Как отличить плохого человека от хорошего? Плохой, посмотрев видеозапись, начнет оправдываться. Хороший спросит: что нужно делать?
Вот ей Богу, очень давно я не видел таких сильных фильмов. А это именно многосерийный фильм, наподобие нашего "Место встречи изменить нельзя" - длинная история, которую нельзя впихнуть в два или три часа экранного времени, но именно история, а не набор рассказов. Два полицейских, два воина, стоящих на страже общества. Только один - разведчик с фронтира, человек, побывавший на той стороне, где демоны и упыри едят людей, а другой - бодрый весельчак, работающий с девяти до восемнадцати. Рыцарь-монах и городской стражник. Балансирующий на грани безумия, но при этом по своему болезненно порядочный социопат-интеллектуал, и гуляющий налево рубаха-парень, семьянин и выпивоха.
Они не станут друзьями, не начнут подшучивать друг над другом, жена семьянина не будет стирать социопату футболки. Не выйдет счастливой любви, собаки, дружбы домами, словом, всего того, что составляло основу известной полукомедийной полицейской саги 80-90-х. Те фильмы тоже радуют до сих пор, но они не поднимают дух так, как "True Detective". Не помню, когда я последний раз сидел и так глупо улыбался после финальных титров. И это при том, что фильм, в общем, страшный. Концентрация отвратительного местами просто зашкаливает. Тем не менее, это одна их самых светлых и человечных кинокартин, которые я когда-либо видел. Почему? Да потому что там есть вот это:
Два старых воина, потерявших все, выходят на последний и решительный бой. Против самого лютого кошмара, против чудовищ, против всего ада, который могут создать на земле люди - два пятидесятилетних мужика, которым не все равно. И как они раздают по щам! Мало на этом свете есть вещей прекрасней, чем целеустремленность и мужество хороших людей, которые причиняют человечность и наносят доброту, взорвав предварительно за собой все мосты. Я даже два раза пустил слезу. Один раз, когда Марти сказал: "Что нужно делать?" Ну и второй, разумеется, в финальной сцене, когда Коул, наконец, примиряется с жизнью, и эти двое через пятнадцать лет все-таки стали не напарниками, не соратниками, а друзьями.
Некоторые говорят, что фильм-де, бичует реднеков, их образ жизни и пороки. Это, разумеется, не так. Бесспорно, картина показывает жителей американской глубинки со всех сторон, в том числе и весьма неприглядных. Но в том-то и дело, что Коул и Харт встают как раз за этих самых реднеков: грубых, неотесанных работяг, которые, тем не менее, любили своих детей так, что спивались после их исчезновения. Враг там совсем иной, но кто именно - говорить не буду. Вдруг у кого-то такое же тотемное животное, как и у меня:
Настоящие суровые мужчины со стальным блеском бывалости в глазах, разумеется, будут клеймить слащавость финала и вообще скажут, что по-настоящему так не бывает, потому что люди - говно, а жизнь - дерьмо. Или наоборот, люди - дерьмо, а жизнь - говно, не помню точно, как там это у них. На это мы ответим:
Потому что зачем спорить с дураками? Пусть себе по-настоящему мужчинят, если им это необходимо.
В общем, кто не смотрел "True Detective" - посмотрите обязательно. Потому что вот эти два мужика:
...создали самый обалденный дуэт стражей порядка в кино после Ливанова и Соломина. Да ладно, я бы сказал - они на одном уровне. Просто разные, конечно.