В Самбии, местности Скокен (по Ерошину - Шакин, что схоже с
Шаакен) жил прусский нобиль по имени Дорге. Оный Дорге находился в хороших отношениях с Орденом, но продолжал упорствовать в своем язычестве.
Проблема, да... такой опции не предусмотрено.
И дарит ему Дитрих, орденский фогт Самбии, белого коня. А белый конь, по прусским обычаям, должен быть посвящен богам. У себя такого держать никак нельзя - боги разгневаются. Однако, дареному коню в зубы не смотрят, опять же - отказаться, значит оскорбить фогта. Очень не хотел Дорге оставлять коня на ночь в конюшне, но пришлось.
Утром в конюшне картина маслом - конь зарезан, а весь скот помер. Боги не одобряют, короче. Ничего, говорит фогт, на тебе в подарок еще коня... белого. Утром все повторяется. Дитрих дарит третьего коня... белого. И опять бедному животному приходит конец.
Ни за что не догадаетесь, что дальше... фогт опять дарит Дорге белого коня. И говорит, что так будет делать, пока тот не перестанет верить в эту чушь. Дьявол (а кто еще с точки зрения христиан мог убивать животину?) понял, что немца ему не переупрямить. Утром конь стоял жив-здоров. Дорге уверовал и начал нести истинную веру некрепким в ней пруссам.
По Хенненбергу дело происходило в Галльгарбене (Маршальское, Гурьевский район). Дорге он называет Дрого. Фогт не дарит ему белого коня, а сам является на нем. Когда утром коня находят мертвым, Дрого дарит Дитриху другого и просит не приезжать больше на белом коне, поскольку его боги такого не терпят.
Фогт приезжает на белом коне второй раз и все повторяется. В третий раз Дитрих оставляет в седле распятие и конь остается жив и здоров. Дрого удивлен, как это его боги такое допустили. Дитрих демонстрирует распятие и говорит, что его бог настолько силен, что даже его изображение напугало богов Дрого и те не посмели тронуть коня. Дрого говорит, что такому могущественному богу он не прочь служить и получает священника.
Заметки на полях - интересно, что если этот фогт действительно Дитрих фон Лиделау, то дело происходит где-то в 80-е годы тринадцатого века, когда некрещенных нобилей у пруссов вроде не должно остаться. Либо в свое время братья-рыцари сочли, что Дрого никуда не денется, уверует и крестится, либо Орден был довольно либерален к язычеству верных пруссов.
Фогт в данном случае - "защитник", advocatus. То есть не глава небольшого орденского дома во враждебной местности, а своего рода лорд-протектор )))