"Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд..."

Oct 21, 2019 22:38

Как известно, мужская часть любого индейского племени подразделялась на многочисленные сообщества - как правило воинские, но иногда и просто мужские - мужчин средних лет, посвятивших себя заботе о семье, и стариков. Каждое такое общество имело множество регалий и обычаев - от Священных Связок, Священных Луков и Копий, Священных Рубах, Погремушек и Леггинов, до особых раскрасок, ритуальных плясок, песен и обычаев. К этому добавлялась сложная система Военных Заслуг, строго структурированная в каждом племени, и дававшая право мужчине, совершившему тот или иной подвиг, присоединять к своей праздничной или военной одежде и головному убору те или иные элементы декора: хвосты горностая, разнообразно раскрашенные перья, ожерелья из зубов или когтей разных животных и т. д. Помимо всего вышеперечисленного, заслуги и подвиги отображались в боевой и праздничной раскраске - как самого мужчины, так и его коня. Одним словом, заслуженный воин в полных регалиях являл собой внушительное зрелище:






И друзья, и враги, увидев воина в таком облачении, могли сразу определить, кто перед ними, какими делами он прославлен и, например, за что ему следует отомстить.

А что же женщины? Были ли у них какие-то особенные заслуги, позволявшие украшать одежду или лицо так, чтобы все видели, какая перед ними уважаемая и героическая особа? Вообще говоря, да.

Во-первых, женщина, проявившая мужество при защите лагеря во время вражеской атаки, получала права отображать совершенный подвиг на своей одежде, волосах и по праздникам в раскраске лица так же, как и мужчины. То есть она могла украить себя раскрашенным пером, привесить к рубахе скальповую прядь или нарисовать на праздничном платье знак, отражающий ее деяние: посчитанный ку, убийство и скальпирование врага, захват коня или оружия.

Во-вторых, женщины-воины, ходившие в военные походы наравне с мужчинами-воинами, при совершении подвигов получали те же заслуги, что и мужчины.

В-третьих, жена заслуженного воина, вернувшегося из похода с победой и если при этом отряд не понес потерь, получала право проехать вокруг лагеря и через него в военном убранстве мужа, на его коне, с его щитом и оружием. Это, конечно, не являлось постоянной наградой, но считалось КРАЙНЕ престижным среди женщин племени, из-за чего бабы нередко буквально выталкивали своих мужиков в походы и набеги - все, как у людей.

Однако, помимо всего вышеназванного, у некоторых народов существовали также особые награды женщинам, отличившимся, так сказать, на поприще мирного женского труда. Знаменитая женщина племени Хидатса, Waheenee (Buffalo Bird, или Кукушка по-нашему), вспоминала:




"За мои выдающиеся достижения в обработке шкур Тетушка нашего клана, Сэйдж (Sage - я не знаю, что тут имеется в виду - транскрипция имени или английское слово для обозначения мудреца и старейшины, прим. мое) дала мне женский пояс. Он был шириной в три моих пальца и весь вышит голубым бисером. Один конец был сделан длинным, он свисал спереди. Только очень работящая девушка могла получить такой пояс. Его нельзя было купить или сделать самому. Родственники не могли подарить такой пояс; и Тетушка клана, напоминаю, не была моей кровной родственницей. Носить женский пояс было честью, я была горда, словно вождь военного отряда, захвативший свой первый скальп.

За свои достижения я получила и другие награды. За украшение накидки моего отца иглами дикобраза я получила бронзовое кольцо, купленное у белых торговцев; и за украшение покрышки типи перьями чайки, раскрашенными желтым и голубым, я получила браслет. Очень немногие девушки в племени имели пояс, кольцо, и браслет."

В другом рассказе Вахини подтвердила, что пояс, кольцо и браслет были стандартными наградами для девушки или молодой женщины:

"Работящая женщина, обработавшая много сотен шкур, заслуживала право получить от Тетушки клана один из самых желанных и почетных знаков: "женский пояс". Этот украшенный бисером пояс, обычно шириной два дюйма, не разрешалось покупать или делать самой. Было еще две награды за хорошую работу: браслет, как награда за украшение покрышки типи перьями, и кольцо, за изготовление праздничной, украшенной иглами накидки из шкуры бизона."

Знаменитый американский фотограф Эдвард Кёртис, сделавший множество снимков индейцев в начале 20-го века и заслуживший среди них имя Ловец Тени:
, вспоминал:

"Женщина, которая хорошо следит за своим огородом и домом имела право носить пояс шириной примерно шесть дюймов, сделанный из оленьей кожи и расшитый перьями".

Огород в данном случае не должен удивлять - Хидатса были полуоседлым племенем.

Интересно, что у кочевых Сиу такие обычаи не отмечены. Впрочем, у них и жизнь женщин была гораздо тяжелее, чем у сравнительно миролюбивых Хидатса.

Пояс Вахини мог выглядеть примерно так:






А пояс, упомянутый Кёртисом, так:




Да, приводится по "Plain Indians Regalia & Customs", Bad Hand, "Schiffer Publishing", 2010.

юные школьницы, old west, элитность, США, нету скальпов, искусство изобразительного, не Fallout, уроки труда в средней школе, индейцы, не фоллаут, мало скальпов

Previous post Next post
Up