Аннигиляция (2018). Второй раз пытаюсь посмотреть этот фильм, и второй раз иду спатки. Но в этот раз до меня дошло кое-что любопытное.
Фильм "Аннигиляция" снят по первому роману Джеффа Вандермеера из цикла "Зона Икс". Все три книги - это вполне самостоятельные произведения, объединенные только наличием аномальной зоны, как, например, в серии S.T.A.L.K.E.R. вокруг чернобыльской АЭС.
В данном случае, здесь зона не радиации, а зона Аннигиляции. "Это очень все бла-ародно, а вот как там насчет баб?" (ц) ТББ АБС.
Я специально посмотрел
библиографию автора книги. И там черным по белому написано, что выход первого романа был в 2014 году. В 2016 году было объявлено о начале съемок по тексту Стругацких, но проект не состоялся. Однако есть и некоторые любопытные подробности.
В 2006 году снять фильм по книге планировала студия Columbia Pictures, но проект заморозили. Мы можем вспомнить, что игры серии S.T.A.L.K.E.R., между прочим, ведущей свою родословию от книги Стругацких, в качестве своеобразного фанфика, также были популярны задолго до появления романа Джеффа Вандермеера...
Вандермеер говорил, что главным вдохновением для зоны X и серии «Южный предел» был его поход по национальному заповеднику дикой природы Святого Марка[7].
Однако мы видим, что это не так. Задолго до того как Ванредмеер поехал шляться по заповеднику, тема экранизации "Пикника на обочине" уже витала в Голливуде. А значит, об этом было известно и в литературной тусовке, поскольку кино - это не роман, кино - это сценарий. И сама книга Стругацких была переведена на английский язык задолго до того как. И фильм Тарковского "Сталкер" также на Западе считался культовым, еще когда Вандермеер пешком под стол ходил и в штанишки писался...
Скажу по секрету - я сам пытался, находясь под впечатлением книги Стругацких, написать что-то подобное, но свое.
Нет, это не прямой плагиат. Однако как минимум скрывать источник идеи, как мне кажется, несколько неэтично...
С другой стороны, роман написан примерно в 2010-2013 годах. И если мы вспомним это время, то первое что нам придет на ум - шествие по планете повесточки. Именно в эти годы белые цисгендерные мужчины (а именно таков Рэдрик Шухарт у Стругацких) начали бегом покидать мировые экраны. Белый мужчина на экране мог быть только педерастом или на худой конец - человеком широких взглядов. То есть, прямая экранизация Пикника от 2016 года состояться не могла в принципе. У Стругацких мужики - они и есть мужики. А бабы - они бабы. А это то, что полностью противоречит повесточке. Теоретически, фильм 2006 года мог бы состояться по политическим причинам, в то время повесточка была еще далеко не настолько навязчивой и всеподавляющей, но скорей всего, студия решила не рисковать. Я погуглил маленько, и увидел там пачку блокбастеров первой категории как раз в это время. На таком фоне экранизация Стругацких могла бы затеряться, "не выстрелить", а учитывая художественные особенности Зоны, как раз компьютерная графика там должна была очень дорого стоить... Скорее всего, проект заморозили из-за опасений за его коммерческий успех.
Таким образом, идея витала в воздухе, но вот целевая аудитория требовала адаптации.
И черт меня возьми, Вандермеер сделал именно это - адаптацию Пикника под стандарты голливудских блокбастеров. У него и существа без определенной сексуальности (даже без имен, как пишут читавшие), и натура попроще, да поцветастее (все-таки густой лес куда киногеничнее индустриальной пустоши), и самое главное - Пикник закончен, он логически завершен. В то время как Вандермеер смог сделать свою книгу открытой, и сразу наделал продолжений...
Он был обречен на успех в кинематографе, и потому появилась Аннигиляция 2018 года - изуродованный до неузнаваемости по куче мотивов "Пикник на обочине" Стругацких, вывернутый наизнанку (как это произошло и со S.T.A.L.K.E.R.) и превращенный во что-то совершенно чуждое первоисточнику.
И вот этот вот запах, запах мертвечины, запах протухшего художественного произведения, узнавание, в котором радость узнавания чего-то знакомого сменяется ужасом от того, что это что-то - труп - вот это и не дает мне посмотреть фильм на одном дыхании...
У Стивена Кинга есть книга "Кладбище домашних животных". Здесь мы имеем как минимум прецедент с кладбища художественных если не произведений, то идей точно.
Как-нибудь соберусь с силами и досмотрю.
Уж если я себя позиционирую как специалиста по говнецу и извращениям - надо быть в курсе...
.