По относительно скромным оценкам (только конкретно зафиксированные случаи) за последние два века там утонуло шесть тысяч кораблей, что повлекло смерть 30000 человек. По менее скромным оценкам число погибших кораблей и людей в 4 раза больше. Причем тонули как деревянные парусники, так и стальные грузовые суда, причем большие, а иногда даже огромные. Причин тому несколько:
Тут и переменчивая погода, когда шквал и шторм может налететь очень быстро, не давая времени найти укрытие.
Играет свою роль и гидрография озер - относительно мелководных, из-за чего на их поверхности во время штормов часто возникают так называемые rogue wave, причем строенные - так называемые "Три сестры". Тут на фото не Великие Озера, но суть явления понять можно:
Впрочем, из-за мелководья тут и при обычном шторме волна может быть под десять метров высотой.
Наконец, не последней причиной является капитализм. Корабли на Озера эксплуатировались в хвост и в гриву. Несколько столкновений, выбрасываний на берег, сажаний на мель - ничего, подлатаем, подколотим, подварим - и вперед, работать снова и снова. Поскольку пресная вода озер менее агрессивная в смысле коррозии, отдельные кораблики могут работать десятки лет. В начале 21-го столетия на озерах еще ходили суда возрастом век без малого:
Сюда следует добавить еще и конструкцию судов. Разработанная в конце 60-х годов 19-го столетия, она оставалась практически неизменной больше века: корпус с большим удлинением. Рубка располагалась в носу, машинное отделение в корме, а весь корпус отдавался под всякого рода навалочные грузы: от зерна до известняка, руды и металла в слитках. Борт практически всегда делался довольно низким. Понятное дело, такой корпус был не слишком прочен и подвержен разламыванию. Большое соотношение длины к ширине снижало маневренность, которая была очень важна во время шторма с короткими крутыми волнами. Тяговооруженность кораблей также уступала тяговооруженности морских судов: примерно в два-три раза. Это экономило топливо, но не давало выгребать против серьезной волны. В общем, капитализм, как он есть. Вот тут можно видеть сразу несколько таких Лэйк Фрейтерз:
...сменивших старые пароходы:
Справа, кстати, интересный вариант - первое своего рода полупогруженное судно, тип whaleback:
Предполагалось, что они будут более устойчивы к волнению и менее подвержены заливанию. На практике оказалось, что на них совершенно невозможно жить и работать, поэтому таких уродцев построили всего четыре с лишним десятка, что для Великих Озер с их бешеным грузопотоком - капля в море. Поскольку вокруг Великих Озер была выстроена вся промышленность и изрядная часть сельского хозяйства США и Канады, судоперевозки шли бешеными темпами, не взирая на опасности, погоду и т. д. В результате, корабли часто тонули. Но тонули - это бы еще куда ни шло. Нередко они пропадали без следа. Вот шел корабль ночью, другие корабли видели его огни, а потом раз - и пропал. Иногда на берег выносило обломки и тела погибших. Иногда не находили ничего. Тонули не только старые и относительно небольшие корабли длиной в 80-120 метров, но и двухсотметровые гиганты, вот как изображенный на картинке "Эдмунд Фицжеральд" - последний и самый большой затонувший фрейтер:
В общем, остается только удивляться тому, что столько людей продолжало участвовать в этом бизнесе с такими серьезными шансами булькнуть без следа. После 1975 года серьезных кораблекрушений не было. Волна гнева, поднявшаяся после гибели "Эдмунда Фицжеральда" вынудила судовладельцев серьезно пересмотреть нормы перевозок, отношение к непогоде и тому подобным снижающим прибыль факторам. Ну а в наши дни объем грузоперевозок заметно снизился - американская промышленность, фактически, умирает, Ржавому Поясу не нужно столько известняка, руды, слитков и проката, сколько он потреблял ранее. Оставшиеся перевозки в значительной степени тянут гиганты "тысячефутовики" (серьезно, они длиной 300 метров):
Строятся и новые фрейтеры с модным корпусом типа "ящик с оконечностью":
Впрочем, Великие Озера остаются опасными водоемами. Так что новые кораблекрушения рано или поздно произойдут. Хотя, возможно, они не будут такими трагическими и загадочными, как катастрофы прежних лет.
С развитием науки и техники начался поиск пропавших судов. Существует специальная ассоциация для такого поиска, располагающая довольно приличными средствами и техническим оснащением, вплоть до подводных аппаратов. Некоторые пропавшие корабли удается найти, проливая тем самым свет на трагедии, произошедшие век и больше назад:
Другие остаются не найденными.
Со своей стороны рекомендую очень годный
канал об этих трагедиях. Паренек снабжает свои рассказы годным видеорядом, который не всегда совпадает с тем, о чем он говорит, но в целом оказывается в тему. Там используются даже кадры из разнообразных старых черно-белых фильмов на всякую морскую тематику, в том числе и с кораблекрушениями (там далеко не только про Великие озера). Вот только несколько примеров:
1. Click to view
2. Click to view
3. Click to view
4. Click to view