Все началось (наверное, потому что точно я уже не помню) с передач в телевизоре лет 20-25 назад. Тогда я впервые усышал название «Зона 51». Так как канал был скорее всего Рен-ТВ, рассказ был о летающих тарелках и внеземных цивилизациях. Еще там был
показан Боб Лазар, с которого и началось массовое помешательство увлечение расположением и назначением испытательного полигона в Невадской пустыне.
http://roadrunnersinternationale.com Со временем истории про пришельцев сменились документальными фильмами, монографиями, статьями, публикациями, видео с ютуба, а в последнее время и рассказами участников тех событий. Чем больше я погружался в объем доступной информации, картина начала складываться во что то интересное и захватывающее.
История
«испытательного полигона» описана, по-моему, везде где только можно и я приведу ссылки в конце, чтобы запомнить контекст.
Цель этого поста это попытка оставить в памяти мое путешествие по Калифорнии и Неваде и попытаться почувствовать то, что чувствовали настоящиу участники тех событий.
Холодная война требовала от обеих сторон полной информации о возможностях противника, в особенности о количестве стратегических бомбардировщиков как средствах доставки ядерного оружия. В середине 50-х годов ХХ века спутники шпионы были либо в производстве либо вообще на бумаге. Для быстрого сбора и обработки разведданных правительство и ЦРУ запустило проект AQUATONE, результатом которого стало создание высотного самолета разведчика U-2.
Разработка столь секретного проекта требовала тщательного отбора персонала, а также особенного места для испытаний прототипа. Контракт был отдан подразделению перспективных разработок компании Локхид, также известоне как Skunk Works. Главный инженер Кларенс (Келли) Джонсон одновременно со строительством первого летного экземпляра в Бёрбанке, Калифорния, начал поиски подходящего места для испытательного полигона. После длительных поисков в пустыне к северу от Лас-Вегаса участники экспедиции Локхид нашли старую взлетную полосу в районе озера Грум. Место было идеальным, прилегающим к территории принадлежащей Комиссии по ядерной энергетике и находящейся на большом расстоянии от дорог и поселений. Решение было принято, и в пустыню были привезены фургоны для проживания персонала, ангары для работы над проектом, хранилище ГСМ и другие вспомогательные сооружения. Доступ к базе был организован через ядерный испытательный полигон и через реулярные рейсы специально организованной авиакомпании, которая кстати существует по сей день и в народе зовется Janet Airlines.
Разработка и испытания U-2 проходили ударными темпами и вскорости он был принят на вооружение. Этот самолет стал единственный успешно примененным над территорией Советского союза. Однако 1 мая 1960 года во время полета над Уральскими горами U-2 пилотируемый Френсисом Гэри Пауэрсом был сбит Советскими ПВО, что поставил крест над полетами над Советской территорией. Проблема сбора разведданных все еще стояла остро, так как средства ПВО совершенствовались быстрыми темпами и высота полета больше не давала безопастости. Была нужна еще и скорость.
Skunk Works получили следующий контракт от ЦРУ с ироничным названием OXCART (повозка, запряженная волами). Самолет, который должен был летать выше 70000 футов и со скоростью больше трех Махов. Работа велась в Бёрбанке и испытания должны были проходить в пустыне на том же полигоне где испытывался U-2, но здесь возникла проблема. U-2 cо снятыми крыльями помещался в транспортный самолет, но OXCART (A-12) был слишком большим и требовал перевозку другим способом.
Решение было принято перевозить самолет в специально построенном контейнере на трейлере из Бёрбанка в пустыню на испытательный полигон.
http://roadrunnersinternationale.com Объект рядом с контейнером
Я нашел в сети
описание этой поездки, и задумался, как это выглядело в реальной жизни. Со временем подвернулась возможность проверить это. Я оказался в Калифорнии на выходных с арендованной машиной и не мог упустить возможности пережить то, что делали люди 60 лет назад перевозя самый ценный артефакт того времени по обычным дорогам в течении нескольких дней от Бёрбанка к испытательному полигону.
Итак, Здание 86, в котором располагалась сборочная линия Skunk Works располагалось на восточной стороне Аэропорта Бёрбанка.
http://roadrunnersinternationale.com Сейчас здание уже разобрано и там планируется (уже давно) строительство парковки, но старые фундаменты и подъездные рампы все еще угадываются и можно представить, что именно отсюда колонна двинулась в свой путь в пустыню.
Останки фундамента Здания 86. Фото автора.
Останки фундамента Здания 86. Охраняется койотом. Фото автора.
Первым препятствием был выезд на проезд Сан-Фернандо, где пришлось ехать по обратной стороне дороги и убирать дорожные знаки. Хорошо, что движение колонны началось в 3 часа ночи и городской трафик не был помехой, а знаки и провода убирали сотрудники дорожного патруля Калифорнии.
http://roadrunnersinternationale.com Сейчас развязка выглядит точно так же.
Выезд с территории аэропорта на проезд Сан-Фернандо 2019
Сам проезд Сан-Фернандо представляет зрелище грустное и унылое. Вывески преимущественно на испанском, а дорога в так себе состоянии. Машина с жесткой подвеской хотела побыстрее съехать куда нибудь с нее.
Проезд Сан-Фернандо
Проезд Сан-Фернандо
http://roadrunnersinternationale.com В подписи к фотографии приводится исправление, что это все еще Сан-Фернандо.
Вот так это место выглядит сейчас.
Truman St and San Fernando Road
С проезда Сан-Фернандо конвой выехал на шоссе 99 (теперь это интерстейт 5) и двинулся на север.
http://roadrunnersinternationale.com Развязка с Интерстейт 5. Теперь бывшая 99 так и называется, старая дорога.
Развязка 99 и I-5
Дальше на север по старой дороге
http://roadrunnersinternationale.com Съезд с I-5 на шоссе 138 неподалеку от города Gorman
Отсюда дорога идет на восток до пересечения с шоссе 14 и останавливается там, потому что упирается в территорию авиабазы Эдвардс (тоже очень интересное само по себе место).
Здесь мне надо было поворачивать на север и ехать к следующей точке маршрута конвоя, городу Мохаве, но в голове созрел маленький, но гордый план, быстро заскочить в город Палмдейл и посетить
Blackbird Air Park. Вот
тут шикарный рассказ про него. Любопытно, но F-117A почему-то убрали с экспозиции...
Lockheed A-12
A-12
SR-71 и A-12
SR-71
A-12
Высотный разведчик U-2
Высотный разведчик U-2
Высотный разведчик U-2
Хороший девиз
Вместо запланированных 10 минут я провел в парке почти 3 часа, уничтожив свой же план вернуться в гостиницу вовремя, чтобы выспаться. Главной причиной задержки оказался
Билл Флэниган, подполковник ВВС в оставке, в прошлом летавший на SR-71 в должности оператора разведывательных систем. Билл, сам называющий себя шпионом, поведал множество историй о своей службе и особенностях самолета и его систем. Время пролетело по-настоящему незаметно.
Кстати говоря, на заднем плане виден
Завод №42 ВВС, где испытывались и испытываются самые разнообразные образцы летной техники. Летное поле делят Локхид, Нортроп и Боинг. У каждой из компаний там есть ангары и офисы.
USAF Plant 42 Palmdale, CA
Однако время перевалило за полдень и больше задерживаться я не мог.
Покормим моего очень прожорливого коня, я двинулся на север к Мохаве.
Mojave, CA
http://roadrunnersinternationale.com Этот же мост в наши дни
Это уже съезд с I-15 на шоссе 127. Последняя цитадель цивилизации перед пустыней.
Передо мной лежало 160 километров вот такой примерно красоты.
Конвой тоже ехал этой дорогой. Но у них было хотя бы с кем поговорить. У меня было только
«Наше Радио» в помощь, да и то замолчало, когда я отъехал от городов.
Люботытное место...
http://roadrunnersinternationale.com Был очень рад найти его
Ветер пустыни конечно поработал с рельефом (65 лет), но контуры все еще угадываются безошибочно.
По рассказам участников, одна из остановок была на границе Калифорнии и Невады.
Где-то здесь
Граница Калифорнии и Невады
Здесь заканчивается шоссе 127. Тут маленький торговый пост, пара заправок, забегаловка.
Коню опять нужен корм
Местный бизнес оказывается готовился к
рейду. По ссылке весь зоопарк.
Выезжаю на фининую прямую, шоссе 95.
И еще через полчаса достигаю своей цели, города
Mercury. По русски это ЗАТО, поэтому доступ туда строго ограничен. Город расположен в пределах
специального района национальной безопасности.
Так выглядит КПП. Когда я приблизился, на машине, которая видна на фото включились проблесковые маяки и фары. Так как никаких специальных документов у меня не было, я решил не тратить время охраны, развернулся и уехал.
Даже на
официальной карте переезда маршрут указан только до Mercury.
В основном потому, что испытательный полигон был местом настолько секретным, что даже его существование не признавалось американским правительством до 1995 года. Даже Билл Флэниган на вопрос, был ли он «там», уклончиво ответил, что «знаком с испытательными полигонами Невады». Похоже, что подписка о неразглашении, которую он дал во времена службы, все еще действует.
Здесь конвой поехал дальше на север, уже не опасаясь быть увиденным обычной публикой. А я поехал обратно в гостиницу. То, что заняло у конвоя 3 дня и завершилось 28 февраля 1962 года, обошлось мне в целый день почти безостановочных переездов по довольно скучной, но необычайно притягательной пустынной местности.
Мне остались прекрасные и красивые воспоминания, а пустыне остались ее секреты. Судя по охране периметра, объекты внутри очень даже функционируют, и кто знает, что там происходит...
Источники:
Transporting the CIA A-12 Blackbird
Photos, stories, death obituaries, biographies recording legacy of CIA, Air Force, Army men and women work secret atomic, radar, satellite flights in the Nevada desert, Kadena, Okinawa, North Korea, Vietnam
roadrunnersinternationale.com
Home Page - Roadrunners Internationale Declassified U-2 A-12 Projects Aquatone OXCART Area 51
Photos, stories, death obituaries, biographies recording legacy of CIA, Air Force, Army men and women work secret atomic, radar, satellite flights in the Nevada desert, Kadena, Okinawa, North Korea, Vietnam
roadrunnersinternationale.com
Wikipedia, the free encyclopedia
en.wikipedia.org