"Он был попом военной складки, Семь лет в ушкуйниках ходил..."

Jun 14, 2024 00:07


И новгородские порядки
До самой Вятки наводил.

Ему, вскормленному войною,
И нынче было б нипочем
И заменить стихарь бронею
И посох пастырский - мечом.

...........................

Повеселевший перед боем,
Седобородый старый волк,
Архиепископ за собою
Вел конный свой владычный полк.



В целом, за редким исключением, в советском историческом кинематографе священский и монашеский чин редко отображался с положительной стороны. Для коммунистической державы достаточно было того, что в хороших исторических фильмах уже признавалась роль церкви в обществе (достаточно вспомнить сцену молебна при спуске на воду кораблей в "Адмирале Ушакове"). Впрочем, основная причина того, что церковь не получала должного отражения, кроется в том, что советский кинематограф вообще крайне редко обращался к историческим темам, да и то в большинстве случаев вместо нормального кино лепили капустник на три персоны или вообще, прости Господи, шедевр мирового артхауса:


Тем приятней было увидеть попов редкой положительности в каком-нибудь достаточно богатом фильме, пусть и многосерийном. К таковым, безусловно, относится роль Афанасия Холмогорского (в миру Любимова-Творогова) в многосерийном фильме "Россия Молодая". Надо сказать, фильм несколько неточно отражает события обороны Архангельска, смещая акценты и вообще внося ненужные усложнения (ну и сама битва, в ходе которой закошмарили отнюдь не двухдеечный линкор, тоже слегка раздута). Хватает и заклепочных косяков, иногда откровенно смешных. Но поп там зачотнейший. И хотя настоящий Афанасий брил лицо после того, как ему во время богословской дискуцссии вырвали нахер половину бороды с корнем:

image Click to view



...его роль в фильме - одна из важнейших. Реальный Холмогорский действительно был соратником Петра и, скорее всего, мог и впрямь говорить тому правду в лицо, тем более, что их знакомство пришлось на годы молодости государя, когда тот еще не заматерел. Деятельность Афанасия на посту епископа была, наверное, в целом положительной. Конечно, он преследовал старообрядцев, и иногда достаточно жестко, до заключения в тюрьму, но зверств и казней не творил. С другой стороны, он много строил, причем не только церковное, занимался просвещением, боролся с пьянством, открывал школы и вообще принес изрядно всякого полезного в свою епархию. И его роль медиатора, не боящегося говорить правду воеводе:

image Click to view



...(да и самому Петру), причем нелицеприятно - это то, в чем даже в советское время видели роль правильного, положительного служителя церкви. Как и в благословлении людей на битву (а то, что северный поп разбирается в военном деле - так это и вовсе норма жизни, принимая во внимание пиратские соловецкие и кирилло-белозерские традиции):

image Click to view



Такой своего рода поп-комиссар. Каким, в общем, отразили в "Лебедях Непрядвы" и Сергия Радонежского. А вот все эти божественные литургии, умиления и магизмы православия - они ни к чему, да и просто вредны. Суровый, неуступчивый поп или монах, святитель, строитель, просветитель, не клонящийся перед светской властью - это тот представитель духовенства, который держит авторитет Церкви. Хотя, конечно, таких изображать сейчас не благословляется.

кино, Россия, вкусная и здоровая пища, умняк, древнерусское, Питер зе Грейт, нет фоллаута, не Fallout, политически верно, Русь-матушка, доброта, не зассали, азаза, русские - niet

Previous post Next post
Up