Эхо времён

Jul 19, 2011 11:41

Почему-то так мне захотелось назвать альбом, состоящий из концертных записей «Жар-птицы». Визуального оформления, конверта,  для него пока нет, но вот звуковое уже готово: год жизни и настойчивое желание - несмотря на искажения, шум и слипающуюся от древности плёнку - вытянуть из небытия слова и ноты.


Вот что мне удалось довести до ума, хотя бы собственного:

1.Моя песня - Ночь - Жар-птица (нон-стоп)
2.Вне закона
3.Ожидание
4.Детство
5.Регги-Рейган
6.Неужели
7.Рок-н-ролл
8.Мы сумеем всё
9.Рокодром 
10.Голос
11.Чепуха
12.Добрый вечер
13.Мальчик играл на скрипке
14.Ты говоришь
15.Отпусти меня
16.Я не верю (соло барабанов).

Странно, что эти записи вообще сохранились:  столько было переездов, разводов, репетиционных баз и людей, которым мы раздавали плёнки, не задумываясь о том, что нам самим когда-нибудь это захочется послушать.

Первые одиннадцать треков записаны зимой 1984 года - скорее всего, это был февраль, более точная дата никак не вспоминается: Дубна, ДК «Октябрь», совместный концерт джазового квартета п/у Александра Смирнова (1-е отделение) и «Жар-птицы» (2-е отделение).  Стоит сказать, что квартет, за исключением руководителя, состоял из бывших музыкантов «Жар-птицы»: Александр Васильченко (гитара), Сергей Пестов (ударные) и Александр Капитонов (бас).



Саша Смирнов, 70-е
Помню, мы собрали всю аппаратуру, какую только смогли, и несколько дней репетировали на сцене этого «тысячника», настраивая себя и технику: «Жар-птица» могла себе такое позволить, так как подвал этого ДК был нашей базой, а я числился штатным руководителем «самодеятельного коллектива».
Начали выступление с нон-стопа из трёх компизиций: «Моя песня - Ночь - Жар-птица», вроде звук получался ничего, несмотря на привычку нашего оператора, Валеры Саенко, экспериментировать тембрами и громкостью прямо во время концерта.  Хороший звук нас взбодрил, публика нас любила, и концерт покатился как надо. Рядом с Валерой стоял магнитофон, который записывал происходящее, но последняя песня, «Чепуха», получилась не до конца: плёнка кончилась. А когда Валера переставил бобину, зафиксировался только хвостик с прощальными словами.
Поэтому я смонтировал кусочек сохранившегося трека с оригиналом из альбома «Рокодром». Интересно, что когда оба файла были перецифрованы в нужную тональность (советские магнитофоны не отличались стабильностью), темп совпал.
Отрадно, помимо прочего,  что сохранились записи песен, которые «Жар-птица» играла очень редко - «Мы сумеем всё» и «Регги-рейган». Последняя не уцелела даже на оригинале «Рокодрома»: плёнка осыпалась так, что кроме статического треска там почти ничего не слышно.
А обе эти песни появились не просто так. К тому времени я имел на каждом тексте печать, что она разрешена к исполнению;  печать было получена обманным путём, с помощью дружбы и коньяка. Но в то время в репертуаре самодеятельного коллектива должны были быть какие-то идеологически обязательные номера - за мир во всём мире, например - вот я и написал их. Причём, не могу сказать, что сделал это для галочки, в этих песнях много вполне искренних чувств.  В начале 1984 года в ДК сменился худрук: вместо Галины Теленковой, женщины въедливой, которая ни за что бы не выпустила на сцену коллектив, исполнявший  только собственные песни, самодеятельностью рулила некая Татьяна, толстушка и хохотушка, которая верила любой начальственной подписи, а тем более - печати.
Любопытно, что когда «Регги-Рейган» всплыла во время разборок с «Жар-птицей», привёдших к её запрету, именно за эту песню я получил самый большой нагоняй: «Ну разве можно в таких выражениях про президента, пусть и США!» - говорил мне 3-й секретарь ГК КПСС по фамилии Серков. Видимо, рецензенты - а все мои песни с фальшивой «литовкой», как только нас начали прессинговать,  проверялись в Союзе Писателей СССР -  опасались, что такая вседозволенность может далеко завести. Но это произошло позже.



А 16 сентября меня уволили вчистую

Слушая сегодня запись 1984 года, я понимаю, что «Жар-птица» в тот момент была на пике формы: мало кто из тогдашних андеграундных  групп с собственным репертуаром играл тогда так же слаженно и  имел сравнимый по авангардности - в музыкальном, конечно, отношении - репертуар.
Но уже в самом разгаре было «Дело «Воскресения», где я был сначала свидетелем, потом подозреваемым, а через несколько месяцев группу внесли в «чёрные» списки за распространение собственных песен в собственных же записях и изгнали из ДК «Октябрь».

…Последние пять треков - это середина 1981 года. Четыре с концерта, по всей видимости,  в военном училище, т.к. в зале слышны исключительно мужские голоса. А вот последний трек, соло барабанов, идентифицировать относительно места не удалось. Кстати, соло барабанов в те годы было обязательной частью выступления электрогитарного состава, по нему определялся уровень коллектива, да и зал в этот момент заводился изрядно. Выступления же  рок-групп было такой редкостью, что гарантировало полный зал зрителей от 15 до 40 лет, обоего пола, любому коллективу, название которого знало больше трёх человек: сарафанное радио работало безупречно.  
Эти пять последних песен играет новый, только что собранный состав «Жар-птицы», а предыдущий только что ушёл, как раз в джаз-квартет Саши Смирнова.

Рассказывая о некоторых деталях тех давних выступлений, для краткости обозначу выступление в ДК как «Концерт 84», а остальное - как «Концерт 81».

Состав «Жар-птицы» на «Концерте 84»:  Александр Никитин - бас, вокал; Алексей Сурков - клавишные, вокал; Сергей Попов - гитара, вокал; Владимир Тихомиров - гитара; Владимир Дягель - ударные. (Последний, кстати, учился в 9-м классе). Звукооператор - Валерий Саенко. Соло на саксофоне в песне «Ожидание», как и на альбоме «Рокодром» (1983), исполняет Саша Смирнов.

Техника. Комплект Beag, одна гитара и орган через две Vermona Regent 300, порталы усилены Vermona Regent 1000, мониторы самодельные, на основе динамиков Regent 60, пульт на 12 XLR-входов, рукоделие Саши Арутюнова, звукорежиссёра «Воскресения»,  микрофоны  динамические, болгарского производства. У меня гитара Musima de lux 25k, у Володи самоделка, у Саши бас Jolana diamant, у Лёши однорядный орган Veltmeister и советская игрушка «Фаэми», которую он использовал для соло за неимением синтезатора, у Володи модифицированный «Тактон».  
Запись велась с пульта, это я точно помню, поэтому зал, который нас встречал очень тепло, еле слышен, а вот баланс инструментов, как ни странно, получился приемлемым.



Саша и его "Диамант"

Сверху на органе - Фаэми и самодельный хорус.





Тот самый пульт. Прожил у меня до прошлого года, сейчас где-то в гаражах осиливает молодёжный панк: подарил.



Володя Дягель. Мальчишка, а как играет!

Состав «Жар-птицы» на «Концерте 81»: Александр Никитин - бас, вокал; Алексей Сурков - клавишные, вокал; Вячеслав Пономарёв - гитара, вокал; Сергей Попов - гитара, вокал; Сергей Заонегин - ударные. Звукооператор - Александр Леонов.



Вкладка из магнитоальбома "Зной".
Здесь все участники  концерта 81 года

Фактически мы исполняем танцевальную программу, концертной ещё попросту не было, но уже идёт подготовка к записи «Зноя» и скоро многое будет переделано начисто. Любопытно, что в соло барабанов Сергей каким-то образом меняет тон барабанов, но это не электронные, а обычные акустические  альты!

Техника во многом та же, что и на «Концерте 84», за исключением усилителей Vermona  и пульта: тогда у нас был свой самодельный микшер, без тембров, только ручки громкости и панорамы (!). Но мы с этим пультом не только выступали, но записали два альбома, «В Городе Желаний» (1981) и «Зной» (1982). Микрофоны, судя по свисту, МД-66. У меня - самодельная, двухгрифовая гитара, причем на 12-струнном грифе струны настроены не в октаву, а в унисон, что давало плотность и фортепианный эффект. У Саши тоже самодельный бас, у Славы  Musima de lux несерьёзного зелёного цвета, у Лёши тот же орган, у Сергея фактически самодельная установка: он вообще очень любил всё переделывать до неузнаваемости.
Запись велась на кассетный магнитофон кем-то из друзей группы.



Я и моя гитара. Фестиваль в ДК "Мир", 1981 год.



Сергей Заонегин и его кухня

Надо сказать, что реставрация отняла довольно много времени и нервов, ведь этим плёнкам уже 30 лет! Причём, оригиналы не сохранились: кассета была выборочно переписана на плёнку ещё тогда, Концерт же 1984 года, наше отделение, длился 1,5 часа, по воспоминаниям Саши Никитина, а сохранилось только 13 песен.
Мало того, что на этих, уже копиях,  шума было почти столько же, сколько и музыки - самой большой проблемой стали искажения, полученные ещё в момент записи из-за того, что микрофоны в «Концерте 81» перегружались от громкости, на которую не были рассчитаны, а в «Концерте 84» перегружался пульт, особенно басами. Субвуферов у нас не было и Валера, видимо, пытался сделать бас погромче в сателлитах   Vermona Regent 1000.
Кое-что, если честно, по-настоящему исправить так и не удалось - плёнка частично осыпалась, поэтому кое-где звук как бы «дёргается».  
Но вот дух той эпохи, «Эхо времён», плёнки сохранили. Что на «Концерте 81» - немного раздолбайском, с ошибками и недоработками, но свежем по чувству и драйву до сих пор.   
Что на «Концерте 84» с его арт-роковыми аранжировками, несколько заумными контрапунктами и текстами и  желанием удивить публику собственной крутостью.

Но так слышно, так помниться, так было.

Здесь - первые 3 песни с "Концерта 84", которые идут нон-стопом и много фотографий из того времени.

image Click to view


Полностью послушать и скачать альбом "Эхо времён" можно здесь:
http://www.realmusic.ru/albums/21962/

советский рок 80-х, группа "Жар-птица", концерт

Previous post Next post
Up