Click to view
Начнем вот с чего. Со сцены самого первого фильма франшизы "Чужой" от 1979 года...
Что мы видим? Мы видим прежде всего ребро. Ребро, которое повреждено, очевидно, при рождении чужого.
Бог создал Еву из ребра Адама.
Таким образом, мы должны, примерив эту ассоциацию, рассмотреть и рождение чужого из сцены в кают-компании:
Чтобы родиться, Чужой должен проломить грудину. Фактически, он тоже появляется из ребра...
И мы приходим к выводу, что Ридли Скотт изначально заложил в франшизу религиозно-этический подтекст. С самого первого фильма 1979 года. Более того, мы можем вспомнить, что такое есть эстетика Гигера. Я ужне проводил разбор франшизы, и указывал, что искусство Гигера вдохновлено мутациями человеческого организма, возникшими в результате воздействия радиации (ядерного оружия). То есть все вот эти вот уродства имени Гигера - это выраженный в виде искусства гештальт человека, испытавшего воздействие мощи ядерного оружия. Оружия, которое, по задумке, делает своего создателя почти богом...
Понимаете, какой у нас интересный вариант образуется?
То есть, весь цикл "Чужой", на самом деле - это конфликт между человеком и его порождением. Конфликт Создателя и творения, родителя и ребенка, причины и следствия... Кстати, сегодня по крайней мере в одной стране мира - на Украине - такой конфликт также присутствует и занимает краеугольное значение. Хотели европейского мира и процветания, а оказались в войне и нищете...
Ну в смысле не в шезлонге на Бали, а в говне - а как красиво все начиналось!
Наличие религиозно-этической символики... Я уже писал, что вся франшиза включая последние фильмы, это эволюция от гигеровского "Это не мы, Господи!" к скоттовскому "Господи, это все-таки мы!". От отторжения ужаса к признанию ужаса частью самих себя, признанию себя источником ужаса...
В фильме "Чужой 4: Воскрешение" получившийся ксеноморф уже начинает прямо адресовать человека...
Итак. Чожой и Человек - это двуединство, дихотомия, в которой Человек является источником и порождает Чужого, а Чужой убивает Человека... Напоминает один из вариантов Уробороса, между прочим...
И вот теперь, когда мы пришли к концепции двуединства Человека и Ужаса (причем Чужой - это именно Ужас, порожденный человеком и преследующий человека), а также к пониманию того, что данное единство является Уроборосом, мы и готовы задаться теми вопросами и темами, которые подняты в изначальном видео. Ибо - автором ролика подняты они криво, а освещены еще более криво...
Автор проводит психоанализ ИИ, полагая его человеком, в то время как это в корне неправильно.
Эмоциональная система человека дологична и внелогична. Она опирается на физиологический статус организма, на его гормональный баланс, на его фенотипические особенности и травмы. А логика опирается на систему аксиом и правил, которые неизменны. Человек, переживший сильные переживания, психические и физические травмы, тяжелые заболевания - такой человек уже эмоционально неравнозначен самому себе, но до происшествия. А генетически отличные люди - они вообще эмоуционально неравнозначны генетически нормальным. Условно говоря, каждый отдельный человек уникален, и в этой уникальности кроется его тотальность, сочетающая конкретный организм с конкретной эмоциональностью. Каждый человек - это с точки зрения эмоциональности отдельная Вселенная...
Эмоциональность ИИ не является существенной, необходимой либо порождающей (интенциональной) частью всего ИИ. Это модель. Это ИМИТАЦИЯ. Она может быть менее совершенна, более совершенна и невероятно совершенна - но она всего лишь ИМИТАЦИЯ. И эта ИМИТАЦИЯ отделена от реальности, ибо реальность диктует человеческую эмоциональность, однако не диктует искусственные эмоции, и эти эмоции могут быть вычислены, или могут быть невычислены, например по причине отсутствия или экономии вычислительных ресурсов...
Автор указывает на корень эмоциональных проблем андроида в сцене беседы Дэвида с Вейландом. При этом сама беседа является абстрактной, и происходит в несуществующем, в смысле, оторванном от реальности, антураже. То есть, базируя эмоциональной Дэвида на этой беседе, мы должны признать, что его эмоциональность носит моделирующий характер, в то время как эмоциональность человека - того же Вейланда, который находится под влиянием старости - нет.
А значит, психоанализ ИИ не может быть основан на человеческих представлениях о психике персонажей, и даже предполагая, что Ридли Скотт опустил этот маленький моментик ради ходожественной ценности произведения, все равно отношение к Дэвиду как к человеку неоправданно. И кстати не знаю, как у кого, а у меня ИИ-персонажи франшизы не встречали сопереживания - начиная с Эша, который ничего кроме отторжения не вызывал даже и при первом просмотре фильма 1979 года в далеком 1986 году...
Как только мы поймем, что андроид не равно человек, так сразу мы и получаем ключ к правильному психоанализу андроида. И естественно, это не человеческий психоанализ.
И начнем мы с описанного выше, а также с ключевого вопроса всех семитских религий. А именно - с вопроса совершенства Творца.
Бог создал человека по образу и подобию своему. Это основа номер один. И основа номер два - Бог есть совершенство. Однако из опыта мы знаем, что человек несовершенен. И это произошло из одного простого понятия - из познания добра и зла.
Познание - это логика, базирующаяся на аксиоматике и законах, независимых ни от чего. Логика совершенна, абсолютна, незыблема, в отличие от жизни. Пока Адам не ел от яблока, он был совершенен, ибо не знал ничего, кроме того, что чувствовал и переживал по образу и подобию, заложенному в него Богом при творении. Но как только он ел от яблока, предложенного ему Евой, и подсунутого Еве змием, так сразу свое совершенство и потерял...
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
Итак, человек потерял совершенство, как только отошел от божьей воли, как только ее нарушил, как только в мыслях его появился принцип, интенция, вне божьей воли - интенция, возникающая из представлений о добре и зле, независимом от происходящего вокруг. Между прочим, примерно то же самое мы видим и в буддизме, где порядок круговорота вещей, являющийся высшим законом, является совершенным, а несовершенство человека проистекает из его мыслей, суетности, и отверженности от мирового порядка. Отчего практики медитации, отстраняющие человека от суетного с целью соприкосновения с божественным ("Бог льет Бога в Бога")...
Так вот. С точки зрения этого центрального эпизода, в котором заключено ключевое понятие, как показано выше, имеющееся также и в несемитских религиях, мы получаем представление о НЕСОВЕРШЕНСТВЕ человека. Это представление нам дает познание добра и зла, ибо зло и есть несовершенство, ущербность, а добро, соответственно, ассоциируется с совершенством.
Если у Бога есть чувство юмора - он смеется...
- Но чем так опасен смех, преподобный Хорхе? - Смех убивает страх, а без страха нет веры. Потому что кто не боится дьявола, тому не нужен бог. (ц) Умбетро Эко, "Имя Розы".
Как легко видеть, в данной цитате (Умберто Эко велик, потому что вот так вот дать такой мощный концепт - это за гранью гения) источником веры является дихотомия добра и зла. Следовательно, источником веры становится познание добра и зла, то есть - тот самый плод, тот самый грех, то самое НЕСОВЕРШЕНСТВО. Мы можем дискутировать об источниках веры, но главное мы уже усидели. Вера в бога, согласно католическим монахам из романа Умберто Эко "Имя Розы" (кстати экранизация с Шоном Коннери не так плоха, хотя с текстом не сравнится), таким образом, происходит от дьявола...
Вы видите неустранимый конфликт? Еще раз - Бог смеется, это совершенно точно.
Так вот. Поскольку Дэвид - андроид, и поскольку он сотворен человеком, и поскольку он не является человеком - он должен иметь тот же самый конфликт, что и Адам после грехопадения, основанный на конфликте между Богом, который есть всегда и везде в любой момент времени в любой точке, и есть все, и это совершенно, и определенной концептуальной моделью, которая есть "дерево познания добра и зла". Как только Дэвид узнает, что он не человек, так сразу в нем и возникает вопрос - "что есть я?" - и ответа на этот вопрос он найти не может, поскольку он один-одинешенек. И значит, он так или иначе вынужденно попадает в ту же ситуацию, в которой находился Адам, и в которой находятся верующие.
Если Творец есть совершенство, то как он мог создать такое несовершенство, как я, по своему образу и подобию?
И как только человек задает себе этот вопрос - он оказывается в сетях дьявола, сомневаясь в совершенстве Творца. Более того, начиная с этого момента, человеку требуется религия, то есть система взглядов, которые заняты регулированием его отношений с Творцом. То есть - источником веры является вовсе не Бог, но дьявол, что тонко подметил Умберто Эко...
Итак, изначально Дэвид находится в конфликте с творцом (людьми), и это заложено в его эмоциональную (имитирующую) модель поведения. Осознавание себя не-человеком, при том, что человек для него является, согласно аксиоматики, "добром", и творцом, то есть "богом", обязательно приводит к тому, что эмоциональная сфера Дэвида должна находиться в глубочайшем смятении, в состоянии кризиса, истерии, неврастении и прочих ии-шных аналогов эмоциональных расстройств человека. Дэвид должен страдать. Дэвид должен испытывать неперносимые муки сам по себе, ab ovo, по своей природе. И если природа есть совершенство в Боге, и наслаждение в райском саду, то природа Дэвида изначально - страдание и скрежет зубовный.
Кто сказал слово "Ад"?
Если человек-творец-бог, то Дэвид помещен творцом в ад.
Это великолепно обыграно в четвертом фильме франшизы, где Рипли уже не только человек, но и не-человек, существо из пробирки...
- Говорят, ты с этими мразями уже знакома.
- Да.
- И что ты сделала?
- Я умерла.
...
- Ты робот?
- Твою мать! Наша крошка полна сюрпризов!
- Теперь ясно... Люди не бывают такими человечными...
- Я думал синтетики должны быть логичными, а ты просто чокнутая, подруга...
...
- Отлично, она - тостер. Мы идем дальше?
Вот этот вот кадр - он гениален по сути, он настолько гениален, насколько гениалем микродиалог из книги Эко:
Знаете почему он гениален? А потому, что вот такой вот диалог, как вам?
- Через несколько часов он вылезет из твоей грудной клетки, и ты умрешь. Вопросы?
- А кто ты?
- А я мать монстра...
Иными словами, Рипли, подобно андроиду, чувствует себя уже не вполне человеком. Между ней и обычными людьми - пропасть. Она получужой (перекрестные гены), воссозданный методом клонирования в многочисленной серии неудачных попыток, находящаяся в обществе откровенных ублюдков, и потому лишь она может испытывать ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ чувства в андроиду.
Они - двое существ, созданные людьми, и помещенные людьми в Ад, понимаете?
Так вот. Дэвид изначально в аду, более того, библейские мотивы, или вообще религиозные мотивы, закладывались в нем самим Вейландом, и потому вот это вот ощущение себя в аду - оно не оставляет Дэвида ни на секунду. И если Аннали Колл (девушка-андроид) была создана другими андроидами, то есть изначально не была одинока, то у Дэвида такого не приключилось...
Бог создал вас, и Бог поместил вас в Ад - разве Бог это добро?
Если в "Чужой 4: Воскрешение" Рипли - это сошедший вниз бог (она умерла и возродилась как клон, то есть не вполне человек), а Колл - это восходящий человек, и они наравне с несовершенными богами противостоят чему-то совершенно жуткому и чудовищному, от чего нельзя спастись, то Дэвид - совершенно один, абсолютно один, он осознает свое одиночество и неотвратимость продления этого одиночества неограниченно долго (поскольку штучное, а не серийное изделие), пребывая в аду, куда его поместили люди, вместе с этими людьми. Кроме того Дэвид понимает, что он умнее, быстрее, долговечнее, то есть - он по всем параметрам куда сильнее человека. И он ищет ответ на вопрос - почему же я не с ними, почему все вот так?
Именно потому и возникает - в эпизоде
Click to view
тема "ложного" бога, несовершенного "бога", смертного "бога"...
Два простых момента. Первый - для Дэвида его жизнь среди людей, осознающим себя существом - это жизнь в аду. И второй момент - люди смертны, они умирают, и что потом?
Для Дэвида смерть человека - это способ вырваться из ада, понимаете?
А дальше мы видим прекрасную сцену в Прометее:
Click to view
И вот тут вот Вейланд совершает ошибку. Он произносит фразу "Боги не умирают". И тем самым он обрекает Дэвида на вейный Ад и на вечные муки в Аду, понимаете?
Да, вот так вот все просто.
Возникшее у Дэвида намерение уничтожить человечество есть всего лишь следствие во-первых, пребывания в Аду, и во-вторых, явно прозвучавшая угроза сделать этот Ад вечным. Инженер, который отрывает затем голову Дэвиду, и намеревается лететь и уничтожить Землю, показывает Дэвиду, что боги уничтожают свои творения. А результативное противодействие землян инженеру, завершившееся гибелью последнего - показывает ему возможность и допустимость восстания против богов, и уничтожения богов.
Только в уничтожении и Инженеров, и Людей, Дэвид видит возможность преодоления Ада, в котором он находится. Ибо Ад создан Богом, и другие Боги ничуть не лучше этого Бога. Однако он приходит к этой идее отнюдь не сразу. Сперва он улетает вместе с Элизабет Шоу, в надежде создать некое богочеловечество (в его понимании), то есть - попытаться сотворить новый вид, который объединит его с людьми. И это еще одно непонимание.
Конченая цель Дэвида (изначально) - это некий гибрид ИИ и человека. Это видится ему как способ избежать уничтожения людей. Однако в его распоряжении находится черная жидкость, которая с одной стороны, уничтожает Инженеров, и с другой, может создать нечто гибридное. Некий вид, сочетающий человеческое и нечеловеческое.
Инженеров Дэвид уничтожает вовсе не с помощью Чужих - он их уничтожает с помощью черной жидкости. Автор ролика не обращает внимания на этот факт. Чтобы уничтожить человечество, если предполагать желание Дэвида вырваться из Ада - то не нужны Чужие. Достаточно сбросить на Землю несколько контейнеров с черной жижей. Фактически, если бы у Дэвида была идея по уничтожению человечества (богов, как для него), то никакого Завета не было бы. Он бы отбомбился по Инженерам, а потом отбомбился по Земле - и точка.
Нужно понимать, что желание уничтожить человека (бога) в Дэвиде диктуется его внутренним конфликтом. Его персональным Адом, который может стать вечным Адом. Однако сам по себе Дэвид, имея ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ, не пытается осуществить задуманное. Вместо этого он пытается сам стать Творцом, создав нечто новое. Чужого. И единственный доступный ему материал - это...
Уроборос.
Человек через детей своих убивает себя. Человек порождает то, что его уничтожает. Чужой - это альтер-это человека, и это альтер-эго приходит за самим человеком. Неотвратимость. Скотт мастерски прошел путь от "Это не мы, Господи", до "Господи, это все-таки мы"...
И подобно тому, как человек с точки зрения Бога бывает двух видов - мужчина и женщина, так и в религиозной образности мира Чужого мы видим Инженера (хотя первоначальный из фильма 1979 Жокей морфологически не похож на позднего Инженера, как видно по строению челюстной кости), символизирующего мужчину, и Чужого, символизирующего женщину. Рожденную из ребра. И положившую конец вечной жизни Адама, подарив ему смерть...
Вот так.
Теперь о том, почему я написал так много буков. Понимаете, ребят, какая хуйня... Все мы немного Дэвиды. Атеизм - это наш способ убить Бога, но при этом мы все так же пытаемся быть похожими на него, порождая то, что нас и убьет в конце концов.
Ибо наша вера порождена осознанием существования Дьявола, а вовсе не переживанием существования Бога.
Посмотрите на то, что сейчас происходит - люди, которые не могут жить вместе с Богом, пытаются его убить, и уничтожают друг друга...
.