Паутина династических прав кажется логичной, правильной и не подлежащей пересмотру... до первого порыва ветра.
Схватка за власть всегда содержит элемент "беспредела". Может ли уважать правила человек, желающий их устанавливать? Обычно, все-таки, формального соблюдения правил желают могущественные силы, на которые опирается престол. "Отморозок" рискует оказаться на плахе или скончаться от геморроидальных колик. Другое дело - когда вокруг трона идет активное перетягивание каната. А уж если бушует гражданская война - то карнавальная мишура облетает сама собой. При таком раскладе и козырной туз не играет.
Ситуация, когда наследником престола оказался еретик и смутьян, пробудила властолюбие у весьма неожиданных личностей. Например у вчерашних "трудолюбивых мигрантов" - знатного и могущественного клана Гизов. Гизы - один из побегов могучего и разветвленного Лотарингского дома. Собственно, их родовое имя на французском - де Лоррен (Лотарингские).
В 1506 Людовик XII натурализовал десятилетнего Клода, второго сына герцога, отправленного матерью набираться манер в Лувре. Но гугеноты и век спустя будут обзывать Гизов немчурой иностранцами. Клод Лотарингский женился на Антуаннете де Бурбон, сестре деда Анри Наваррского.
Антуанетта де Бурбон-Вандом, прародительница Гизов
В 1520 году король решил в его пользу спор с Роганами за графство Гиз, и отсюда прозываться стал дом Гизов. Добросовестно сражаясь на колчаковских фронтах, граф де Гиз заработал репутацию видного полководца (и "Великого Мясника") , а после пленения Франциска стал военным советником Луизы Савойской. Вернувшийся из плена король приблизил Клода Лотарингского, возведя графство в герцогство-пэрство де Гиз (1527). Благосостояние новоиспеченного герцога растет как на дрожжах, он становится одним из богатейших вельмож королевства.
При Генрихе II Франсуа де Гиз и Анн де Монморанси неутомимо соперничали за первенство. В 1558 году Гиз берет Кале и выдает за дофина свою племянницу (дочь Марии де Гиз) Марию Стюарт. Отныне Гизы - самый влиятельный дом Франции, после королевского.
Франсуа Меченый
При Франциске II Франсуа и Шарль, кардинал Лотарингский, его младший брат, стали фактическими правителями Франции. За полтора года всевластия Гизы показали себя во всей красе, беспредельщиками и отморозками. Смерть молодого короля отдалила их от двора. Но и это не помогло - 1 марта 1562 года Меченый устроил избиение протестантов в Васси. Сезон религиозных войн во Франции открылся. Радостный Франсуа кинулся колоть-рубить протестантов, но получил маслину от брата казненного им гугенота-заговорщика.
Несмотря на юность герцога Генриха де Гиза, знакомого всем нам по художественной литературе, он занял занял место отца среди лидеров католической партии. Удивляться нечему - клан Гизов-Лотарингских действовал слаженно. Дядя, кардинал Лотарингский, и мать - дочь герцога Феррарского не покладая рук работали на Генриха.
В двадцать лет он даже хотел жениться на Маргарите Валуа, но Екатерина была категорически против. Тогда де Гиз взял в жены Екатерину Клевскую, дочь герцога Неверского и Маргариты де Бурбон, тетки Наваррского. Брак оказался удачным - крепышка Екатерина исправно рожала, чего не скажешь о бездетной Марго.
Генрих де Гиз
В 1584 умер Франсуа Анжуйский и наследником престола стал Генрих Наваррский. Гизы использовали возмущение католиков и возродили Католическую лигу. Во Франции возникла третья сила, враждебная и гугенотам и королевской власти. Этот период известен как "война трех Генрихов". Лига опиралась на финансовую поддержку Филиппа II, Наваррский мог расчитывать на деньги немецких князей и Елизаветы I, королю же оставалась разоряемая и практически неконтролируемая им Франция.
Каковы же были права Гизов на престол? Обычно вспоминают ту самую генеалогию, возводящую Гизов к Карлу Великому, которую Дюма в "Графине де Монсоро" приписал мэтру Николя Давиду. Она действительно существовала и ее автор удостоился высочайшего гнева с отсидкой в Бастилии. Вот только сюрпризом ни для Гизов, ни для Генриха III сама по себе не являлась. Звали ее автора Франсуа де Розье (или Розьер), был он архидьяконом Туля и канцлером герцога Карла III Лотарингского. Издание самой геналогии король одобрил, а ярость его вызвал форма подачи. В книге говорилось, что Гуго Капет - узурпатор низкого происхождения, что Анжу и Прованс у Рене Лотарингского отняли обманом и вымогательством, что Елизавета I - незаконнорожденная, а Филипп II - законный наследник Наварры. Карл Лотарингский пытался обоснавать свои права на Анжу и Прованс, ну и дать отпор гугенотам, которые в своих памфлетах выставляли Капета истинным Каролингом, спасшим Францию от немецкого господства (толстый намек на Гизов). Для обоснования же прав Гизов на французский престол она годится слабо - родство идет по женской линии. А по женской линии там такая толпа претендентов набежит...
Нет, Генрих де Гиз хотел взять трон по праву силы. Он должен был стать новым выборным королем Франции. Но увы, Католическая лига была силой без права. Для того, чтобы Гиз стал законным наследником престола, нужно было решение короля или органа, наделенного законодательной властью. В мае 1588 года Гиз двинулся к Парижу, куда ему запрещено было вступать. Король в нарушение привилегий ввел в стены Парижа войска. Город восстал, король бежал, а добрые парижане радостно приветствовали Меченого (Генрих, как и папаша, схлопотал шрам на лицо).
Генрих де Гиз в "день баррикад". Картина 19 века.
Совершенно бессильный, скрывающийся от своих подданных король вынужден был капитулировать. Он подписал Эдикт единения, запрещающий некатоликам занимать престол, назначил Гиза генерал-лейтенантом Королевства и созвал Генеральные Штаты. Последние могли наконец если сделать Гиза королем, то утвердить его наследником престола. Гизы с лигерами открыто угрожали своим противникам и сторонникам короля. Они собрали подавляющее большинство среди депутатов третьего сословия и духовенства. Герцогиня Монпансье, сестра герцога, носила ножницы которыми грозилась постричь (то есть отправить в монастырь) короля. Кардинал Лотарингский Луи, брат герцога, поднял в его честь тост "за короля Франции".
Генриха Гиза принято считать талантливым политиком в противовес бездарному Генриху III. На самом деле все обстояло скорее наоборот. Загнанный в угол, окруженный врагами, практически лишенный власти король смог вывернуться и обратить противников в прах. То есть буквально. Вечером 23 декабря 1588 года на герцога набросились восемь из 45 телохранителей короля и продырявили шкуру в 30 местах.
Анна д'Эсте (мать), Шарль герцог де Гиз (сын) и кардинал Лотарингский (брат) были арестованы. Последнего удавили в тюрьме на следующий день и сожгли тело. Тело Генриха Франсуа Ришелье, отец кардинала, тоже сжег, а прах бросил в Луару. Я же говорил - БУКВАЛЬНО )))
Дом де Гиз разом решился изрядной доли своей силы. Но Шарль герцог Майеннский и герцогиня Монпансье продолжали возглавлять Католическую лигу. Последняя открыто хвасталась тем, что организовала убийство Генриха III. Ну и дура... Потому что после этого все умеренные католики начали переходить на сторону Наваррского. Типа, лучше еретик, чем эти отморозки. В 1591 Шарль де Гиз бежал из заточения и стал во главе Лиги. На Генеральных Штатах 1593 года и Майенн и Шарль де Гиз выдвигали свои кандидатуры на престол. Последний даже сватался к инфанте Изабелле. Все тщетно. Кровавые собаки, приносящие Францию и французов в жертву своему честолюбию, сдались победителю и без каких-либо последствий для себя, любимых, дожили до естественной смерти.