Prototype this по-русски - выпуск 79. Из кубиков...

Oct 31, 2018 17:19



За что себя люблю - совершенно между делом могу такую тему толкнуть, что сам потом хренею от собственной эпической крутости... Речь, естественно, о секционных сборных доках.

Берем утонувший плавучий док ПД-50. Его размеры 330х67 метров в плане. Такую махину построить - капец, как сложно, долго и дорого. А утопить, как показывает практика - просто и быстро. А можно ли такой док построить просто и быстро?



Конечно, только нужен клей...

В смысле - если строить частями, а потом "клеить".

Разрежем наш воображаемый (реальный разрезать не получится - он на дне лежит пока) ПД-50 на десять (10!) частей поперек. Мы получим блоки размером в 67х33 метра. Построить такие блоки сможет любая верфь.

Просто.

Относительно быстро.

Совершенно недорого.

Остается их соединить, и сделать это прямо на воде. Ну вот нужен нам плавучий док где-нибудь на Дальнем Востоке - мы построили десять блоков, оттарабанили их по одному буксирами туда, и там на месте собрали. Постройки быстрая и недорогая, транспортировка по частям - легкаая и простая, а на месте собрали и охренели. Получи, понимаешь, фашист граанату родина фунт изюма, да не поминай незлым тихим словом...

Почему доки можно соединять из блоков прямо на воде? Потому что они затапливаемые. То есть один хрен конструкция плавучего дока - это такая сетка из балластных цистерн. И там в процессе работы один хрен вода. И потому будет у нас балластная цистерна одна, или несколько - нас не волнует. Она уже в воде. Более того. Когда строится корабль, одни его части тяжелее других. Вот машинное отделение - оно глубже должно сидеть, а грузовой трюм - по поверхности плавать, пока пустой. Конструкция корабля механически распределяет нагрузки и плавучую силу вдоль корпуса, и потому корабль такой весь одним куском и красивый. А вот если он пополам разломится и не утонет - вся красота куда-то денется... Поскольку плавучий док - погружаемый, это значит что в процессе сборки подгонку по месту легко выполнять подтоплением, кренованием и дифферентовкой. Сразу куча проблем нахрен куда-то девается...

Но и это еще не все.

Дело в том, что док принимает на себя огромные нагрузки. Нагрузки эти воспринимаются стенками дока, которые играют роль ребер жесткости. Если док не будет жестким - он нам такой не нужен. Но - мы можем строить основание дока, а затем монтировать стенки (уже в собранном виде на плаву), используя ферменные конструкции для распределения нагрузки по всей длине сооружения. Так, как это делается в железнодорожных мостах.



Следующий момент. Поскольку док - конструкция погружаемая, особенно на больших размерах, нам нужно, чтобы вода как-то его заполняла и куда-то уходила. Ситуация, когда при всплытии дока на палубе образуется не успевшая стечь вода в количестве, которая от покачивания вдруг течет к одному борту и переворачивает док нахрен, нас не интересует. Свободный груз - первый враг корабля после бабы на борту, это вам любой моряк скажет. Проницаемые промежутки между модулями обеспечивают эффективное и безопасное стекание воды с палубы дока, повышая безопасность операций по погружению и всплытию.

Поскольку собирать док придется на волнении, и поскольку нам необходимо точно соблюсти геометрию, и обеспечить жесткость, возникает вопрос, как.

С помощью плавучести мы выравниваем среднюю высоту, дифферентуем и кренуем части дока. Однако даже при сборке понтонного моста понтонерам приходится прикладывать огромные усилия, чтобы свести и зафиксировать части вместе. И где понтонный мост (точнее один понтон), и где модуль дока размерами 67х33 метра, верно?



Ребята, ну вы поняли...



Железнодорожная автосцепка. Объединенная с гидродомкратом. Прицеливаемся, "стреляем". По достижении замыкания начинаем медленное контролируемое стягивание. Конструкция сцепного механизма предусматривает люфт возможностей, не требуя идеального позиционирования.



Ну а дальше конус на конус (механики понимают) до полного тетануса, с последующим замыканием на замки, подварки, болтового соединения или что там будет предусмотрено. Кстати в конус на конус волнение даже благотворно, ибо шевелит конструкцию... Для того, чтобы обеспечить возможность автосцепки, потребуются диагональные тяги и управляемые распоры - ну тут как бы все просто, квадрат с диагоналями, механики понимают идею.

Если хорошо подумать, и немного поработать головой, на отечественных мощностях можно собирать плавучие доки огромных размеров, загружая свою промышленность, а не чужую, давая работу своим рабочим, а не чужим, и главное - ничем себя не ограничивая в масштабах докового парка, как по габаритам и тоннажу, так и по количеству.

Еще одним положительным качеством модульных доков является то, что они состоят из изолированных самостоятельных секций. А значит, ситуация, когда из-за пары насосов тонет весь док - исключена. Это называется непотопляемость.

Вот такая вот идея.

Если покажется интересной практически и будет воплощена в практику - дальше встанет вопрос по созданию модульных кораблей. Фактически, каждый модуль - это лихтер. И мы говорим не о лихтеровозе, перевозящем лихтеры, а о корабле, из лихтеров состоящем. Модульные танкеры и газовозы, и кто знает... Модульные авианосцы?

Из кубиков...

Ну и условия - как обычно.

Prototype this по-русски

Previous post Next post
Up