Великие Озера североамериканского континента являются своеобразным кладбищем кораблей.

Oct 24, 2024 16:47




По относительно скромным оценкам (только конкретно зафиксированные случаи) за последние два века там утонуло шесть тысяч кораблей, что повлекло смерть 30000 человек. По менее скромным оценкам число погибших кораблей и людей в 4 раза больше. Причем тонули как деревянные парусники, так и стальные грузовые суда, причем большие, а иногда даже огромные. Причин тому несколько:

Тут и переменчивая погода, когда шквал и шторм может налететь очень быстро, не давая времени найти укрытие.

Играет свою роль и гидрография озер - относительно мелководных, из-за чего на их поверхности во время штормов часто возникают так называемые rogue wave, причем строенные - так называемые "Три сестры". Тут на фото не Великие Озера, но суть явления понять можно:




Впрочем, из-за мелководья тут и при обычном шторме волна может быть под десять метров высотой.

Наконец, не последней причиной является капитализм. Корабли на Озера эксплуатировались в хвост и в гриву. Несколько столкновений, выбрасываний на берег, сажаний на мель - ничего, подлатаем, подколотим, подварим - и вперед, работать снова и снова. Поскольку пресная вода озер менее агрессивная в смысле коррозии, отдельные кораблики могут работать десятки лет. В начале 21-го столетия на озерах еще ходили суда возрастом век без малого:




Сюда следует добавить еще и конструкцию судов. Разработанная в конце 60-х годов 19-го столетия, она оставалась практически неизменной больше века: корпус с большим удлинением. Рубка располагалась в носу, машинное отделение в корме, а весь корпус отдавался под всякого рода навалочные грузы: от зерна до известняка, руды и металла в слитках. Борт практически всегда делался довольно низким. Понятное дело, такой корпус был не слишком прочен и подвержен разламыванию. Большое соотношение длины к ширине снижало маневренность, которая была очень важна во время шторма с короткими крутыми волнами. Тяговооруженность кораблей также уступала тяговооруженности морских судов: примерно в два-три раза. Это экономило топливо, но не давало выгребать против серьезной волны. В общем, капитализм, как он есть. Вот тут можно видеть сразу несколько таких Лэйк Фрейтерз:




...сменивших старые пароходы:




Справа, кстати, интересный вариант - первое своего рода полупогруженное судно, тип whaleback:




Предполагалось, что они будут более устойчивы к волнению и менее подвержены заливанию. На практике оказалось, что на них совершенно невозможно жить и работать, поэтому таких уродцев построили всего четыре с лишним десятка, что для Великих Озер с их бешеным грузопотоком - капля в море. Поскольку вокруг Великих Озер была выстроена вся промышленность и изрядная часть сельского хозяйства США и Канады, судоперевозки шли бешеными темпами, не взирая на опасности, погоду и т. д. В результате, корабли часто тонули. Но тонули - это бы еще куда ни шло. Нередко они пропадали без следа. Вот шел корабль ночью, другие корабли видели его огни, а потом раз - и пропал. Иногда на берег выносило обломки и тела погибших. Иногда не находили ничего. Тонули не только старые и относительно небольшие корабли длиной в 80-120 метров, но и двухсотметровые гиганты, вот как изображенный на картинке "Эдмунд Фицжеральд" - последний и самый большой затонувший фрейтер:






В общем, остается только удивляться тому, что столько людей продолжало участвовать в этом бизнесе с такими серьезными шансами булькнуть без следа. После 1975 года серьезных кораблекрушений не было. Волна гнева, поднявшаяся после гибели "Эдмунда Фицжеральда" вынудила судовладельцев серьезно пересмотреть нормы перевозок, отношение к непогоде и тому подобным снижающим прибыль факторам. Ну а в наши дни объем грузоперевозок заметно снизился - американская промышленность, фактически, умирает, Ржавому Поясу не нужно столько известняка, руды, слитков и проката, сколько он потреблял ранее. Оставшиеся перевозки в значительной степени тянут гиганты "тысячефутовики" (серьезно, они длиной 300 метров):




Строятся и новые фрейтеры с модным корпусом типа "ящик с оконечностью":




Впрочем, Великие Озера остаются опасными водоемами. Так что новые кораблекрушения рано или поздно произойдут. Хотя, возможно, они не будут такими трагическими и загадочными, как катастрофы прежних лет.

С развитием науки и техники начался поиск пропавших судов. Существует специальная ассоциация для такого поиска, располагающая довольно приличными средствами и техническим оснащением, вплоть до подводных аппаратов. Некоторые пропавшие корабли удается найти, проливая тем самым свет на трагедии, произошедшие век и больше назад:




Другие остаются не найденными.

Со своей стороны рекомендую очень годный канал об этих трагедиях. Паренек снабжает свои рассказы годным видеорядом, который не всегда совпадает с тем, о чем он говорит, но в целом оказывается в тему. Там используются даже кадры из разнообразных старых черно-белых фильмов на всякую морскую тематику, в том числе и с кораблекрушениями (там далеко не только про Великие озера). Вот только несколько примеров:

1.

image Click to view



2.

image Click to view



3.

image Click to view



4.

image Click to view


юные школьницы, кораблики, США, искусство изобразительного, нет фоллаута, не фоллаут, капитализм, мы все умрем, хорошие картинки, доброта, жизнь - это боль, азаза

Previous post Next post
Up