Думал, что написать. Вот, сами видите, что надумал... Заждались ужо поди, да?
Итак, мы с вами покинули Ленина и партию большевиков, которые тогда считались большевиками исключительно по результатам одного голосования в одной тусовке ограниченно-репрезентативного характера, то есть большинства в демократическом российском движении отнюдь не представляли, и в ситуации, когда Маркс кончился. Вместо всемирной революции пролетариата в индустриально-развитых анклавах мы получили некую территорию с полностью деградировавшими социальными и государственными институтами в преимущественно аграрной стране. И безо всяких перспектив. И кучку людей, которые, имея на входе абсолютно не коррелирующие с их теоретической базой условия, вознамерились несмотря на и вопреки всему реализовать конечный концепт.
Ребята, вот как раз для такой ситуации есть совершенно определенное название - секта.
Не надо бояться этого названия. Иисус Христос не создавал религию. В истории Иисуса Христа нет ни одного элемента современной религиозной культуры, ни одного элемента обрядовости, ни одного ритуала современного христианства. То, что сейчас лежит в основе богослужения в церкви - оно было создано после, последователями, в память о. Христос жже создал небольшую секту в рамках иудейской религии. Да, с ним спорили жрецы - но жрецы же его (например, Закария) и принимали. То есть вопросы у них, конечно, были, но вызывающие вопросы эти постулаты Христа не противоречили априори и во всем канону - это была качественно (как потом выяснилось) иная трактовка. И Киафа потому так Христа ненавидел, что тот не был абсолютно чужд иудаизма, но вносил в него иные смыслы. И Пилат потому так долго с Христом разговаривал, что не понимал, почему один иудей так ненавидит другого иудея. Ну еще бы Пилату, равно чуждому и иудейства, и христианства, разделять ненависть Киафы к Христу...
С точки зрения Пилата Христос был безобиден и даже интересен в плане поддержания общественного спокойствия на подведомственной территории, максимум - любопытен в качестве оппозиции Киафе, чтобы оказывать на него давление и держать в определенных границах, но не более, причем даже скорее менее, поскольку при наличии козырного интереса Пилат не отдал бы свой актив за просто так...
Подчеркивание - это антитеза еськовскому "Евангелию от Афрания" - книге художественной, спорной, но увлекательной и умной, горячо рекомендуемой к прочтению.
Итак, с точки зрения динамики развития религиозных объединений граждан, партия большевиков в ноябре (по новому стилю) 1917 года была сектой. Это пока спорный вывод, ничем не подкрепленный, но сейчас мы его подкрепим, а затем и обнаружим другие следы религиозности.
Помните, мы писали, что религия нужна для тех ситуаций, когда логика бессильна, когда знание закончилось, когда разум сдался - а жить все равно как-то надо? Ребята, к ноябрю (по новому стилю) Маркс в России закончился полностью. Не было мощного пролетариата индустриально развитой страны, каковой пролетариат по Марксу является движущей силой революции, социальное потрясение носило локальный в общемировом плане характер, общая численность большевиков в сравнении с одними только эсерами была мизерная - плюнуть и растереть. С точки зрения науки - а представления Маркса базировались на самых на тот день современных воззрениях западной гуманитарной науки - ситуация была абсолютно бесперспективная. Марксисты валом повалили из страны на Запад, вслед за монархистами и прочими, вспомним хотя бы Парвуса...
Марксисты из России бежали, остались ленинцы.
Давайте подумаем, что такого дал Христос, что из крошечной секты появилась одна из ведущих мировых религий? Христос не дал обрядовости, не дал развернутой теологии (практически все он либо заимствовал из иудаизма, либо додумали последователи), но он дал концепт. Концепт, который говорит, что веры достаточно, который предлагает несколько правил (заповеди), который окончательно отделяет религию от государственного устройства, тем самым максимально защищая ее от притеснений. И все. А что дал Маркс большевикам? Маркс дал большевикам концепт, который указывал на корень всех зол (эксплуатация человека человеком), описание идеального общества (коммунизм) и теоретическое построение, обосновывающее возможность, реализуемость, и главное - историческую обусловленность и неминуемость коммунизма (исторический материализм). И Маркс, и Христос дали концепт, вся реализация была осуществлена последователями...
Если ситуация в России соответствовала Марксу, почему так много марксистов покинули ее? Наоборот, они должны были остаться... Но - всякие меньшевики (которых было большинство) достаточно быстро уехали правдами-неправдами в гостеприимные европейские и не очень страны. У них был все тот же концепт, все та же теория - но они бежали. Почему? Несоответствие российских условий требованиям марксистской теории послужило триггером, который разделил марксистов мира на тех, кто знает, и тех, кто верит.
Те, кто верит - остались в России, те, кто знает и кто умный - уехали на Запад...
Пока что картинка у нас очень похожая, верно? Но это еще не доказательство. Нам надо убедиться. Потому что верить или не верить нам недостаточно, нам надо знать, мы с вами люди умные, и нам нужны факты, а не домыслы. Помните, Михайло Ломоносов, крестьянский сын, знал разницу между "верю" и "знаю" - а чем мы хуже?
Ребятушки, а давайте вспомним про партию эсеров. Эсеры были значительно более многочисленны, нежели большевики, во Временном правительстве они дажже заняли ряд ключевых постов, среди демократических России сил они задавали тон. Но - Временное правительство рухнуло, государство потеряло управляемость, и они оказались у разбитого корыта. У эсеров было свое, кондовое, исконно-русское революционное сознание в смысле народовольцев, но у них не было революционной теории, и Маркса они не уважали. Что случилось с эсерами? Ребята, эсеры не просто пошли на сотрудничество с большевиками, они активно влились в их ряды, и влились массово, и на совсем не маленьких должностях. Ребята, некто Феликс Эдмундович Дзержинский, создатель ЧК и первый руководитель пролетарского госбеза, начинал эсером. Дзержинский, прекрасно знавший всех более-менее интересных эсеров, как правых, так и левых, активно привлекал их к работе. Несмотря на порой дикие, с точки зрения марксизма, взгляды. Достаточно вспомнить Блюмкина. Более того, Дзержинский активно наблюдал за эсерами, переманивал кадры, а в момент, когда они стали представлять опасность для власти большевиков, устроил им большой разгром. Как Феликс Эдмундович Дзержинский, до 1906 года не имевший отношения к РСДРП от слова вообще, стал щитом и карающей дланью марксистско-ленинской революции? Ребята, все просто - у эсеров не было теории, но зато у них была вера.
Современники вспоминали Дзержинского как удивительно умного, образованного, честного, принципиального человека, безусловно верящего в достижимость социальной справедливости и все силы отдающего ее достижению - а это в точности качества глубоко верующего человека...
Суровая правда жизни заключается в том, что если бы входным билетом в партию большевиков была зачотка с отличными отметками по диамату, истмату и прочим прелестям - большевики бы так сектой и остались. Но на самом деле "отличники по зачетке" слиняли на Запад, и брать стали всех, кто разделяет идеалы, то есть - кто верит. Подобная кадровая политика привела к тому, что позжже в партии пришлось проводить неоднократные чистки, то есть часть ответственности за "репрессии" лежит и в том числе - на большевиках 1917 года. Их, настоящих большевиков, было настолько мало, что даже в масштабе ВКПБ они не смогли бы без чисток удержать контроль...
Плоха та секта, которая не мечтает превратиться в религию, и потому первая задача каждой секты - вербовка сторонников (неофитов). Давайте посмотрим, как Ленин привлекал к строительству первого в мире государства рабочих и крестьян новых сторонников. Первым делом, он отказался от тезиса Маркса о том, что пролетариат - единственная движущая сила революции. Он сказал, что пролетариат - передовой отряд, но не вся армия преобразования общества. Он привлек к строительству нового мира крестьянство.
Ребята, согласно Марксу, крестьянство - это реакционный класс, он контрреволюционный по сути, ибо завязан на собственность, на владение землей, и ленинский тезис о "революционном крестьянстве" с точки зрения Маркса - это не просто ахинея, это антимарксизм чистой воды.
Первые декреты Советской власти - "Декрет о мире" и "Декрет о земле". Антимарксистские декреты. Здесь Ленин противопоставляет партию большевиков Марксу, явно и однозначно. Коммунизм Ленина и коммунизм Маркса в этой точке расходятся навсегда. Привлекая крестьянство к революционным преобразованиям, Ленин необратимо меняет характер революции и революционных преобразований, в то же время получая для революции гораздо более широкий базис, распространяя революционное учение на значительно большие - а в условиях России определяющие и доминирующие - массы населения.
Следующим моментом является привлечение большевиками старых, царских кадров. Офицеры, генералы, учителя, ученые, врачи, экономисты, сотрудники охранки рекой влились в органы власти и государственные институты. Стране отчаянно не хватало кадров, и она привлекала всех, кого только могла. И поскольку большинство специалистов (которые так и назывались - специалисты) не разделяло идеалов революции - одни шли из-за необходимости выжить, другие - из патриотизма... Ребята, какой в жопу патриотизм, если коммунизм по Марксу изначально интернационален? Так вот, вот эти кадры - их нужно было контролировать. Чтобы, находясь на ключевых постах, они не устроили контрреволюции из самых лучших патриотических соображений, да... Так появился институт комиссаров.
Комиссар - это темный необразованный профессионально некомпетентный человек, который верит, и который следит, чтобы совершаемое "специалистом" не разрушало веры и не наносило вреда...
Если мы говорим о знании и о воплощении знания, то у нас должна быть теория. Эта теория должна порождать план. План должен превращаться в программу действий. Давайте посмотрим, как большевики работали со знанием, с планом, с программой... Ребята, они никак не работали, понимаете?
Большевики никак не работали с планом революционных преобразований, потому что такового плана у них изначально не было.
Вас зовут Инесса Арманд? Отлично, будете заниматься раскрепощением и эмансипацией. Вы Надежда Константиновна Крупская? Прекрасно - займитесь воспитанием детей. Вы Луначарский? Да-да, я в курсе... Займитесь образованием. Нет нигде у Маркса, и не было изначально у Ленина никакого описания, модели, представления о структуре государственных институтов в новом обществе. Зато были люди, старой, имперской школы и выучки, которые могли что-то придумать. И придумывали... Плановая экономика с пятилетним планированием, создавшая индустрию, лучшее в мире массовое здравоохранение и массовое образование - они были созданы не по плану, они были созданы людьми с нуля. Новое общество, построенное на новых принципах, должно было быть организовано совершенно новым образом - и этот новый образ выдумывался, творился, создавался на лету. И поскольку создание нового общества требовало людей не просто воодушевленных, но грамотных и знающих - за границу на деньги нищей еще страны отправлялись учиться люди, у которых был потенциал... Одним из таких людей был Капица, каковой в частности, подбирал людей для атомной программы СССР. Именно Капице приписывают слова "Лаврентий, тебе бомба нужна?", сказанные по поводу претензий Берии касательно длинного языка Ландау.
Капица мог такое сказать, потому что за свои слова отвечал.
Да и Берия Лаврентий Павлович, с младых ногтей оперативник и революционер, между нами - умница был и работяга. То, что он сделал в Грузии в разгар коллективизации, прямо этой самой коллективизации противоречило. Он тоже мог идти вразрез с главной линией, потому что полностью отвечал за последствия. И кстати, уже будучи наркомом того самого НКВД, он учился и выучился на инженера. Почему, спросите вы, откуда блажь такая у силовика? Все очень просто. НКВД - это не только "расстрельные подвалы", это еще транспорт, промышленность, энергетика, связь, сельское хозяйство. Берия, умница и работяга, знал, что для правильного управления всем этим нужно хотя бы принципы понимать - и потому учился на инженера, и выучился. Именно благодаря такому подходу Берия не отправил в застенки Глушко, когда тот отказался работать в органах (прямо в лицо Берии), и именно потому Глушко создал Протон - на сегодняшний день все еще актуальный космический носитель, а российские модули к МКС до сих пор построены на основе ТКС, созданного "под Протон"...
Построение "не по плану", а еще точнее, безо всякого плана, нового общества требовало не просто много знающих или творческих людей, оно требовало постоянного притока таких людей. Большевики ленинского периода создали уникальный прецедент. Главной модой в государстве стало знание. Люди стремились к знаниям. Не к дорогому жилью, модным шмоткам и дорогим харчам - к знаниям, к творчеству. Массовая мода на обучение - вот что это было.
Если Михайло Ломоносов был исключением в петровской Руси, то Алексеевы и Кошкины в СССР были правилом, были нормой.
Именно при Ленине в России была запущена уникальная система социальных лифтов, когда статус человека, его положение и должность зависели не от связей, не от богатства, а от знаний, ума, служебного рвения. Позже, когда Сталину нужен был человек на важное направление, он просто тыкал пальцем и говорил - ты будешь. Да, многие не справлялись. Но ведь многие справлялись... Сейчас, сегодня, глядя на заседания парламента, мы можем только испытывать ностальгию по тем временам и тем людям, из которых почти каждый - тянул должность. Некоторые биографии людей из той эпохи не просто удивляют - они поражают. Они поражают обилием весьма разноплановых мест работы, на которых те или иные лица проявляли чудеса изобретательности, эффективности, результативности. Сегодня, когда грузчик угля, устраиваясь на работу грузчиком муки, требует курсов переобучения, невозможно понять, как могли люди заниматься сперва игрушками, а потом судами на подводных крыльях и экранопланами (Алексеев), как могли строить планера, самолеты, а затем ракеты и космические корабли (Королев), как могли от фанерных самолетов перейти к космическим аппаратам (Лавочкин). Ребята, речь не идет о том, что ты сперва строишь самолет с прямым крылом, а потом со стреловидным - принципы полета в космосе, управления, термодинамика, динамика - они в корне разные. Эти люди не требовали, чтобы их отправили на курсы - они просто брали и делали. Все это возможно только в том случае, если в обществе существует чудовищная тяга к знаниям, если существует чудовищная кадровая конкуренция, если эффективно работают социальные лифты, способные насытить эту конкуренцию, и если кадры настолько жадны до знаний, что готовы заниматься самообразованием самозабвенно, денно и нощно, не за деньги, не ради должности - а потому что так надо, так правильно, так интересно, так лучше жить...
Это было заложено, фундамент этого был заложен Лениным и партией большевиков в первые годы Советской власти, это называется живое творчество масс, и это произошло тогда, когда Маркс закончился, и ничего, кроме неопределенности и безнадеги впереди не было.
Если вы просто прочитаете список должностей и выполняемых обязанностей Лаврентия Павловича Берии, и вспомните, что он при этом еще и на инженера заочно учился - то вы поймете, насколько люди того времени были выше, в плане личности, людей современности... А ведь Берия не просто занимал должности - ему поручали, как правило, самые запущенные участки, и когда он уходил с должности, там был полный порядок.
У меня возникает необходимость задать вам вопрос - как так, почему тогда такая ситуация была, почему даже сейчас, листая книги того времени, пусть наивные, пусть грубоватые по качеству текста - все равно вас не покидает ощущение великого, ощущение наступившего будущего, переживание большого, светлого, близкого, вот-вот предстоящего? Как вы думаете? Можете немного отвлечься, подумать, погуглить книжки всякие, фильмы, посмотреть... Я не тороплю.
Вот вам в качестве заставки плакат ленинских времен (да, я знаю, пусть бесятся):
:)
Посмотрели? Подышали этим воздухом? Вот так...
Если вы вникли, если вы впечатлились, если вы пережили это, то знайте - это самый настоящий, самый натуральный, самый всамделишний религиозный экстаз.
Когда Ленин в ноябре 1917 года оказался с кучкой сторонников у руля нищей разгромленной страны, ни по одному параметру не подходящей под условия для построения государства нового типа, у него не было знания, как это государство построить. Более того - у него было знание, что в таких условиях это государство построить нельзя. Но у него была вера.
Подвиг большевиков ленинского призыва - это подвиг веры.
Именно тот факт, что новое общество базировалось не на знании или традициях, а на вере, на убежденности в возможности и осуществимости - позволило совершить невозможное. Заложить фундамент будущего. Вера - вот истинная движущая сила Великой Октябрьской Социалистической революции. Но нельзя строить новое и не совершать ошибок. Нельзя жить только верой. Одной молитвой сыт не будешь. В результате, когда был достигнут определенный прогресс, когда была завершена Гражданская война и страна начала переходить к мирной жизнью, она столкнулась с реальными, объективными экономическими проблемами. И тогда пришлось вводить НЭП. Еще раз, вера и объективная реальность - это разные вещи, вера позволяет творить чудеса в объективной реальности, но объективная реальность всегда требует своей платы.
На Бога надейся, да сам не плошай...
Ленинская революция осуществлялась совсем не по Марксу, вопреки Марксу и в условиях, которые сам Маркс считал негодными к революции. Коммунизм Марска и коммунизм Ленина - это разные коммунизмы. И если в основе коммунизма Маркса лежали историческая обусловленность и объективная необходимость, то в основе революции Ленина - представление о том, что это возможно (хотя бы по Марксу) и фундаментальная черта русского человека - вера. Православие за сотни лет подготовило этот народ к великому религиозному подвижничеству, и большевики реализовали этот потенциал. Вот так, ребятки...
Несмотря на очевидные противоречия Маркса и Ленина, второй постоянно утверждает преемственность от первого, Маркс в советском обществе был канонизирован, и сама идеология носила название марксизма-ленинизма. Это естественный путь развития религиозной системы. Так, православие не отрицает Ветхий завет, наоборот, оно ищет в нем свои корни. Так и коммунисты ищут свои корни в Марксе и его работах, а через Маркса - в мировом наследии европейской культуры и европейской мысли. Однако, поскольку не только Маркс помог построить социализм в СССР, и не только Маркс вдохновлял Ленина и большевиков - есть у советского коммунистического общества и другие корни. И эти корни лежат в чисто русских традициях и в чисто русском стремлении к построению справедливого общества. И в чисто русской готовности к великой жертве во имя великой цели.
Когда Ленин умер, его было решено захоронить не на кладбище, а в Мавзолее, где он лежит и до сегодняшнего дня. Ленин захоронен, как пророк, каковым по факту и является. В 1917 году Ленин не то, что не знал - он и представления не имел, что делать и куда двигаться, но он верил и двигался, и заражал своей верой окружающих, а это - черта истинного пророка.
То, что было заложено Лениным, блестяще реализовал впоследствии Сталин.
Ну и вот вам, напоследок, немного музыки революции, подышите этим воздухом, это воздух веры:
Click to view