"Миф о красоте" Наоми Вульф

May 12, 2014 20:04

Из книги Наоми Вульф "Миф о красоте: Стереотипы против женщин"

Суть мифа о красоте заключается в следующем: свойство,
которое называется красотой, существует объективно и по-
всеместно. Женщины должны хотеть обладать им, а мужчины
должны стремиться обладать женщинами, которые его в себе
воплощают. «Воплощение в себе красоты является обязатель-
ным для женщин, но не для мужчин, и эта ситуация вполне
естественна, так как имеет биологическое, сексуальное и эво-
люционное обоснование. Сильные мужчины борются за кра-
сивых женщин, а красивые женщины более успешны в плане
продолжения рода. Женская красота должна находиться в опре-
деленной взаимосвязи с их способностью к деторождению, и,
поскольку эта система основана на законе сексуального отбора,
она неизбежна и неизменна».

Ничто из вышесказанного не соответствует действитель-
ности. «Красота» - это валютная система, подобная золотому
стандарту. Как любая другая экономическая система, она опре-
деляется политическими интересами, и в современном запад-
ном мире это последняя и самая совершенная мировоззренче-
ская доктрина, способная сохранить незыблемость мужского
господства. Определение ценности женщин в вертикальной
иерархии в соответствии с навязанным обществом стандартом
внешности является выражением отношений силы и власти,
в которых женщины вынуждены, как в спортивном соревнова-
нии, соперничать между собой и бороться за ресурсы, которые
уже присвоили себе мужчины.

«Красота» не является понятием универсальным или неиз-
менным, хотя на Западе делают вид, что идеалы женской красоты
восходят к платоновскому идеалу женщины. Например, полине-
зийская народность маори восхищается женской полнотой, а на-
родность падунг-обвисшей грудью. Не является «красота» и ре-
зультатом эволюции - ее идеалы меняются намного быстрее.
Даже сам Чарльз Дарвин не был до конца убежден в правоте
своей теории о том, что «красота» - это результат «сексуаль-
ного отбора», который, в свою очередь, является отступлением
от закона естественного отбора. Конкуренция женщин между
собой с использованием «красоты» как оружия борьбы представ-
ляет собой прямую противоположность процесса естественного
отбора, в котором участвуют все другие виды млекопитающих…

Итак, достоверного исторического или биологического
обоснования мифа о красоте не существует. Единственное,
на чем он зиждется, - на потребности современных структур
власти, экономики и культуры начать развернутое контрнаступ-
ление на прекрасный пол.

Но если возникновение мифа о красоте не объясняется
ни эволюционным процессом, ни сексуальными потребно-
стями, ни соображениями эстетики или веры в Бога, что же
тогда лежит в его основе? Он претендует на то, что имеет отно-
шение к интимной близости, сексу и к жизни вообще и якобы
символизирует торжество женщин. Но на деле он замешен
на эмоциональной отчужденности, политических и финансо-
вых интересах и, наконец, на сексуальном подавлении. Фак-
тически миф о красоте вообще не имеет никакого отношения
к женщинам! Если он с чем и связан, так это с институтами
власти и могуществом, которым обладают мужчины.

Женские качества, в определенный исторический период
считавшиеся «красивыми», представляют собой не что иное,
как стереотипы женского поведения, которые в данную кон-
кретную эпоху были наиболее желательными. В сущности,
миф о красоте всегда предписывает определенные стандарты
скорее поведения, чем внешности. Конкуренция женщин между
собой была специально и вполне осознанно сделана неотъем-
лемой составляющей этого мифа для того, чтобы внести раскол
в их ряды и настроить их друг против друга. Молодость и (до не-
давнего времени) девственность считаются «красивыми», по-
скольку они предполагают отсутствие у женщины жизненного
опыта и сексуальную безграмотность. Старение же восприни-
мается как «некрасивое», так как с возрастом женщины приоб-
ретают больше силы и власти. Поэтому связи между разными
поколениями женщин должны постоянно разрушаться. Жен-
щины постарше опасаются конкуренции со стороны молодых,
молодые сторонятся старших, и таким образом миф о красоте
калечит и тех и других на протяжении всей их жизни. Важно,
чтобы личностная ценность и целостность женщины не осно-
вывались на ее «красоте», чтобы мы оставались независимыми
от внешнего одобрения и чтобы влияние общества не подры-
вало нашу самооценку.

Литература, Лукизм, Наоми Вульф, Внешность

Previous post Next post
Up