"Исповедь любовницы Сталина" Травма детства, или как я дошел до жизни такой.
На самом деле, начать следовало бы с детства-отрочества-юности, но это банально и пошло, тем более, что два последних пришлись на перестройку и веселые девяностые. В общем, историей я интересовался всегда, но поскольку к 1990 году стало ясно, что с этого прожить на Крайнем Севере не получится, я поступил в маткласс. "Дальше закружило-понесло"(с) Игорь Тальков (кто не знает, кто такой Игорь Тальков - тот жыдопидор и нерусский человек слишком юный эфеб, или воспитывался в лицее для детей гуманитариев в третьем поколении), в общем, работать пришлось по разным специальностям. Однако интерес к истории у меня остался. Почему? Это сложный вопрос, его, пожалуй, правильнее было бы задать моему психиатру. А поскольку личного психиатра у меня нет, вопрос останется без ответа.
Покончив со вступлением (необходимая часть любого связного повествования), перейдем к темам, которые меня интересуют или интересовали в прошлом. Начать, пожалуй, следует с истории WWII и ее подраздела - ВОВ. Ну, знаете, танки, самолеты там, окружения. В первой половине 90-х у меня очень сильно полыхал стул от того, что история ВОВ подвергается искажению, оплевыванию, Солженицын, Резун, все дела. Надо сказать, резунистом я никогда не был, ибо во-первых, брезглив, во-вторых обладаю немного таки аналитическим складом ума и некоторой начитанностью в раскрываемом Вовой вопросе. Если человек ужасающе пи...дит в вопросах автострадных танков и самолетов-шакалов, нет никаких оснований верить ему в остальном. в общем, увлечение продолжалось где-то до начала-середины 2000-х. Я даже клеил танчики, честно-честно, правда в масштабе 1:72 и имел коллекцию всех наборов фигурок 1:72-1:76 от Esci, Revell, Airfix, относящихся к описываемому периоду. Увлечение вылилось в написание трех художественно-литературных книг по теме. Хрен знает, сейчас, наверное, писать бы не стал, да они и вышли так себе. Хотя некоторым нравятся. Но тема второй мировой для меня уже отыграла.
Второй темой, оставшейся в прошлом, является военная история Японии. Здесь, наверное, стоит подробнее объяснить причины подобного увлечения. Меня никогда особенно не перло от голубовато-некрофильскй самурайской эстетики периода Эдо, главным образом потому, что я вовремя прочитал "Хагакурэ" (в переводе с английского, правда). Этот монументальный труд выдающегося теоретика кунгфу, не участвовавшего ни в одной схватке, но зато постигшего, в чем заключается Путь Самурая, во всем мире почему-то считается квинтэссенцией бусидо. На мой взгляд, это просто сборник анекдотов, банальных наставлений, написанных человечком, достигшим достаточно высокого поста в иерархии своего Хана, и теперь поучающего нижестоящих, что им туда же лезть не следует. Да, и еще щедро приправленный гомосексуализмом. В общем, "нирикаминдую эту игру". Однако, история Японии - это ведь не только Хагакурэ. Это прежде всего почти десять веков практически непрерывных войн: сперва с коренным населением островов, а потом, когда последнее уничтожили и ассимилировали - отдельных провинций между собой. Вряд ли где-нибудь еще на планете сложилась подобная ситуация: практически полностью изолированная от внешнего мира высокоразвитая культура (Киото периода Хэйан насчитывал, по разным оценкам, от ста до трехсот тысяч жителей - немалый мегаполис), практически полностью построенная вокруг войны. Причем, в отличие от, к примеру, Китая, Япония не испытывала постоянный натиск варваров на северную границу - эти маньяки резались друг с другом. Мирный период мог достигать века-полутора, но всегда заканчивался грандиозной резней, в которой полем боя становилась практически вся территория Японских Островов. Такая обстановка порождала интересную психологию особо выдающихся личностей японской истории - они стремились объединить страну, выпиливая или подчиняя остальных правителей. Все воевали со всеми, альянсы заключались и рушились, предательство было обычным делом. При этом, несмотря на то, что хорошим тоном для военачальника считалось изучать классическое военное искусство, сражения что периода конца Хэйан, что Сэнгоку Дзидай, что времен двух императорских дворов, большой сложностью не отличались. Кроме того, постоянная сейсмическая активность препятствовала строительству капитальных сооружений, поэтому фортификационное искусство в Японии тоже развития не получило. Интересно отметить, что психология рядового самурая эпохи Сэнгоку Дзидай, в общем, не сильно отличалась от психологии русского поместного дворянина 16-го, первой трети 17-го века. И там и там служба была пожизненной, а целью жизни было нарезать побольше голов и представить их начальству с целью увеличить в одном случае надел, а в другом - рисовое жалованье. И, что характерно, обе нации были уверены в своей исключительности, хоть и по разным причинам.
Третья тема, верность которой я сохраняю уже дай Бог памяти двадцать лет - это история нашего многострадального, любимого, местами до истеричного хихиканья веселого Отечества. Интересующий меня период охватывает аж восемь веков, потому что я далпайоп и не желаю сосредотачиваться на чем-то отдельном. Период древнейшей истории (9-10 вв) интересен своей легендарностью, эпичностью возникновения могучей варварской империи из слияния трех культур: славянской, скандинавской и кочевнической степной. Однако этот промежуток времени, увы, характеризуется крайне малым количеством исторических источников. Помимо Большой Тройки, в которой, в общем, пересказывается с разными вариациями один и тот же сюжет, любитель истории (да и историк) может опираться лишь на немногочисленные иностранные свидетельства. А если учесть, что русские свидетельства нередко базируются как раз на иностранных (византийских), то все становится еще печальней. Огромное значение здесь имеет археология, но, к сожалению, гигантская работа, начатая еще до революции, продолженная в советское время, резко замедлилась после свержения богопротивного большевистского режима. Масса уникальных локаций разграблена черными археологами. В общем, все очень печально. Я стараюсь знакомиться как с обобщающими работами, такими, как например фундаментальный труд Свердлова и полемизирующий с ним том Стефановича, так и с небольшими работами, статьями и сборниками статей, как по военной истории, так и по материальной культуре. Большой интерес представляют работы, в которых освещается быт предков, их система ценностей, отношение к жизни, Богу, обществу, да, хотя бы даже вопрос измерения времени. Но таких, к сожалению, немного. Работа напрямую с источниками для меня оказалась неподъемной - все-таки, я любитель. Помимо Большой Тройки есть несколько томов ПСРЛ, но предпочитаю переводы, увы.
Период русской истории с 11 по первую треть 13 века освещен в источниках, как ни странно, едва ли не лучше, чем последующие два века. Это - эпоха междоусобных войн, попыток создать новую систему защиты границы от степных набегов взамен рухнувшей вместе с империей Владимира колоссальной линии степных валов. Время грандиозных походов в степь, страшных, но не катастрофических, нашествий половцев. Эпоха князей и витязей, героизма и трусости, рыцарского благородства и отвратительного себялюбия. В это время русское войско достигает пика своей эффективности, полки одоспешенных воинов в начищенных, сияющих кольчугах, дощатых бронях, высоких шлемах, выступают рядом с отрядами летучих стрельцов - как русских, так и кочевников-федератов.
Последняя яркая вспышка этой воинской культуры - это войны Александра Ярославича Храброго и его сына Дмитрия с крестоносцами, шведскими и немецкими. И если Невская битва нам известна только из русских источников (правда, довольно подробных), то Ледовое побоище и Раковор отлично документированы с обеих сторон. На примере последних двух битв, кстати, можно наблюдать деградацию военного дела на Руси. Если в описании битвы на Чудском озере немцы упоминают русских стрелков, которые храбро встретили натиск братьев, то позднее ничего подобного уже нет. Культура стрелкового боя, конные стрелки, как особый род войск, уходят из русских армий на двести лет, потому что тягаться с татарами в этом виде боя нашим до поры до времени было невозможно. Собственно, личность Александра Ярославича, неоднократно оплеванного разного рода мудаками, мне тоже крайне интересна, хотя я понимаю, что портрет этого государственного деятеля, который я составил для себя, идеализированный. После выхода угребищного художественного фильма "Александр, жена и любовник Невская битва" я даже начал составлять синопсис очень художественного сериала на эту тему, и что-то даже выкладывал на ВИФ, но потом по понятным причинам забил. Хотя, наверное, вернусь, очень уж меня об этом просит один хороший человек. Допишу для себя и для него.)))
Эпоха междоусобных войск на Руси 13-14 вв (до становления Москвы, как гегемона), на мой взгляд слишком печальна, наверное поэтому я ее до поры до времени избегал. Куликовская битва - без сомнения, одно из величайших сражений в русской истории, увы, практически не освещена в современных (или хотя бы не слишком далеко отстоящих от события) источниках. Все, что мы имеем - это одно из последних поэтических произведений уходящей дружинной культуры, краткий летописный рассказ, буквально две строки, синодик, и колоссальный пласт художественной литературы, посвященной событию, причем, чем дальше от КБ - тем больше разного рода пронзительных подробностей. Как сказал один мой друг: "Из трех полей русской славы - Куликова, Бородинского и Прохоровского, только на первом наши, безусловно, наваляли врагам, и именно про него мы почти ничего и не знаем".
Последние восемь лет я начал понемногу открывать для себя русскую военную историю 15-17 вв. Но об этом многие уже написали гораздо лучше меня, поэтому не стану растекаться мыслию по древу. Единственно вот только похвастаюсь: у меня есть академические издания Герберштейна и Пальмквиста (хорошо, когда родня спрашивает, что тебе нужно на ДР и НГ)))).
Наконец, последний на сегодняшний день период и пласт военной и около военной истории, который мне интересен, и который я понемногу прорабатываю: история Старого Запада США, т. е. от 50-х до 90-х гг 19 века. Почему мне интересен этот период? Да потому что, как я уже замечал, там все очень камерно. Вместо толп туменов, тысяч миллионов зергов, сотен сожженных городов и тому подобного содома с гоморрой - милые разборки силами от нескольких десятков, до пары тысяч голов с обеих сторон. Про разного рода ганфайтеров и их подвиги я вообще молчу - это иногда весело, иногда грязно, но всегда неплохо документировано и исключительно немасштабно. Естественно, есть некоторая проблема с литературой, потому что Юрий Стукалин, конечно, молодец, но три книжки, да еще с приличным количеством ошибок - это три книжки. Так он, например, пишет, что апачи - это были такие апачи, что апачей этих апачей на всей территории апачей не было. А выясняется, что воспетая группа племен, на самом деле, имеет едва ли не самое меньшее в истории индейских войн отношение количества нанесенных армии потерь к числу собственно стычек. А наибольшее, если отбросить Кикапу, которые навешали, в общем, один раз, да и то не кадровой армии, у одного маленького племени, которое за одну войну ухитрилось до своего окончательного поражения и сдачи нанести армии США потерь больше, чем получило в ответ - абсолютно уникальный случай в истории индейских войн. Так что заказываю книги из-за бугра, идут, правда, сволочи, долго, но тут уж ничего не поделаешь.
Вот и все. Получилось несколько сумбурно и в стиле "Как я провел лето", но, как говорилось в популярном анекдоте моего детства: "Зато про войну".