Так как теперь недостаёт времени для размышления и нет необходимого для размышления спокойствия, то люди уже не взвешивают в уме уклоняющихся от цели взглядов: они довольствуются тем, что питают к ним отвращение.
Люди не стыдятся думать что-нибудь грязное, но стыдятся, когда предполагают, что им приписывают эти грязные мысли.
Брак придуман для посредственных людей, которые не способны ни к сильной любви, ни к крепкой дружбе; но также и для тех весьма редких, которых способны и к любви и к дружбе.
Чем меньшим кто владеет, тем меньше будут владеть им другие
Целомудрие у некоторых добродетель, но у большинства едва ли не порок.
Ваша плохая любовь к самим себе делает ваше одиночество тюрьмою.
Печальные и горькие мысли невозможны без физиологических причин. Чтобы сделаться великим обвинителем жизни, надо сначала соответствующим образом подготовить печень.
Тот, кто не может располагать двумя третями дня лично для себя, должен быть назван рабом.
На свете гораздо больше счастья, нежели видят его затуманенные печалью глаза, если только считать верно и не забывать тех приятных минут, которыми бывает богат каждый день человеческой жизни, как бы тяжела она ни была.
Видеть и всё-таки не верить - вот первая добродетель познающего; внешний вид - величайший искуситель познающего.
Стремление к произведению чего-нибудь, к цели, к будущему, к высшему - вот где свобода! Только тогда, когда творишь, бываешь свободен.
Сильный и здоровый человек переваривает всё, что случается с ним - и удачи и неудачи, как переваривает он свой обед, даже если бы он наелся тяжёлой пищи.
Только тот, кто трудится для будущего, имеет право судить о прошлом.
В тех разговорах, которые ведутся в обществе, три четверти всех вопросов и ответов направлены к тому, чтобы причинить собеседнику хотя бы небольшое огорчение.
"Возлюби ближнего своего" - это значит, прежде всего: "Оставь ближнего своего в покое!". Именно эта часть добродетели - самая трудная.
Оплодотворять прошедшее и рождать будущее - вот чем должно быть настоящее.
Самым жесточайшим образом наказываемся мы за свои добродетели. Этим и научись ты узнавать, где твоя добродетель: там где наиболее наказываешься ты.
Поверхностные люди должны постоянно лгать, потому что они не знают содержания.
Женщина старается любить там, где она чувствует, что ей придётся повиноваться и служить: это её искусство облегчить своё иго.
Газета - это эхо, благодаря которому события становятся "великими".
Внутренний мир человека расширялся, разрастался, углублялся, по мере того, как инстинктам человека не давали разряжаться вовне.
Кто думает словами, тот думает как оратор, а не как мыслитель.
Если ты будешь приписывать все выходящие из ряда обыкновенных поступки тщеславию, средние - привычке, а низкие - страху, то почти никогда не ошибёшься.
"Туманное" необходимо в поэзии для того, чтобы лучше пояснить мысль, так же как тень необходима для того, чтобы красота выступила ещё рельефнее.
Нельзя представить себе женатого философа. Женатый философ принадлежит комедии: Сократ женился, кажется, нарочно для того, чтобы разъяснить это положение.
Искусство, усыпая жизнь цветами нелогичного мышления, даёт нам возможность смотреть на эту жизнь и не отчаиваться.
Фантазия талантливого художника или мыслителя творит постоянно и хорошее, и посредственное, и дурное, но его изощрённый разум отбрасывает одно, выбирает другое и связывает между собой то, что нужно.
Когда автор отрекается от своего таланта только ради того, чтобы сравняться с читателем, то он совершает в этом случае единственный смертный грех, который читатель ему никогда не простит.
Мыслители, которым удалось вместить все сокровища своего "Я" в бессмертные произведения, чувствуют какую-то злобную радость, видя, что их дух и тело мало-помалу сокрушаются и сокрушаются временем, как будто они видят, как вор взламывает шкаф, из которого всё ценное они переложили в безопасное место.
Вырождающиеся натуры ослабляют прочно установившуюся силу. Прогресс возможен именно благодаря более слабой натуре, как более тонкой и более свободной в своих действиях.
Остерегайтесь вы, философы и друзья познания, и берегитесь мученичества! Берегитесь страдания "за правду"! Оно лишает вашу совесть невинности и тонкой безразличности, оно делает вас безумно раздражительными к возражениям и красным платкам.
Немногие имеют возможность быть независимыми: это преимущество сильных.
Одни и те же аффекты у мужчин и женщин различны в темпе; поэтому-то мужчина и женщина не перестают не понимать друг друга.
Противоречие, прыжок в сторону, радостное недоверие, любовь к насмешке - всё это признак здоровья; всё безусловное относится к области патологии.
Более избранные. утончённые, редкостные, более труднопонимаемые люди легко остаются одинокими, более подвержены всяким злоключениям и редко продолжают свой род.
Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как.
В одиночестве есть утончённая склонность к чистоплотности, угадывающая, что при соприкосновении с людьми, с "обществом" дело непременно обстоит нечисто. Всякое общение как-нибудь, где-нибудь и когда-нибудь делается "пошлым".
Самая ужасная жизнь - это жизнь без привычек, требующая постоянной импровизации.
Вокруг героя всё становится трагедией.
Перед женщиной спросите самого себя, будет ли интересно с этой женщиной разговаривать с этого момента до старости. Всё другое в браке преходяще; большинство же времени проводится в разговорах.
Талант некоторых людей кажется меньше, чем есть на самом деле, т.к. ставит перед собой слишком большие задачи.
Есть два вида гения: один, который прежде всего зарождает, оплодотворяет и хочет оплодотворять, другой же охотно даёт себя оплодотворить и рождает.
Сострадание есть крест, к которому пригвождается всякий, кто любит людей.
Крепкая надежда куда лучше стимулирует жизнь, чем любое, ставшее реальностью счастье.
В любом организованном жрецами обществе "грехи" неизбежны - в них подлинная опора власти, жрец живёт за счёт прегрешений.