Летом прошлого года я собрал небольшую подборку картин Александра Юрьевича Аверьянова для своего отца, ну и тут тоже
выложил. Помимо прочего, написал, что выпуск альбома картин этого художника стал бы прекрасным национальным проектом во славу русского оружия, да некому делать. Оказывается, я был, мягко говоря, неправ. В 2014 году издательство "Белый город" без шума, пыли и государственной поддержки от лучшего министра культуры по версии Клим Жукоу (retired) выпустила книгу, посвященную батальной живописи Аверьянова. Я наткнулся на нее совершенно случайно и, конечно, сразу заказал два экземпляра - себе и на День Рождения батюшке.
Книга выпущена в формате А4. Переплет мягкий, но бумага качественная и печать хорошая. Я брал свои экземпляры уже из остатков тиража, поэтому мне мои экземпляры достались со скидкой - продавец предупредил, что уголки немного замяты, потому что это последние книги в стопке. Я, впрочем, никакой особенной замятости не заметил.
Итак, передо мной книга в защитной пленке (все картинки довольно большие, поэтому их лучше открывать в отдельном окне или вкладке):
Ставим соответствующую музыку:
Click to view
...и приступаем. Убираем пленку и получаем возможность осмотреть обложку:
Выходные данные книги:
Аверьянов знаменит прежде всего своими работами по Наполеоновским войнам, причем в отличие, например, от украинского художника Теленика, рисующего главным образом французов, большинство картин Александра Юрьевича посвящено Русской Армии, ее солдатам, офицерам и генералам. Не удивительно, что большая часть книги отдана под эту тему:
Знаменитая картина-карта сражения под Малоярославцем:
Эскиз неосуществленной картины, посвященной атаке лейб-гвардии казачьего полка под Лейпцигом:
Впрочем, Аверьянов работает не только над темой Отечественной войны 1812 года. Как баталист, он пишет картины на самые разные темы из отечественной (и не только отечественной) истории:
Не слишком точное исторически, а, скорее, парадное, в стиле 19-го века, изображение Куликовской битвы и ее героев:
Интересной страницей в творческой биографии мастера является сотрудничество с российской компанией "Звезда". "Звезда" по мнению многих любителей военно-исторической миниатюры выпускала лучшие в мире фигурки в масштабе 1:72. Многие из самых лучших наборов этой прославленной серии несли на коробках иллюстрации, выполненные Александром Юрьевичем:
Помимо батальной живописи художник пишет также портреты, для которых характерно опять же тяготение к классицизму и определенной стилизации под манеру исполнения официальных портретов 19-го века:
Кроме того, Аверьянов любит работать в области пейзажа:
Но наиболее он известен, конечно, как, наверное, лучший российский художник-баталист:
Указатель произведений А. Ю. Аверьянова:
В общем, я неимоверное доволен этим приобретением. Конечно, книга не лишена недостатков. Я предпочел бы, чтобы она была выпущена в формате А3 и в твердом переплете, чтобы репродукции не растягивались на разворот, неизбежно теряя в качестве восприятия, а покоились каждая на своей странице. Но, увы, такая печать задрала бы стоимость одного экземпляра, наверное, под десять тысяч. А ведь даже в таком виде, тираж не распродан до конца и через шесть лет после выпуска.
И все же, это отличная книга, которая, как я уже сказал, будет не лишней в библиотеке любого русского, даже если он не увлекается эпохой наполеоновских войн. "Бородино"-то в детстве все читали, не так ли?
Надеюсь, что когда-нибудь выпустят такую же книгу по Федорову.