2 февраля 1913 года, ровно век назад, в Нью-Йорке состоялось торжественное открытие Центрального железнодорожного вокзала, ставшего довольно скоро одной из главных достопримечательностей города. Более 150 тысяч человек собрались в тот день, чтобы отпраздновать знаменательное событие.
Новый вокзал появился не на пустом месте - у него был достойный предшественник. Грандиозное викторианское здание предыдущего Центрального вокзала построил в 1871 году один из крупнейших предпринимателей XIX века, успешный судовладелец и железнодорожный магнат Корнелиус Вандербильт. Просуществовало оно менее трёх десятилетий - быстро устарело. Вокзал предназначался для поездов с паровыми двигателями, а их власти Нью-Йорка запретили сразу после аварии 1903 года, унёсшей жизни 17 человек и нанёсшей увечья ещё 38. Вот и пришлось снести старый вокзал и срочно приступать к строительству нового, современного, подходящего для поездов с электродвигателями. Работа растянулась на целое десятилетие.
В стиле боз-ар
Изначально разработка проекта нового вокзала была поручена архитектурному бюро Reed & Stem, они к тому времени уже спроектировали несколько вокзалов. Позже к работе подключились архитекторы из Warren & Witmore. Компания принадлежала близкому родственнику Корнелиуса Вандербильта и давно уже сотрудничала со знаменитым семейством. Именно ей вокзал обязан своим архитектурным великолепием.
Здание построено в стиле боз-ар, «изящное искусство». Название пришло из Франции. Именно туда, в Парижскую школу изящных искусств, начиная с 1880-х годов устремлялись американцы, мечтающие овладеть премудростями архитектурного ремесла.
Соедините французское барокко с идеями итальянского Ренессанса, добавьте принципы античной архитектуры Древней Греции и Рима - и вы получите эклектичный стиль боз-ар.
Распознать его несложно. Достаточно представить массивное каменное сооружение с богатым декором: карнизами, пилястрами, лепкой, барельефами, фигурной скульптурой и золотыми вставками. А ещё широкие арки, парадные лестницы, расписные колонны и прямоугольные балконы с украшениями в виде гирлянд, цветов, медальонов и щитов.
Узнаёте главные достопримечательности Парижа: Оперу Гарнье, новые крылья Лувра, вокзал д'Орсе и мост Александра III?
Вы и в Америке легко найдёте сооружения в стиле боз-ар. В Вашингтоне это прежде всего Библиотека Конгресса и железнодорожный вокзал «Юнион-Стейшн», в Нью-Йорке - музей Метрополитен, отель «Плаза», Нью-Йоркская публичная библиотека. В стиле боз-ар чаще всего строили общественные здания: музеи, вокзалы, библиотеки - ему свойственны размах и грандиозность.
Встретимся под часами
Визитной карточкой Центрального вокзала стал южный фасад. Его украшает скульптура «Транспорт» французского автора Жюля-Алексиса Кутена. В своё время она считалась самой крупной в городе. В середине - огромные часы диаметром четыре метра. Над ними - фигура Меркурия, бога торговли и покровителя путешественников, а по бокам - мудрая Минерва и силач Геркулес. Эти трое символизируют железную дорогу, ну и семейство, ею владевшее, - всесильных Вандербильтов.
Впрочем, для многих Центральный вокзал - это прежде всего гигантский главный вестибюль, его площадь составляет более трёх тысяч квадратных метров. Считается, что образцом для него послужили роскошные римские бани.
В центре зала - информационная будка из бронзы и мрамора с четырёхсторонними часами наверху. Их стоимость не менее 20 миллионов долларов. Это традиционное место встреч нью-йоркцев. «Встретимся под часами», - говорят они, как ещё недавно москвичи говорили: «Встретимся в ГУМе у фонтана».
Каждый день служащим информационной будки приходится отвечать почти на тысячу вопросов. И спрашивают их не только о расписании поездов. Интересуются также, где можно быстро и недорого поесть, что нового происходит в городе или куда обратиться, чтобы нанять лошадь.
Поднимите голову, и вы увидите усеянное звёздами лазурное небо над Средиземным морем в зимнюю пору. Всего звёзд 2500, все из сусального золота, и 60 из них, составляющие главные созвездия, - электрические лампочки. Это сейчас они служат долго благодаря новым технологиям, а когда на их месте были обычные 40-ваттные лампочки, рабочим приходилось постоянно забираться на самый верх, в помещение над потолком, и уже оттуда менять перегоревшие лампочки через небольшие отверстия.
С научной точки зрения в расположении звёзд есть неточности, в частности, созвездия изображены в обратном порядке. Что делать, автор этого великолепия, французский художник Поль Элле, брал за основу средневековые манускрипты, а в них небо изображалось, как его видит Всевышний, - снаружи.
Жёлуди и дубовые листья
Роскошные люстры - ещё одно украшение главного вестибюля вокзала, во время недавней реставрации их пришлось очищать от копоти. Из-за неё многие думали, что они бронзовые, а на самом деле люстры сделаны из цельного никеля и покрыты сусальным золотом. Они здесь с первого дня работы вокзала. В то время электрическое освещение было роскошью, доступной избранным. Не во всяком доме могли себе позволить электролампы, а тут - огромное общественное помещение.
Вандербильты пошли на такие траты осознанно, и эффект превзошёл все ожидания: люстры великолепно вписались в величественный интерьер вокзала. Они создавали ощущение вечного праздника и символизировали богатство владельцев.
На люстрах - многочисленные жёлуди и дубовые листья. Ими же украшены и окошки билетных касс, и светильники над ними. Ведь жёлуди - символ Вандербильтов. Глава рода, коммодор Корнелиус Вандербильт, был происхождения незнатного и фамильного герба не имел. Чем богаче он становился, тем сильнее было желание обрести семейный герб. Вспомнив старое изречение «И вырастет из жёлудя мощный дуб», магнат выбрал в качестве символа своего семейства жёлуди и дубовые листья.
Именем Вандербильта названо одно из помещений вокзала, оно тоже всё в желудях и дубовых листьях. Когда-то это был зал ожидания, о чём напоминают дубовые лавки у стен. Сейчас - выставочный зал, где рекламируют товары, от автомобилей до косметики, представляют новые фильмы, собирают пожертвования. Здесь также устраивают спортивные состязания, показы мод, корпоративные вечеринки и даже свадьбы.
Комната поцелуев
В здании вокзала есть ещё одно примечательное место - зал «Билтмор». Какие только знаменитости ни побывали здесь в 1930-1940-е годы - время расцвета Голливуда и железных дорог. Любимцы публики - популярные актёры, режиссёры, музыканты и спортсмены - прибывали сюда с Западного побережья на легендарном железнодорожном составе «Двадцатый век лимитед».
На перроне прибывших звёзд ждала красная ковровая дорожка, по которой они шествовали в зал «Билтмор», где их ждали жаркие объятия и страстные поцелуи родных, знакомых и преданных почитателей таланта. Так помещение и получило своё неофициальное название «Комната поцелуев».
Прямо оттуда можно было на специальном лифте подняться непосредственно в вестибюль роскошного отеля «Билтмор», где обычно в те годы предпочитали останавливаться богатые и знаменитые. Он не только располагался через дорогу от Центрального вокзала, но и спроектирован был теми же архитекторами.
Здание отеля было снесено в 1981 году, несмотря на многочисленные протесты борцов за сохранение исторических памятников, а в «Комнате поцелуев» сегодня можно почистить обувь, купить цветы или свежую газету.
Соседнее помещение - кабинет начальника вокзала. Здесь решат все ваши проблемы: помогут найти потерянную вещь, а если нужно, вызовут и скорую помощь. Каждый месяц в бюро находок вокзала поступает около двух тысяч потерянных вещей, от урны с прахом усопшего родственника до неистово лающего щенка бассет-хаунда. В общей сложности здесь возвращают около 80 процентов находок, что бьёт все мировые рекорды.
Как спасали историческое здание
За 1947 год Центральный вокзал обслужил около 65 миллионов пассажиров - почти 40 процентов всего населения Америки. Однако скоро популярность железных дорог стала стремительно падать. На дальние расстояния американцы всё больше предпочитали летать самолётами, а для коротких путешествий выбирали комфортабельные автобусы и личные автомобили. Многим казалось, что железнодорожные вокзалы своё отжили.
Уже в конце 1950-х стали поступать предложения превратить главный вестибюль Центрального вокзала в четырёхэтажную конструкцию с площадками для боулинга на трёх верхних уровнях, позже появились планы надстроить над вокзалом небоскрёб или вообще пустить под снос историческое здание. Такие планы буквально взорвали нью-йоркскую общественность.
Одним из самых активных борцов за сохранение архитектурного шедевра стала бывшая первая леди Жаклин Онассис Кеннеди. «Если прошлое нашего города не будет подпитывать наших детей, то откуда у них возьмутся силы, чтобы бороться за будущее страны?» - вопрошала она. Битва продолжалась, а тем временем вокзал ветшал, там ютились бездомные, орудовали мелкие воришки.
В конце концов здание было внесено в реестр национальных исторических достопримечательностей. По всей стране таких около двух с половиной тысяч, в Нью-Йорке - чуть более ста, и среди них первые знаменитые небоскрёбы, музей Метрополитен, Публичная библиотека, отель «Плаза» и Центр Рокфеллера.
Общественность успокоилась, но взбунтовались владельцы вокзала. Теперь их неусыпно контролировала Комиссия по архитектурным и историческим памятникам, а они никак не желали расставаться с идеей построить 54-этажную башню над залом ожидания. Какие шаги только ни были предприняты, чтобы избавиться от статуса достопримечательности, дело дошло до Верховного суда, но везде ответ был неизменен: народ имеет право оберегать своё архитектурное наследие.
В конце 1990-х годов в здании вокзала началась масштабная реставрация. В итоге общая площадь увеличилась почти на шесть тысяч квадратных метров, появились многочисленные магазины, места общественного питания, даже фермерский рынок. И ещё одно важное новшество - бар «Апартаменты Кемпбелла». Помещение, в котором он располагается, долгие годы принадлежало железнодорожному магнату Джону Уильямсу Кемпбеллу.
В 1923 году Кемпбелл заключил договор с Корнелиусом Вандербильтом-младшим, тогдашним хозяином Центрального вокзала, об аренде части вокзала площадью 325,16 квадратных метров. В то время Кемпбелл жил в городе Вестчестер, к северу от Нью-Йорка, и, как это было принято в те годы, на работу приезжал на поезде. Так что офис на вокзале оказался как нельзя кстати.
За достаточно короткий срок казарменного вида помещение превратилось во флорентийский дворец XIII века: расписные сводчатые потолки, огромные витражные окна, великолепный камин, настоящий орган. Коллекция безделушек - изящные фигурки из мрамора и редких пород дерева, вазы, необработанные драгоценные камни и окаменелое дерево, а также собрание старинных книг - оценивалась в те годы в миллион долларов.
В своих апартаментах Кемпбелл никогда не жил, но по вечерам деловой офис превращался то в зал приёмов, то в концертный зал. Иногда собиралось до 60 человек, чтобы послушать знаменитого певца или музыканта. Супруга магната Розалинда была большой любительницей балов и вечеринок, за что в молодости получила прозвище «Принцесса».
Всё изменилось после смерти Джона Кемпбелла в 1957 году. Все предметы интерьера, включая бесценные ковры, бесследно исчезли из его офиса. Какое-то время помещение пустовало, и теперь в бывшем кабинете железнодорожного магната - роскошный бар, где, как написано на вывеске, подают «коктейли из другой эпохи» - «эпохи джаза». Это «Пунш времён «сухого закона», «Восторг ветреных девушек 20-х», «Ревущие 20-е», «Капиталист-разбойник».
Устричный бар
Мест, где можно поесть, на Центральном вокзале огромное множество. Одних только закусочных около тридцати. Для взыскательной публики - «Чиприани» и стейк-хаус баскетболиста Майкла Джордана. А для ценителей морепродуктов - «Устричный бар». Это старейший ресторан Центрального вокзала.
В 1913 году, открывшись на нижнем уровне вокзала, он только назывался устричным. Единственным блюдом из морепродуктов были устрицы, приготовленные в молоке. В остальном кухня была скорее континентальная.
Почти 60 лет «Устричный бар» с его роскошным сводчатым потолком был настоящей достопримечательностью всего города. Ресторан пришёл в упадок с сокращением железнодорожных перевозок, превратившись в банальное кафе весьма унылого вида. Ни следа не осталось от прежнего великолепия: элегантные мраморные колонны были оклеены обоями и покрашены тусклой масляной краской, на стенах - жёлтый пластик, мебель тоже жёлтая, а вот скатерти красные.
В 1972 году заведение обанкротилось и пустовало почти два года, пока не пришёл новый хозяин - известный нью-йоркский ресторатор Джером Броуди.
Приняв решение, что основу меню должны составлять блюда из морепродуктов, он начал изучать самые лучшие рестораны в округе, специализирующиеся на дарах моря. Потом были поиски надёжных поставщиков, достойных поваров. Но главное - соответствующие вина. Считается, что выбор белых вин, хранящихся в подвалах ресторана, один из лучших в стране, за что бар удостоен многочисленных наград. Сегодня в винной карте «Устричного бара» более четырёхсот наименований. Выбрать устрицы тоже не просто - их несколько десятков видов из разных частей страны.
В 1999 году Джером Броуди продал «Устричный бар» сотрудникам ресторана, однако продолжал активно участвовать в его управлении ещё два года, до самой своей кончины. Сегодня ресторан практически всегда полон, особенно в обеденный перерыв.
У входа в «Устричный бар» - необычная галерея. Если подойти к углу и встать лицом к стене, то всё, что вы скажете, слышно в противоположном углу. Секрет в низком сводчатом потолке, благодаря ему звук и переносится из одной части галереи в другую. Многие шутники признаются здесь в любви и делают предложения. Слова сказаны, а ответственности никакой.
Герой кинолент
Центральный вокзал Нью-Йорка стал местом действия многих фильмов; Альфред Хичкок снимал здесь одну из своих самых успешных лент «К северу через северо-запад» с Кэрри Грантом в главной роли. Это шпионский триллер о рекламном агенте, которого по ошибке приняли за тайного агента. Здесь и поныне рождаются триллеры, фильмы-катастрофы, драмы, мелодрамы и комедии. Всего, даже по самым скромным подсчётам, больше трёх десятков. Российским зрителям наиболее известны фильмы «Армагеддон», «Люди в чёрном 2», «Нью-йоркское такси» и «Дорога перемен».
Пару лет назад мэр города Нью-Йорка Майкл Блумберг назвал Центральный вокзал одним из «памятников великой американской мечты». Представление об «американской мечте» у каждого своё, вот и Центральный вокзал у каждого свой. Для одних это памятник архитектуры, для других ожидание приятного путешествия или встречи с близкими, но почти для всех Центральный железнодорожный вокзал Нью-Йорка - неотъемлемая часть американской истории.
Светлана Маргелова
© ИТАР-ТАСС
© Эхо планеты