Бедненько, но чистенько...

Oct 26, 2015 20:12

Вот тут вот наткнулся на репортаж про японский Mitsubishi ATD-X Shinshin. Со с фотками. Фотки старенькие, пролетали давно и неправда, как говорится...

В статье Википедии указано, что Япония тратит на этот проект примерно треть всех средств, выделяемых на разработку военных самолетов. Учитывая длительность проекта (а еще не объявляли о полете первого прототипа) - денег на военную авиацию у Японии действительно немного.

Потому и бедненько...

Теперь разберемся, насколько чистенько.

Подобно всем самолетам, претендующим на пятость поколения, ATD-X выполнен по интегральной схеме и является высокопланом. Наличие так называемого "наплыва" говорит о том, что самолет построен по "вихревой" аэродинамической схеме, при которой на больших углах атаки для создания подъемной силы используется вихрь, порождаемый наплывом:



Подобную форму наплыва можно видеть также и у F-22 Raptor:



Ранее, до Ф-22, подобная конструкция воздухозаборников и наплыва не встречалась, это американческое ноу-хау. На самолетах четвертого поколения форма наплыва была другая:



То, что ATD-X построен по вихревой схеме и способен выходить на большие углы атаки, для истребителя плюс. Однако есть в японской конструкции элемент, который говорит нам, что не все так ладно в датском королевстве. Глазастые уже поняли - речь идет о "штанах". А именно о продолжении корня крыла вдоль всего самолета вплоть до задней кромки, каковое продолжение необходимо, чтобы сформированный наплывом вихрь был стабильным, чтобы при изменении угла атаки продольная центровка не изменялась и самолет сохранял управляемость. На Ф-16 "штаны" есть - посмотрите между крылом и рулем высоты. Есть "штаны" у МиГ-35 - на фото они отбрасывают тень на мотогондолу:



Есть "штаны" и у южнокорейского (не путать с нашим) Т-50 (на фото на "штанине" мужик сидит на корточках и в хвосте самолета ковыряется):



Единственным более-менее "обычным" "вихревиком", у которого нет "штанов", является Як-130:



Казалось бы - как же он без "штанов"-то летает? Хрен его знает, товарищи, но очень сильно подозреваю, что дело тут в реданной компоновке сопел двигателей и форме хвостовой оконечности. На вот этом вот видео есть момент, где по образованию облака конденсата на наплыве можно проследить образование вихря:

image Click to view



Почему мы так прицепились к "штанам"? Потому что с точки зрения технологии "стелк" "штаны" демаскируют самолет. Чтобы избавиться от этого демаскирующего фактора, создатели Рэптора были вынуждены вплотную приблизить хвостовое оперение к крылу. В результате на Рэпторе "штанов" как бы нет, но они все-таки есть, в смысле - существует непрерывное сопряжение по верхней несузей поверхности корпуса вдоль всего самолета:





Что там происходит при маневрировании на больших углах атаки, какие потоки куда перетекают - мне страшно даже подумать...

Япония в свое время закупила у США истребитель Ф-16, и на его основе создала свой истребитель Ф-2, "штаны" у которого, понятное дело, есть:



Отсюда мы делаем следующий вывод. С точки зрения аэродинамики ATD-X представляет собой старый добрый
Mitsubishi F-2 с той только разницей, что имеет более угловатое сечение миделя и иную форму наплыва корня крыла. Японцы не решились заморачиваться на большой объем исследований в области аэродинамики, необходимый для "безштанной" компоновки самолета. С учетом объемов финансирования, наверное - правильно.

Хорошо ли то, что в ATD-X применяется старая добрая вихревая аэродинамика, основанная на "штанах", со слегка измененным по ворме наплывом? С точки зрения инноваций - конечно, непорядок, ведь "есть аналоги". С другой стороны, у нас есть проверенное временем надежное решение. И его можно взять и применить, пожертвовав ЭПР боковой проекции...

В общем, небогато - но прагматично и рационально.

Более того. Присмотревшись к воздухозаборникам ATD-X, мы увидим, что воздушный канал не изогнут, как у Ф-22 Рэптор:



То есть, даже с передней проекции РЛС просветит лопатки турбины, и самолет будет светиться, как новогодняя елка. И у нас сразу возникает вопрос - что же это за пятое поколение такое, которое сбоку и спереди не обладает малозаметностью ни в одном месте?

И тут на нас снисходит понимание того, чем на самом деле занимались японцы.

Не имея после войны собственной школы самолетостроения, задело НИОКР по аэродинамике, довольствуясь самопальным допиливанием американского Ф-16, они встали перед необходимостью разрабатывать собственный самолет. И потому, сохранив все самое нужное, начали с исследований того, что действительно необходимо. То есть - с радиолокационно незаметных воздухозаборников.

У меня нет никакого сомнения в том, что на ATD-X они будут исследовать поведение потоков в воздухозаборниках на различных режимах полета. Потом добавят змейку в воздушный канал. Будут тщательно измерять воздушные потоки, исследовать особенности вихря, создаваемого именно данной формой наплыва. Проверять новые конструкционные материалы и схемы решений. А еще - они будут следить за судьбой уже существующих самолетов пятого поколения и делать заметки на будущее...

В общем, для страны с отсутствующим военным авиастроением, это серьезный шаг вперед.

Так что, несмотря на затянутость программы ATD-X, можно говорить о вполне серьезной теоретической проработке. При минимуме финансирования. И скорее всего - результат будет вполне серьезным.

Так что - чистенько...

Се ля ви..., Мысли дилетанта

Previous post Next post
Up