Тут
пролетела удивительная новость.
- У вас стоит крейсер «Украина», есть указ президента о его демилитаризации. Если снять вооружение и продать то, что останется - там хватит на компенсацию ваших зарплат, еще и останется три раза по столько же. Там есть корпус и турбины, они востребованы, - сказал Вячеслав Бонь.
Он добавил, что параллельно готовится проект постановления Кабинета Министров о демилитаризации корабля. Проект без замечаний уже согласовали Минобороны и «Укроборонпром». На очереди - его рассмотрение в Министерстве финансов и Министерстве юстиции.
Согласно плану демилитаризации все вооружение и оборудование крейсера передадут Минобороны, а на продажу выставят корпус и турбины. Ранее, председатель Николаевской облгосадминистрации Николай Романчук заявил, что содержание корабля стоит бюджету более 6 млн. гривен в месяц.
Ну, истоия этого долгостроя всем известна. Короче, есть такая фраза - "хотите разорить страну - подарите ей крейсер". Вот это вот оно, ребята...
Возьмем гражданское судно. Сухогруз. Он устроен сравнительно просто. У него в корпусе есть трюм. И в этот трюм засыпается или загружается груз. Грузы могут быть разные. Вместо груза в трюме можно смонтировать какое-то устройство, и тогда наш сухогруз превратится, например, в плавучий рыбзавод. Условно говоря.
Военное судно - это совсем другая история. Военное судно предназначено для транспортировки и применения комплекса вооружений. Комплекс вооружений состоит из систем наведения и целеуказания, огневых систем, арсенала. Трюм сухогруза - это просто объем в корпусе, который может быть использован. А вот этот вот комплекс вооружений - он разнесен по различным местам, они соединены коммуникациями, и этих мест и этих коммуникаций много. Но даже если все это богатство снять, и "освободить место", у нас останется корпус, в котором много маленьких мест, нычек, кубриков, выгородок, дырок в переборках под трубопроводы и кабельные трассы и так далее.
В трюм сухогруза можно положить все, что по массе и габаритам туда влезет. Но для любого военного корабля освободившиеся помещения - они маленькие, и соответственно, туда можно положить очень немного вещей. Потому что любые большие одним куском штуки, с легкостью помещающиеся в трюм сухогруза - туда просто не влезут.
Вывод - без комплекса вооружений корпус военного корабля бесполезен. Потому что он так устроен.
Далее. Энергетическая установка. Энергетическая установка корабля - это то, что превращает большой поплавок в самодвижущееся по бурному морю устройство. Если из корабля вынуть двигатель - это будет баржа. Но баржа хреновая. Потому что если в КБ проектируют несамоходную баржу, то ее специально делают такой, чтобы и буксирам было удобно ее тягать, и погрузочно-разгрузочные операции проводить, как в порту, так и на плаву, и чтобы в эксплуатации этот кусок железа сильно копейку не тянул. А с кораблем все не так, ребята. Корабль - он не предназначен для длительных буксировок, у него другая форма корпуса, другое расположение швартового оборудования, другие параметры прочности в местах расположения этого самого оборудования, другие кнехты, лацпорты и проушины. Другие лебедки и кабестаны.
Баржа идет полным ходом на буксире. Если вы попытаетесь буксировать любое судно по тихому спокойному морю со скоростью 20-30 узлов (а максималка у "Украины" по проекту - 34) - оно топо развалится на куски. Понимаете?
Вывод. Корпус корабля имеет ценность только тогда, когда в нем есть двигатель, и этот двигатель работает.
Далее. Можно ли заменить один двигатель другим? Ребята, современный судовой двигатель - это большое, мощное устройства со сложными сопутствующими системами. Топливные танки и магистрали, системы управления, системы охлаждения, конденсаторы-теплообменники всякие, дейдвудная труба, редуктор... На двигатель завязаны генераторы и опреснители. Кроме того, каждое судно рассчитано на определенную скорость, для чего оно имеет определенный винт, который должен вращаться с определенной скоростью и принимать определенную мощность. То есть - как конструкция двигателя, так и его рабочие параметры плотно увязаны с огромным количеством других параметров, но уже корпуса корабля, и частично (по опреснению, электроснабжению, вибрациям) - параметров комплекса вооружений.
Когда Украина отказалась поставлять России турбины для двух недостроенных фрегатов, Россия была вынуждена уже хорошо так построенные новенькие суда продать Индии. Потому что нельзя просто так заменить энергетическую установку судна на другую. Понимаете?
Давайте подведем итоги. Если вместе с вооружением "Украина" еще что-то стоит, то без вооружения она не представляет ценности, кроме как сырье для перестройки. Но если из нее вынуть турбины, то как отдельно турбины, так и отдельно корпус - вообще нахрен никому не нужны. Тем более, что эти турбины производятся в Украине, и если бы на них был спрос, очевидно, гораздо проще было бы делать на заводе новые, вместо чтобы раскурочивать корпус корабля, вынимать старые турбины, осматривать/ремонтировать, придавать им товарный глянец...
То есть с точки зрения декларируемых целей - продажи за хорошие деньги - авторы этого цирка полные дебилы. А те, кто их слушают - идиоты.
Возникает вопрос - зачем? Целиком, если не сильно жадничать, этот косячный геморрой украинской военно-морской амбициозности еще можно продать - Индии, Китаю или России. А вот по частям - ну никак и никому.
Так в чем же собака порылась?
Предполагаю, все очень просто. Военный корабль - это не только железо. Это еще множество систем вооружений, которые работают в комплексе. И эту комплексность им придают разные не совсем железные, а очень даже из цветных и драгоценных металлов, штуки. Провода. Антенное хозяйство. Радиотехническая аппаратура. А уж об алюминиевых сплавах в конструкции внутренностей я молчу.
Демилитаризация корабля означает, что фирма, которая будет проводить уилизацию "негодной и демонтируемой системы вооружений", получит в свое распоряжение тонны ценного и очень ценного цветного лома.
А корпус распилят на иголки потом. Или - он так и будет ржаветь, в ожидании, когда кто-то захочет его купить без двигателей, чиста поржать...