...Если до марта этого года записи "Жар-птицы" (аудио и видео) разных лет были, в основном, двухдорожечные - с магнитофонов, кассетников и видео-камер (не считая трёх магнитоальбомов 1981-83 г.г), - то сейчас впервые в её истории была сделана многоканальная запись, с которой я основательно поработал. Причём, очень важно то, что песни "Жар-птицы" играли не музыканты "Алиби", как подчас было до того - например, на альбомах "Ангар-4", "Концерт" и "Танцы", - а настоящие, коренные участники группы: Сергей Заонегин (ударные), Александр Никитин (бас, вокал) и я, конечно (гитара, вокал). Клавишами и вокалом нам помог Евгений Хорошевский, знающий материал: первый наш клавшиник, Юра Пулин, давно не играет; где второй, Женя Рукавичка, я даже не знаю, да и играл он недолго, а третий, прекрасный Лёша Сурков, уже 9 лет на небесах.
В этой комбинации "Жар-птица" существует с 2016 года, с юбилейного концерта в честь 40-летия группы.
За то, что у меня в руках оказалась 18-канальная запись, я должен сказать спасибо Ивану Шляпину, инициатору и ведущему программы "Живьём", который не поленился всё это подключить и записать. За видео, пусть и не HD-качества, ему спасибо тоже. Как он сам признавался, одной из его главных целей было зафиксировать дубненские коллективы и исполнителей, многие из которых играют весьма прилично и приличную музыку. А моей целью было получить "живую" запись группы, которую я создал весной 1975 года, сделанную с теми музыкантами, которые добыли ей известность в 1981-83 годах и спеть те песни, которые сделали это возможным.
Теперь я буду каждый день рассказывать про какую-то одну песню из этого выступления - про то, как она была написана, какие изменения претерпела, чем она была важна для меня и нас.
Соответственно, вы сможете её послушать и посмотреть на нас в момент звукоизвлечения.
В конце передача будет представлена полностью, с вопросами, ответами и шутками.
Начали мы, естественно, с песни "Дверь на сцену". Когда-то, с середины 70-х у нас была песня под названием "Добрый вечер". Мы тогда играли танцы по субботами и воскресеньям, и нам была нужна песня на начало - ритмичная, простая, заводная. Я как-то очень быстро её написал и придумал гитарно-басовый риф, после чего мы несколько лет исполняли этот номер.
В 1981 году, после успеха магнитоальбома "В Городе Желаний, под Радугой Мечты", мы приступили к записи следующего альбома, получившего название "Зной", и хотели заглавной песней сделать именно "Добрый вечер", но мне показалось, что текст слишком простоват: я уже успел наслушаться "Воскресенья", "МВ", "Аквариума" и "Зоопарка" и странно было бы открывать альбом следующим текстом:
Добрый вечер, добрый вечер!
Очень рады мы всегда нашей встрече.
Мы хотим, чтобы был,
Этот вечер как всегда доброй встречей.
Мы споём вам о том,
Что мы ищем, что мы знаем, чем живём.
Захотите - приходите.
Приходите к нам всегда,
Мы вас ждём.
Мы вам отдаём свои сердца
Всех нас, от начала до конца.
(повторяется 1-й куплет)
В результате переделки текст начал звучать так:
Я давно закончил школу
И, по нынешним годам,
Был слишком молод,
Так наивен и уверен,
Что без стука отворю
Любые двери.
Меня музы посещали
Пол Маккартни и Высоцкий
Просвещали.
Самодельная гитара
Мнилась мне почти что
Крыльями Икара.
И я стоял у двери, со мной мои друзья,
В сердце песню принеся.
Но превращал вельможа, глаз на нас кося,
Всё возможное в "нельзя".
Но мы пели и играли.
Нас анафеме печатно придавали
Разгоняли, постригали,
Но устали и отстали.
Это было так давно,
С тех пор мы дверь с петель
Сорвали -
Дверь на сцену, дверь вселенной.
Слышите вы,
Видите вы
Нас?
Привет!
Конечно, некая фронда к власти, открыто присутствующая в тексте, могла выйти нам боком. Но почему-то я помню, что об этом даже не задумывался, обида на запреты разного рода была естественной и искренней, а вешать на столбах партийных вельмож я не предлагал. Есть здесь и неисполненная надежда, что мы "дверь сорвали". Ничего мы не сорвали, буквально через год началось сильнейшее давление на рок-группы, музыкантов начали третировать, преследовать, запрещать исполнять собственные песни и даже сажать в полном составе, как группу "Трубный зов", например.
Перед началом песни на альбоме "Зной" я создал звуковой коллаж из шума эфира приёмника "Океан", каких-то радиопередач и музыкальных отрывков песен Beatles, Queen, "Воскресенья" и "МВ".
Мы её играем до сих пор, и "Жар-птица", и "Алиби": она и сейчас актуальна, пусть и не так, как в 1982 году.
Click to view