Оригинал взят у
amparo_a в
"Толстушки" в кинематографе. Свадьба Мюриэл (1994)Нельзя сказать, что этот фильм совсем не знают, но все же его популярность намного меньше, чем он того заслуживает. Возможно, виной тому время - в 90-е было немало хороших фильмов; возможно - место: австралийский кинематограф, как и Австралия, для большинства что-то далекое и не очень интересное. Меж тем "Свадьба Мюриэл" - это не просто великолепное зрелище, глубокое при внешней простоте; это один из самых профеминистских фильмов, которые мне известны, хотя снял его мужчина.
Итак, знакомьтесь: Мюриэл Хэслоп. Она - о ужас! - "толстая", "несовременная" и "некрасивая". Она живет в глухой провинции с ее патриархальными установками. Она зависит от своей очень традиционной семьи, состоящей из папаши - местного политикана, кучи его великовозрастных детишек - толстых, рыжих и апатичных, и матери, несчастной женщины, непрерывно обслуживающей эту ораву. (Мать - это воплощение "женской доли" - непередаваемо жаль, это, по сути, единственный персонаж, изображенный без тени иронии).
Как нетрудно догадаться, в Мюриэл никто не верит - ни родные, ни подруги. Впрочем, компанию местных "королев школы" назвать подругами главной героини сложно: она-то тянется к ним, как растение к лучу света в темном царстве, а девицы презрительно оттопыривают губки - ведь они такие крутые, гламурные и сексуальные :).
И, самое главное, у них есть ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ, о которой Мюриэл может только мечтать. Эта жизнь, правда, изображается пунктиром, но и пунктир великолепен :).
Мюриэл же неустанно и безнадежно мечтает о свадьбе под музыку "Аббы" - это ее пунктик, ее идея фикс. Вторая идея фикс - влиться в компанию "первых красавиц", стать там своей. Влекомая своими идеями, Мюриэл идет на отчаянный шаг: ворует деньги с семейного счета и уезжает на курорт, где отдыхают ее "подруги". Мюриэл хочет продемонстрировать им, что она такая же, как они, что они могут общаться на равных, но вместо ожидаемого сближения происходит окончательный разрыв, и компания посылает Мюриэл нафиг.
И тут она встречает человека, который помог ей изменить всю свою жизнь.
Нет, это не прекрасный принц и вообще не мужчина :).
Это Ронда, когда-то учившаяся в ее школе, и ставшая Мюриэл лучшей подругой.
Настоящая женская дружба (а в фильме есть и суррогат) выступает в фильме главной, и, возможно, единственной подлинной ценностью, помогающей выстоять в любой ситуации. При этом и Мюриэл, и Ронда остаются сами собой: Мюриэл дальше мечтает о свадьбе, Ронда трахается направо и налево, не переживая о духовных скрепах. И когда "принц" в конце концов появляется на экране, то лишь для того, чтобы продемонстрировать убожество традиционного сценария, в котором замужество - главное событие в жизни женщины.
Мюриэл в итоге прогнет судьбу и настоит на своем, но "победа" мгновенно обернется поражением.
С другой стороны, этот фальшивый брак был необходим, чтобы окончательно понять, где настоящее.
Они останутся вместе: неизлечимо больная, но по-прежнему смеющаяся Ронда, и повзрослевшая и поумневшая Мюриэл, и вместе будут ржать над главным достижением школьной королевы: "Я замужем! У меня кольцо!" И зрители будут смеяться вместе с ними - и над собственными стереотипами тоже.
Очень рекомендую этот фильм.