Плюс предпродакшун кратко о проблеме

May 13, 2016 22:15

А этот текст должен был объяснять, каким видится правильное военное кино:

Великая Отечественная война, ставшая самым значимым событием в истории народов нашей страны, была одной из ключевых тем советского военно-исторического кинематографа. Общее количество фильмов, посвященных истории Древнего Мира, Средневековья, Нового времени и даже гражданской войны уступает числу кинокартин, посвященным событиям 1941-1945 гг.

Далеко не все эти фильмы были равноценны. Наряду с подлинным шедеврами, такими, как: «У твоего порога», «Нормандия-Неман», «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину», была выпущена масса проходных, нередко халтурных картин. Чем дальше от Победы, тем хуже становились посвященные ей киноленты, и, хотя и 70-е и 80-е годы иногда снималось отличное военное кино, в массе фильмы «о войне» сменились «фильмами про войну».

Неудачей кончилась также попытка снять советский ответ западным эпическим военным лентам, таким, как «Самый длинный день», «Тора! Тора! Тора!» и «Битва за Британию». В отличие от своих протагонистов, фильмы серии «Освобождение» сейчас могут вызвать разве что улыбку.

Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: страна, внесшая самый большой вклад в победу над Германией, так и не получила развернутой, подробной киноистории войны. Отчасти, это объяснялось идеологическими рамками, в которые был поставлен советским кинематограф. Однако в немалой степени такая ситуация объяснялась общим подходом к кино: показывать не событие, а человека. Собственно боевые сцены, как правило, занимали очень мало экранного времени, являясь кульминацией фильма.

С уходом в прошлое советской системы, были сняты цензурные ограничения на освещение событий Великой Отечественной войны, однако это не пошло на пользу российскому кинематографу. Абсолютное большинство военных фильмов, снятых после 1991 года оказались не просто убыточны, но и собрали массу отрицательных отзывов. В какой-то степени это объясняется малым, и далеко не оптимально расходуемым, бюджетом картин, но бедность отнюдь не главная причина провалов. Вопиющая, иногда просто скандальная антиисторичность российских военных фильмов вызывала резко отрицательную реакцию у людей, знакомых с историей вопроса. Кульминацией волны протеста стало выступление пресс-службы ФСБ, посвященное фильму «Сволочи». В нем эта уважаемая организация полностью дезавуировала картину и постаралась объяснить «как оно было на самом деле».

Кроме того, нельзя не учитывать и то обстоятельство, что большинству зрителей не интересно смотреть ленту, конец которой предсказуем: если герой не погибнет во время одной из бесчеловечных операций советского командования, то непременно будет арестован и расстрелян, либо отправлен в лагерь.

Фактически, сейчас перед создателями военного кино в России стоит сложная задача. Преодолеть отрицательный потенциал предшествующих кинокартин тяжело - зритель настроен к российскому кинематографу, мягко говоря, настороженно. Однако, данное обстоятельство может послужить и серьезной составляющей успеха проекта, если создатели фильма сумеют доказать, что снимают совершенно новую, современную кинокартину. Умелое сочетание исторической достоверности, не переходящей, однако, в педантизм, масштабных и динамичных боевых сцен и общего, пусть, возможно, и трагического оптимизма сюжета, может породить именно тот прорыв, который необходим нашему кинематографу. Современные технологии компьютерной анимации позволяют создать панораму сражения без использования десятков единиц боевой техники, и хотя они не могут полностью заменить декорации (вернее, могут, но это потребует слишком больших затрат) их применение даст картине необходимый эффект масштабности, которого так не хватает современным российским картинам на военно-историческую тему. (крайне рекомендуется к просмотру следующий ролик: http://www.youtube.com/watch?v=WRS9cpOMYv0 )

Таким образом, можно выделить следующие составляющие современного военного фильма, имеющего шансы на успех:

1. Связный сюжет, основу которого составляют именно военные действия и сопутствующие им события, а не пресловутые «человеческие отношения».
2. Динамичные, напряженные боевые сцены.
3. Умелое сочетание реализма, исторической достоверности и самоцензуры, не позволяющей фильму скатиться в нездоровый натурализм и противоестественное любование разнообразно фрагментированными человеческими телами.
4. Позитивный общий настрой картины, позволяющей зрителю ассоциировать себя с положительными героями, сопереживать им, ощущать себя частью сообщества людей, сражающегося за несомненно правое дело. При этом, естественно, необходимо избегать лакировки действительности и рисования советской эпохи исключительно розовыми красками.
5. Четкое разделение на своих и чужих.

В качестве сюжетной линии целесообразно подобрать сражение, которое хоть и известно интересующемуся эпохой зрителю, но до сих пор не получило освещения в кино. В этом отношении очень привлекательным выглядит сражение у озера Балатон - последнее серьезное наступление фашистской Германии в Великой Отечественной войне. Столкновение танковых дивизий СС - зловещей военной элиты Третьего Рейха - с советскими танкистами, артиллеристами, пехотинцами, дает богатый материал для создания напряженной, зрелищной кинокартины.

Действие фильма разворачивается во второй половине января 1945 года, в нескольких десятках километров западу от блокированного Красной Армией Будапешта - столицы последнего союзника Германии в Европе. Позади - тяжелая кампания осени 1944, в ходе которой советские войска с боями прошли от границы до Венгрии, форсирование Дуная, отражение новогодней попытки немцев прорваться к осажденному городу. Войска измотаны до предела, но вместе с усталостью у людей появляется надежда дожить до конца войны, до победы. Наступление немцев на Будапешт отражено, а 12-го января началось большое наступление в Польше, наступление, которое, кажется, покончит с Германией. Наступает некоторое расслабление, которое, однако, к середине января сменяется безотчетной тревогой. Немцы, кажется, прощупывают советскую оборону, и до сих пор не ясно, куда делась танковая дивизия СС. Ответ на этот вопрос приходит 18-го января, когда на позиции войск 3-го Украинского фронта обрушивается удар танкового корпуса СС. 4 танковых дивизии, укомплектованные новейшей техникой, переходят в наступление, чтобы деблокировать осажденный город.

Под ударами танковых дивизий СС советская оборона начинает разваливаться, положение напоминает катастрофы начала войны. Но, все же, на дворе 1945, а не 1941. На протяжении четырех серий мы видим, как немецкое наступление тормозится яростной обороной советских частей, выигрывающих время для построения второй линии обороны. Ареной ожесточенных боев становится город Секешфехервар, разделивший полосу немецкого наступления на две части. Именно там разворачиваются основные события фильма, действуют главные герои. В течении четырех дней советские войска отбивают атаки на город, пока удар танковой дивизии СС «Мертвая голова» не взламывает оборону, ослабленную непрерывными боями. Но дело уже сделано - за спиной оборонявшихся выстроен новый рубеж, к месту прорывая переброшены резервы, и наступление немцев сначала буксует, а потом останавливается. Лишенный надежды на спасение, Будапешт капитулирует, и Венгрия выходит из войны.

Основными героями планируемого фильма выбраны три офицера: танкист Серебряков, командир взвода танкодесантников Бычков и самоходчик Клочков. Это люди принципиально разных характеров.

Старший лейтенант Серебряков, пожалуй, самый сложный персонаж. «Последний из могикан», осколок довоенной, кадровой РККА, он начал войну командиром танка летом 1941 год, был несколько раз ранен, почти год провел в госпиталях и после на выздоровлении, долго находился в учебном танковом полку в тылу, но, в конце концов, вернулся на фронт. Серебряков давно уяснил для себя простую истину: выжить на войне практически невозможно, рано или поздно он погибнет, как почти все его товарищи, все, кого он знал. Старший лейтенант бесконечно устал от войны, и «сорваться» ему не дают единственно чувство ответственности за своих подчиненных и гордость. Серебряков всеми силами старается свести потери в своей роте к минимуму, тщательно продумывает свои действия, не боится отстаивать свое мнение перед вышестоящими командирами - его награды, репутация храброго и умелого командира заставляет считаться с ним. Кроме того, старший лейтенант обладает сверхъестественным чутьем на опасность, что не раз выручало и его самого, и танкистов роты. Несмотря на свой пессимизм, Серебряков любим танкистами, более того, у него устанавливаются дружеские отношения с лейтенантом Бычковым, который является полной его противоположностью.

Лейтенант Бычков воюет четыре месяца - мало по сравнению с Серебряковым, но очень много для войны, в которой жизнь командира взвода, зачастую, составляла сутки-двое. За эти четыре месяца лейтенант превратился из зеленого новичка в ветерана, но не растерял ни веселости, ни самоуверенности. Бойцы уважают своего молодого командира за то, что он не прячется за их спины, его принцип руководства: «Делай, как я!» Если Серебряков в свои 24 года считает себя глубоким стариком, то Бычков - олицетворение молодости, безудержного жизнелюбия и веры в себя и своих людей.

Третий герой картины, младший лейтенант Клочков, только-только прибыл на фронт с полком новейших самоходок СУ-100 - грозного оружия, способного бороться с любыми немецкими танками на всех дистанциях боя. Клочков жаждет славы, что естественно для молодого офицера, не бывавшего в бою. Первое столкновение с немецкими танками показывает, что юноша этой славы достоит - он прекрасный тактик и отличный стрелок, который никогда не промахивается. Однако слава досталась дорогой ценой - и теперь Клочкову придется завоевывать доверие нового экипажа, одновременно решая для себя задачу: что делает из просто старшего по званию настоящего командира.

кино, юные школьницы, куита, визажисты, Правда о Великой Войне, тыщ-пыщ, тоталитаризм, Русь, азаза, русские - niet, евреи, Сталинкровавыйтиран, творческое, бугурт, ужасы совка, нет фоллаута, не фоллаут, мужское, политически верно, патриотизм, Русь-матушка, жизнь - это боль

Previous post Next post
Up