О прочности династий. Катастрофа Валуа.

Nov 29, 2014 03:09

Династический миф восходит своими корнями к привычному нам порядку наследования - от отца к сыну, от того внуку и так далее. Королевские династии Европы воспринимаются нами как нечто прочное, добротное, основательное - "король умер, да здравствует король". На место умершего отца садится его сын, чтобы потом передать престол своему сыну.

Но стоит отдернуть пышный занавес, украшенный гербами, как нашему взору предстанет не основательная дорическая колонна, а шатающиеся, хлипкие, регулярно перестраиваемые строительные леса. Устойчивостью и основательностью могут похвастаться редкие счастливчики. Династия - это удобный ярлык, часть монархического мифа, и в этом можно убедиться на примере хорошо знакомых и вполне стабильных королевств.

30 июня 1559 года будущее династии Валуа казалось вполне обеспеченным. Генриху II было всего 40 лет, а из 5 сыновей, подаренных ему Екатериной Медичи, выжило четверо. Старшая дочь, Елизавета, вышла замуж за Филиппа II Габсбурга, и в честь новобрачной отец устроил рыцарский турнир. Копье графа Монтгомери вошло королю в глаз и вышло из уха. 10 июля королем Франции стал 15-летний Франциск II. Спустя 17 месяцев, 5 декабря 1560, он скончался от невыносимой боли в ухе. Он так и не заделал ребенка Марии Стюарт, и трон перешел к его десятилетнему брату, Карлу IX. В королевстве потихоньку разгорается религиозная война, Варфоломеевская ночь, вместо того, чтобы покончить с гугенотами, развязывает ее новый виток. 30 мая 1574 король умирает от туберкулеза, так и не обзаведясь сыном. Наследник престола, Генрих III, пребывал в Польше в качестве короля. Узнав о смерти брата он бежал 18 июня из Вавеля. Обходными путями он таки добрался к началу сентября домой. А там бушует религиозная война, казна почти всегда пуста, и королевская власть, недавно столь грозная, сводится к постоянному балансированию на канате между мощными, организованными и вооруженными группировками. 10 июня 1584 скончался Франсуа (Франциск) - младший брат и наследник престола. А детей у Генриха так и не было.

1 августа 1589 года кинжал доминиканца Жака Клемана поставил точку в истории династии Валуа. Спустя 30 лет от мужчины средних лет и четырех мальчиков остались лишь могилы. Более того, их наследником становился один из вождей гугенотов, который был потомком французского короля замшелого XIII века.

история, Франция

Previous post Next post
Up