. И повсюду умиротворенность, лепота, спокойствиеи благолепие.

Впрочем, мы отвлеклись. Как уже говорилось власть стала консервативной, т.е. пытавшейся любой ценой сохранить существующую ситуацию. Остановись мгновение, ты прекрасно! Либералы/демократы пришедшие в нее после распада Союза эволюционировали в консерваторов, а те с кем этого не случилось или уже скончались, или были выдавлены из нее как чужеродное тело.

Что стало с коммунистами? КПРФ вошла в государственную тему как ее необходимая составная часть. Так называемая, полуторапартийная государственная система. При этом строе, существует партия власти, и оппозиционная партия, которая с ней активно борется, но всегда остается второй. Фактически две эти партии не борются как боксеры на ринге, а танцуют очень сложный танец, где действия каждого подчинены его роли.

Впрочем, нас интересует именно вопрос коммунистов и консерваторов. Как уже говорилось СССР рухнул и тогдашние консерваторы оказались в дураках. Но если националисты ничего не имели, и остались ни с чем, то коммунисты имели немало, и кое-что сумели сохранить. Соответственно урвали они себе и место у власти. Часть из них оказалась рано или поздно в партии власти, а часть так и осталась в КПРФ. Но это была партия консерваторов. От слов что "Россия исчерпала лимит на революции" Маркс и Ленин, наверное, завертелись в гробу как вентиляторы. В результате появилась такая консервативная партия, защищающая то что осталось от СССР, в частности социальные льготы, и опирающаяся на людей ностальгирующих по Советскому Союзу. Но со временем появились новые движения левых, состоящие из новых людей, и держащихся не только на воспоминаниях об СССР.

2011 и другие

Наступил 2011 год, а за ним 2012. В стране вспыхнули волнения. Как распределились политические силы?

Как уже сказано власть стала консервативной. Против нее достаточно единым фронтом выступили силы демократов и либералов (автор просто не знает как точнее назвать эту оппозицию, поэтому приходится пользоваться таким названием). Что характерно, несмотря на заметные разногласия между собой и иными силами, среди этого слоя практически нет никого поддержавшего нынешнюю власть.



У "левых" все сложнее. Значительная часть молодой (не по возрасту, а по динамичности, и направленности на будущее, а не на ностальгию по СССР) генерации вышла совместно с "общегражданской" оппозицией. Другая часть этого динамичного слоя, не стала активно поддерживать "сторонников капитализма", но пытается сыграть в свою игру, впрочем, без особого успеха. КПРФ воспринимаемая многими как главная оппозиционная партия, изначально была просто обязана поучаствовать в протесте, но в нем совершенно не удержалась, и была выдавлена как чужеродное тело. В результате, их положению не позавидуешь. Их роль не позволяет им поддерживать нынешнюю власть, но в протесте они тоже не прижились.

Существует еще один слой "левых", несистемный, но консервативный. Мечтающие об СССР2.0, прямо выступили против оппозиции, что впрочем не удивительно. Дело тут не в том, что они "продались", продаться может лишь руководство, а всех не купишь. Просто подобные консерваторы всегда испытывают нелюбовь к реальным протестным действиям. При этом на словах они и против Путина, но это вызывает лишь смех.

А националисты? Самые динамичные (читай те, что не зашорены на событиях многодесятилетней давности), самые успешные организации оказались в лагере оппозиции. Причем, в лагере, который их особо не ждал, и свое место пришлось отвоевывать. Однако, немало националистов оказалось и прямо на стороне нынешней власти. Некоторым это показалось невероятным. Например, Константин Душенов, недавно вышедший из тюрьмы высказался в поддержку Путина. Однако если внимательно рассмотреть ситуацию, то это окажется достаточно предсказуемо.

Окинем взглядом его политическую карьеру. Мы обнаружим там: Союз православных братств, Союз Русского Народа, Христианско-патриотический союз, Держава, Духовное наследие, партия Кадетов, газета Русь Православная и тд. Монархист и сторонник канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина. Люди с такой консервативной карьерой имеют серьезную склонность выступить против нынешней оппозиции на стороне государственной системы.

Ультраконсерваторы на службе власти

Читателям может показаться непонятным, какая взаимосвязь между подобными ультраконсервативными убеждениями и служением их адептов современному государству. Действия консерваторов во власти понятны, а вот действия подобных людей могут показаться странными поэтому остановимся на этом вопросе подробнее.

Как уже говорилось, изначально, консерваторы - это борцы с революцией и вообще с изменениями общества. Впоследствии, стало очевидно, что изменения в любом случае происходят, борьба с этим бесполезно. Тогда они перестроились и стали твердо отстаивать лишь некоторые принципиальные позиции, в остальном лишь выступая против слишком резкого темпа реформ. В итого даже часть консерваторов осознала что революции - естественная часть политической жизни Нового времени.

Но в России, как это нередко случается был свой путь. Как уже говорилось, в консервативной стране они стали консерваторами в квадрате. Дореволюционная Россия казалась им чуть ли не Золотым веком, а революция и последующие годы - фактически вторжением Ада на Землю. (Автор встречал даже и такую формулировку). Соответственно Революция - это самое худшее, что может произойти в России, и надо опасаться даже намека на нее. А поскольку нынешнее оппозиционное движение имеет шанс развиться в "революцию", хотя и в очень облегченной версии, то ультраконсерватор считает своим национальным и человеческим долгом всеми силами бороться против него, а поскольку собственных сил мало, то нужно присоединиться к государственной власти.


Возникает вопрос, а как же они вообще хотят добиться своих целей? Ведь любая попытка серьезного изменения общественно-политического строя, нередко, вызывает, хотя бы кратковременный хаос и риск непредсказуемого развития событий. Стандартный вариант "восстановления русской власти" в их глазах примерно следующий. Настанет день и на улицы городов выйдут сотни тысяч, миллионы русских людей. Все они будут высокие, умные, с бородой, бакенбардами и высокодуховными (обязательно высокодуховными) лицами. В едином порыве, они помолятся, затем пойдут на Земский Собор (никакого безбожного парламента) и соборно (обязательно соборно) призовут православного царя (выборы - массонская выдумка, даже в Памяти руководителя не выбирали, а призывали)! При это они все обязательно покаются, причастятся, по постятся (что еще?). После чего, будет восстановлен Рай на Земле, каким была когда-то Россия. Если кто-то не верит в возможность такого развития событий, то ему приведут в пример Земский собор провозгласивший Романова царем, который по их мнения происходил именно так.

Если кому-то кажется, что в предыдущих двух абзацах автор уж слишком сильно утрирует, пусть пообщается на эти темы с соответствующими людьми.

Чтобы приблизить этот великий день, они могут заниматься восстановлением духовности, укреплением православия, разоблачением жидо-массонов, борьбой с пьянство, ювенальной юстицией, революцией и многими другими делами. Впрочем, многие реально понимают, что при нынешних тенденциях тот великий день наступит совсем нескоро. А время не всегда ждет. Однако, очевидно, что если они окажутся во власти, то они смогут (как они думают) добиться своих целей без риска революции. Не забывайте, что многие консерваторы верят в силу государства и репрессии.

Проблема в том, что нашей консервативной власти, подобные консерваторы не нужны. Даже в дореволюционное время власть предпочитала опираться не на Союз Русского Народа, а на послушных чиновников. Поэтому им и приходиться защищать эту власть бесплатно и безответно.



Не все добровольные сторонники власти полностью похожи на вышеописанное. Но как правило, в их идеологии и мировозрении можно наблюдать подобные установки.

Стоит добавить о консерваторах-коммунистах. Может показаться, что это совсем другие люди, однако разница между ними правыми часто не принципиальна. Автор встречал коммунистов, которые в разоблачении жидо-массонского заговора дадут сто очков любому черносотенцу. А костяк одного из отделений Союза Русского Народа, без особых проблем прижился в Сути времени.

Автору могут возразить, что есть немало консерваторов, которые не действуют подобным образом. И это действительно так. И в объединении Русские есть люди, когда-то носившие форму Памяти, но это не мешает им активно участвовать в протесте. Как и другие политические учения, консервативная идея, имеет большое количество разновидностей. И кроме вышеописанных крайностей, у нее немало сторонников вполне способных, определить степень ее применения к конкретной ситуации, и действовать как того требует современность. Соответственно, вы вряд ли сейчас услышите от них большую дозу консервативной риторики. Очевидно, что лозунг должен соответствовать времени.

У крайних же ультраконесрваторов этого нет. Например, многие приветствую любое "усиление" государства, и считают трагедией любое "ослабление" его. Причем под усилением понимают новые репрессивные законы, а под ослаблением - ослабление в первую очередь силовых органов: полиции, армии и тд. Тот факт что эти репрессии в условиях данного государства могут обрушиться на них, ультра не приходит в голову.

Вернемся к гимну

В связи со всем вышеописанным становится неудивительным появление у Думы подобного гимна. Вообще архаичность, избыточная серьезность, официозность и общая тоскливость характерная черта подобных режимов и умонастроений. Если попросту, можно с тоски сдохнуть (вспомните застой). Неудивительно что против них в полном составе выступил "креативный класс"! Множество писателей и выступило против власти, не потому, что у них проблемы материальные, или они сколько-нибудь разбираются в экономике, политике. Просто им неуютно жить в подобном обществе. Они хотят создать другое.

Вполне закономерным выглядит и появление Собчак среди протестующих. Вряд ли это какой-нибудь "хитрый план", как думают некоторые. Просто ей более комфортно среди тех кто вышел на протест, чем среди властвующих лиц.

И наоборот все выглядит с консерваторами. У консерватизма есть своя эстетика, свой язык, свои лозунги. И немало людей, которые меряют консервативную идею по этим вещам, будут притягиваться к нынешней власти.

Практические выводы из всего описанного будут в следующей части.

теория, Русские, революция, размышления, пропаганда, национализм

Previous post Next post
Up