Это прекрасно изданный в 1981 году перевод немецкой книги
"Schiffe und Schiffahrt von morgen" немецких, как легко догадаться, авторов: Рольфа Шенкнехта, Юргена Люша, Манфреда Шельцеля и Ганса Обенауса. В этой работе смелые немецкие мечтатели, разогнав свой сумрачный германский гений до третьей космической скорости, мечтали о том, как в недалеком будущем просторы Мирового Океана забороздят адские конструкции добра:
Как огромные гусеничные платформы будут вытаскивать на необитаемый пустынный берег гигантские тяжеловесные конструкции из недр могучих атомоходов. Как по морям будут плавать круизные острова, а подо льдами арктического шариться подводные танкеры...
В принципе, нельзя даже сказать, что они совсем уж везде попали пальцем в небо. Японцы пилят у себя искусственные острова, англичане сейчас разрабатывают суда-беспилотники, и вот этот няшка (и его коллеги):
...уже таскает все, что угодно: от битых американских эспинцев до нефтяных платформ. Правда немцы мечтали, чтобы у такой бандуры на подводную палубу закатывали как бы такой временный корпус, доверху набитый грузом, а перед портом он бы этот ящик скидывал и дальше бы его волокли буксиры местные. Ну и другие забавные идеи у них были. Увы, мечтам горячих немецких визионеров не суждено было сбыться, потому что они не приняли во внимание самый главный фактор, определяющий конструкцию судов нашего с вами настоящего - экономический фактор. Кому нужны полупогруженные и подводные транспорты, когда с основной функцией торгового корабля: возить говно из Азии и с Дальнего Востока вполне справляются агрегаты, благородством обводов напоминающие "каяблики", которые я пилил на даче у деда из обрезков досок, когда мне было шесть лет:
Нельзя, конечно, сказать, что немцы в своей книге такие контейнеровозы не разбирали. При всей своей смелой перепрелости в котле ума ((с) А. Полежаев), они все-таки были не идиоты, а добросовестные фантазеры, поэтому помимо совершенно упоротых конструкций описали и вполне реальные и даже уже имеющие место быть. Но мечталось-то им совсем о другом. Об океанских быстроходных лайнерах на подводных крыльях водоизмещением в десять тысяч тонн им мечталось... Увы, а может к счастью, мечтам этим сбыться не удалось, и большинство сумасшедших конструкций, придуманных немцами, нашли свой конец на виртуальном кладбище кораблей:
Но все же, мечты были прикольные. Какие-то добрые, что ли. Потому что людям как-то хотелось технологического разнообразия, осуществления смелых идей: напряжения высоких лбов перед алфавитно-цифровыми экранами ЭВМ, где бегут колонки цифр, представляющих результаты расчетов сложных конструкций, скрипа рейсшин, шуршания миллиметровки и, в результате, грохота стапелей и искрения сварки. Одним словом - мужского. И чтобы водили получившиеся чудовища тоже такие мужские мужики. Жаль, что не получилось. И подо льдом плавать оказалось не нужно никому, за исключением вояк. А самой оптимальной формой для любого гигантского корабля - от перевозчика китайских наушников до лайнера "Карибская Радуга" оказался длинный ящик со слегка обточенными концами))).
Но некоторые художники все еще мечтают:
Хотя не исключено, что здесь изображено нечто постапокалиптическое. Так, в принципе, даже прикольней.)))
Вообще, по какой-то причине ретро-футуристические корабли:
...кажутся мне эстетически гораздо привлекательнее и интереснее, чем ретро-футуристические самолеты, автомобили или даже космические ракеты (канонический ретрофутуристический космический корабль должен выглядеть, как гидропневматическая ракета из нашего пионерского детства:
- обалденная, кстати, игрушка была, особенно если запускать не вверх, а вдоль). Наверное, это как-то связано с общим опасливо-романтическим отношением к океанской стихии с одной стороны, и какой-то трогательной традиционностью этого вида транспорта. Сами посудите: там, наверху, космические корабли бороздят просторы Большого Театра, как минимум, Солнечной Системы. А здесь наш атомный гиростабилизированный электроход борется с десятибальным штормом, чтобы вовремя доставить титановый прокат и готовые конструкции на стройплощадку над Марианской Впадиной, где вовсю идет строительство гигантского глубоководного комбината по добыче каких-нибудь конкреций. Толстое хрустальное бронестекло рубки бестрепетно встречает удары пятнадцатиметровых волн, а капитан, надежно пристегнутый к своему высоко-ортопедическому креслу с подогревом, внимательно смотрит то на голубой экран локатора, то на сложный навигационный прибор, где по подсвеченной снизу морской карте из тонкого цветного пластика высокоточный привод ведет, сверяясь с радиокомпасом и вычислениями необыкновенно сложной, занимающей несколько отсеков, ЭВМ, искусно выточенную из нержавеющей стали крохотную модель корабля, показывая капитану его место в океане с точностью до десятков метров! Небольшой телеэкран, снабженный увеличивающей линзой, транслирует ежеминутный прогноз погоды. А в это время в недрах корабля, в гиростабилизированной же (очень ретро-футуристическое слово, поэтому его нужно вставлять почаще) медицинской каюте врач при помощи очаровательной медсестры и сложного, сверкающего хромом, медицинского автомата выполняет старпому рутинную замену аппендикса. Под водой бесшумно скользит гигантский танкер, перевозящий нефть с подводного месторождения а Баренцевом море. Научное судно убирает в шахты мачты со сложнейшим оборудованием, подставляя штормовому ветру и волнам гладкие борта зализанного, обтекаемого корпуса. А застигнутый тайфуном огромный лайнер спешит укрыться в искусственной гавани огромного плавучего острова, которому не страшны даже гигантские волны-убийцы.
Пожалуй, в какой-то степени поспорить с ретро-футуристическими кораблями могут только ретро-футуристические поезда - просто потому, что они еще более ретро и трогательные:
Гигантские монорельсы и тысячекилометровые тоннели, по которым несутся пассажирские поезда и грузовые составы - это путь из прошлого в будущее. Колоссальные грузовые терминалы, где разгружают пятисоттонные вагоны - при помощи кранов, роботов, дирижабле-платформ и шагающих самосвалов. Терминалы, по которым ходит свой собственный поезд, развозящий рабочих и инженеров в три смены! Многоэтажные пассажирские вокзалы, сооруженные без этой вашей стеклянной легкомысленности, основательно: бетон, мрамор, статуи и барельефы, тысячи эскалаторов и миллион самодвижущихся багажных тележек! Разумеется, пассажирские поезда должны быть безумными. например, двухпутевыми:
Им не нужна чрезмерная скорость. Все эти ВСМ, магнитные подвески и гиперлуп-из-семи-халуп - это от лукавого. Ретро-футуристический пассажирский поезд держит на трассе скромные двести километров в час. И это правильно - ведь иначе пассажир просто не успеет насладиться великолепным сервисом: рестораном, самозастеливающимися мягкими кроватями, великолепной кухней, просторными ванными комнатами и кинозалом! Те, кто спешит, могут воспользоваться пассажирским дирижаблем или, на худой конец, гиперзвуковым высотным самолетом (на малые расстояния летают конвертопланы). В поезд человек садится, чтобы отдохнуть от повседневной суеты.
Жаль, что немы не написали помимо "Судов..." такой же том, но про: "Поезда и железнодорожное сообщение будущего". Это была бы совершенно крышесносящая книга!