Миссионерство в Ливонии - 1

Jan 17, 2016 21:00

Источниками к истории миссионерства и завоевания Ливонии - то есть Лифляндии, Эстляндии и Курляндии - являются Генрих Латвийский, Дитлеб Альнпеке, чаще упоминаемый как Ливонская рифмованная хроника, и Вартеберге. Другие источники, менее значительного характера, будут упомянуты при случае. Из исследований были подняты Серафим, Арбузов, далее Альберт Мария Амманн и различные меньшие работы Хильдебранда, Гиргенсона, Бухголца, Кесслера и других из Общества истории и древностей Остзейских губерний и Балтийского Ежемесячника. Нужно отметить, что Альнпеке и Вартеберге об истоках немецкой общности в Прибалтике очень плохо осведомлены и поэтому их нужно употреблять с осторожностью.

Ливонская миссия началась позднее прусской, но зато далее не имела перерывов. Ее носителями были, как и в Пруссии, немецкие священники, так как русские и датские миссионеры не оказали никакого дальнейшего влияния. Они следовали за немецкими торговыми агентами, которые регулярно приплывали в 12-ом веке на Двину и на приветливом холме, примерно в 22 км вверх от ее устья, заложили торговую факторию Икскюль.

Альнпеке, стих 113 говорит, что немецкие купцы появились в Ливонии уже в 1140 году и построили замок Икескола в 6 милях вверх по Двине. У Генриха Латвийского указывается 1159 как год первого посещения Двины немцами, но это указание доказано является позднейшей интерполяцией. Ранние историки такие как Кельхен, Биденфельд, Бертаух, Лёвиз оф Менар, Папст, следовали указанию Генриха Латвийского.

В качестве первого миссионера прибыл в 1184 году Майнхард, августинский каноник монастыря Зегеберге в Голштинии.
Согласно новейшим авторам (Ломайер, Швабе, Шнюрер, Бухгольц) Майнхард прибыл в Ливонию в 1184 году, по Кельхену в 1180, по другим в 1186. Генриха Латвийский с.241 не указывает никакого цифрового обозначения года, Альнпеке, стих 304 и Вартберг делают Майнхарда совершенно неверно в 1143 году прибывшим в Ливонию и в 1166 - епископом.
О происхождении Майнхарда у Генриха Латвийского с.241: „Муж почтенных седин из монастыря Зегеберге". Альберик из Труа-Фонтен и Славянская хроника, а также Альнпеке, стих 299 дают только рефрен „мудрый муж". Очень многие указывают ошибочно: „Монах из Бремена". Выражение „Почтенных седин" принимается большинством исследователей дословно, но также это может быть лишь уважительный эпитет.

Так как ливы на Двине были уже обложены данью князем Полоцка, Майнхард просил его о разрешении проповедовать евангелие. Это право было предоставлено ему без сопротивления. Майнхарду удалось приобрести для христианства уважаемого Когге и некоторых других ливов. После того был сооружен каменный замок в Икскюле для защиты новообращенных и как исходный пункт регулярной миссии и, видимо, также часовня. Майнхард должен был пригласить для этого, так как ливы знали лишь деревянное зодчество, рабочих с Готланда. После этого счастливого начала был Майнхард самое позднее в 1188 году посвящен архиепископом Бремена в епископы Ливонии.
После Славянской хронике Майнхард стал епископом в 1186 году. У Генриха Латвийского нет датировки, у Альнпеке и Вартберг она совершенно ошибочная - в 1166. 1186 год имеет наибольшую вероятность потому, что Икскюль упоминается уже в папской булле 1188 года как суффраган-епископство Бремена.

По случаю своего пребывания в Бремене, чтобы принять епископское посвящение, Майнхард добыл в сотрудники цистерцианца Теодериха. Мы находим его под именем Дитрих фон Торайда позднее в качестве первого аббата Дюнамюнде и исключительно деятельного эстонского епископа. Теперь и Святой Престол также вмешался в балтийскую миссию. В годы 1190 и 1193 Майнхард получал разрешение вербовать сотрудников из мирского духовенства и духовенства Ордена на родине и унифицировать их одежду. В Риме о Ливонии говорили как о Терра Мариана, равно как Святая Земля рассматривалась, как земля Сына Божьего.

Последнее установление, полная инновация в жизни миссии, могло иметь значение для унификации ее деятельности. Не было даровано Майнхарду привести в исполнение его великие замыслы, так как он умер уже в 1195 или в 1196 году.
Амманн и Серафим позволяют смерти Майнхарда произойти в 1195 году, Гарнс, Ломайер, Гиргенсон - в 1196, а именно 14 августа или 10/11/12 октября. Кельхен и Фане дают, конечно неверно, 1190 1193, 1194. Генрих Латвийский не указывает дату, Альнпеке и Вартберг указывают абсолютно ошибочную - в 1166.

перевод Тумлера, Ливония

Previous post Next post
Up