…1983 год, «Жар-птица» пытается записать свой четвёртый альбом «Ангар 4», но уже начались допросы по делу «Воскресения», группу проверяют комиссии из Москвы на предмет «исполнения и записи песен собственного сочинения», обстановка нервозная.
Была у нас в то время песня «Мечта моя», длинный блюз, который мы с успехом играли на танцах: за 6 минут, пока он длился, танцующие пары могли выяснить отношения, обменяться телефонами и даже поменяться партнёрами. В это время (или чуть раньше) выходит фильм «Полёты во сне и наяву» Романа Балаяна с Олегом Янковским в главной роли, который становится обязательным в наборе фетишей советского интеллигента начала 80-х - наряду с записями Джо Дассена, повестью «Альтист Данилов» и мюзиклом «Юнона и Авось», который всем посмотреть хоть и не удалось, но хотелось.
Я ещё тогда заметил созвучность этого фильма и своей песни. В 1983-м «Мечту» записать не получилось: «Жар-птицу» запретили и изгнали из ДК «Октябрь», где она репетировала и где я, скорее всего, и смотрел этот фильм. Но год назад я отомстил тем, кто нас гонял в то время, и записал весь альбом с помощью ребят из «Алиби», в том числе и «Мечту», которая, на самом деле, называется «Мечта (Любовь, Судьба)».
А сейчас решил найти фильм и посмотреть, насколько они совпадали тогда, когда появились.
Похоже, очень совпадали.
В процессе монтажа пересмотрел фильм раза три, не меньше. Актёрский состав великолепен: Янковский, Табаков, Гурченко, молодой и ещё не избалованный Меньшиков. Играют на кончиках пальцев, тонко, глубоко и жертвенно.
Но самое главное, что есть в этом фильме - честность: вот она провинциальная интеллигентская жизнь, полудеревянный город с разбитыми дорогами, «копейка» главного героя, контора «Рога и копыта», где личного больше, чем работы и - серость обыденности в сочетании с почти нищетой.
А ещё тоска, грусть, безысходность существования, тяжесть которых так и хочется разрушить адюльтером, склокой в коллективе и расчленением собственного «я», которому, фактически, грош цена.
Что и делает главный герой.
Click to view