Ричард Мейер
Роберт Стерн
По всему миру существует бесчисленное множество кондитерских, где продают фирменный нью-йоркский чизкейк. Но жителям планеты этого явно не достаточно. В своих городах они хотят видеть больше нью-йоркского, например здания, построенные в архитектурном стиле этого города. В самом Большом яблоке кризис замедлил реализацию проектов роскошных башен в районе Манхэттена, но это не помешало некоторым «фирменным» архитекторам, в частности Роберту Стерну и Ричарду Мейеру, подписать крупные контракты с зарубежными клиентами, в том числе в развивающихся странах, мечтающими «клонировать» их лучшие нью-йоркские проекты.
Так, 73-летнему декану Йельской архитектурной школыРоберту Стерну поручено разработать проект квартала в городе-острове Сямынь в Тайваньском проливе, на юго-востоке Китая. Комплекс будет похож на памятник старому
Нью-Йорку - жилой комплекс 15 Central Park West. Последний, в свою очередь, очень напоминает классические здания в стиле ар-деко, украсившие в 20-е годы прошлого столетия многие центральные нью-йоркские улицы. Среди известных покупателей апартаментов в роскошном кондоминиуме числятся Стинг, Дензел Вашингтон, гендиректор Goldman Sachs Ллойд Бланкфейн, известный бейсболист Алекс Родригес и российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев, купивший здесь год назад пентхаус для своей дочери. Строительство комплекса, которое завершилось в 2008 году, обошлось примерно в 950 млн долларов. Кондоминиум разделен на две части: 19-этажная башня смотрит на Central Park West, а 43-этажная - на Бродвей. В комплексе есть кинотеатр на 20 человек с закрытым от папарацци входом и огромный фитнес-центр с бассейном.
Квартал общей площадью 200 тыс. м², в городе Сямынь - пожалуй, самый амбициозный зарубежный проект Роберта Стерна. На территории 12 га будут построены многоквартирные башни бизнес- и экономкласса, а также таунхаусы и виллы. Проект назвали «Сердце озера».Восемь башен, самая высокая из которых будет 56-этажной, выглядят как имитация комплекса 15 Central Park West. О нью-йоркском кондоминиуме напоминает и стиль окон, и внутренние дворики, и фасад. В трех башнях квартиры уже раскуплены. Первый этап строительства, который обошелся в 800 млн долларов, будет завершен в конце этого года. В каждой башне будет по два пентхауса с террасами.
Один из них площадью около 400 м², недавно продали за 3,5 млн долларов. А вообще, цена 1 м² составит от 460 долларов для квартир до 1636 долларов - для таунхаусов.
Ранее Роберт Стерн предложил внешний вид и «образ жизни» в стиле 15 Central Park West канадцам. Высотный комплекс появился в Торонто, на St Thomas Street. Местные апартаменты по размерам превосходят большинство кондоминиумов в центре города - от 100 до 700 м². Все квартиры имеют балкон или террасу с чудесными видами на Торонто. В комплексе есть консьерж-служба с камердинерами и швейцарами, крытый бассейн, парная, тренажерный зал, великолепный зал для званых обедов и красивый, закрытый от посторонних глаз сад.
Между тем 15 Central Park West продолжает вдохновлять девелоперов по всему миру. Так, тайваньская компания Win Sing Development попросила Роберта Стерна разработать проект похожего, но меньшего по размерам комплекса в Тайбэе. Одновременно Стерн работает над восемью, помимо «Сердца озера», китайскими проектами. Среди них - жилой комплекс в Шанхае и многофункциональный центр в Даляне. Еще несколько проектов Стерн курирует в Индии и Сингапуре. В прошлом году доля зарубежных проектов архбюро Stern Architects составила 25% от всех заказов. За четыре года до этого их было на 10% меньше.
Не забывает Роберт Стерн и о себе любимом. Когда его разросшаяся компания вслед за 18-м этажом манхэттенского здания, расположенного на 34th Street, заняла 19-й и замахнулась на последний этаж с небольшой постройкой на крыше, Стерн понял, что должен быть на самом верху. Исходной точкой для необычного пентхауса стало обшитое металлом чердачное помещение высотки. Очищенное от перегородок пространство чердака Стерн разделил овальной кабиной, в которой разместились кухня, бар и ванная. Северная часть пентхауса отведена под комнату для научных исследований и писательской деятельности. На крышу ведут гигантские раздвижные двери.
78-летний мастер белого цвета Ричард Мейер, у которого Роберт Стерн даже успел поработать в 60-х годах прошлого столетия, в 1984-м стал самым молодым лауреатом Прицкеровской премии, получив ее в возрасте 49 лет. Мейер - один из самых знаменитых архитекторов, работавших в стиле, промежуточном между модернизмом и постмодернизмом. Кроме него, в «нью-йоркскую пятерку» входили Питер Эйзенманн, Чарльз Гуотми, Майкл Грейвз и Джон Хайдук. Пожалуй, самый известный американский проект Мейера - Гетти-центр в Лос-Анджелесе, постройка которого обошлась в 1,2 млрд долларов.
Hа его счету также Музей современного искусства в Барселоне, римский музей «Алтаря мира», разрешения на строительство которого Ричард Мейер добивался более десяти лет, а также штаб-квартира французского телеканала Canal Plus в Париже.
В последнее время ведущий представитель американского авангарда занимался разработкой самой высокой
жилой башни Тель-Авива. Поучаствовать в проектировании 39-этажного роскошного комплекса в Израиле Мейера пригласил германо-американский инвестор миллиардер Николас Берггрюен.
Работы Ричарда Мейера можно узнать по прямолинейным элементам, воплощенным в его фирменных металлических панелях, и белому цвету экстерьера здания как естественной составляющей окружающего пространства. Еще одна «свежая» работа Мейера - 21 вилла на турецком курорте Бодрум. Стоимость одной виллы около 5 млн долларов.
На самом деле Ричард Мейер благодарен иностранцам за возможность работать, поскольку в родном Манхэттене, где его офис на пересечении 10th Avenue и West 36th Street открыт уже более 40 лет, проектов для мэтра пока нет. В настоящее время за границей реализуется около 80% проектов Richard Meier & Partners Architects, в США - лишь 20%. До рецессии «своих» и «чужих» заказов было поровну. В 11 странах, включая Китай, Израиль, Турцию, Бразилию, Южную Корею и Мексику, компания Мейера работает впервые. Проекты охватывают весь «архитектурный» диапазон: от офисных зданий до жилых башен, от гостиниц до загородных домов.
Недавно Ричард Мейер завершил строительство своего первого объекта в Китае. Для старта был выбран активно развивающийся Шэньчжэнь. Многофункциональный комплекс OCT Harbour project расположен на искусственном острове. Корпус вмещает ресторан, банкетные залы, места отдыха, выставочные пространства. В интерьерах широко использован солнечный свет. Белые наклонные стены, а также стекло и поверхности воды создают причудливую игру отражений, постоянно меняющихся в течение дня.
Через два года в Мехико должны торжественно открыть офисную башню Mitikah,которая станет частью ансамбля новой застройки рядом с историческим центром мексиканской столицы. Кроме 34-этажной башни от Ричарда Мейера, там запланированы корпуса с квартирами и небоскреб с гостиницей и апартаментами. На 20-м этаже башни разместится зимний сад, а на верхнем ярусе - ресторан и бар. Асимметричные формы здания с подчеркнутыми углами, по словам автора проекта, представляют собой современную интерпретацию зодчества ацтеков. Навесные стены из прозрачного стекла позволят использовать в интерьере солнечный свет, одновременно защищая помещения от перегрева. А панорамное остекление всех этажей даст возможность сотрудникам офисов любоваться прекрасными видами в свободное от работы время. Предполагается, что башня Мейера получит американский сертификат энергоэффективности LEED.
Еще одна интересная стройка под руководством Ричарда Мейера идет в Великобритании.Заказчиком проекта жилого дома выступил известный комик Роуэн Аткинсон. Он пожелал возвести виллу с домиком для гостей на месте старого жилища в Оксфордшире. Это будет ярко-белая постройка (высотой 9 м и общей площадью 743 м²) с пятью хозяйскими спальнями и двумя гостевыми, с подчеркнутыми вертикалями и горизонталями опор и стеклянным фасадом. Два крыла особняка свяжет стеклянный холл. Примерная стоимость проекта оценивается в 7,5 млн долларов.
Хотя здание будет иметь сдержанный облик, пару лет назад против проекта выступили местные жители и чиновники. Первых раздражал нетрадиционный вид будущего дома, вторых беспокоили цвет и форма. Кто-то из местных жителей назвал проект дома «космической бензозаправкой», совершенно не соответствующей сельскому пейзажу Ипсдена. По мнению недовольных, постройка будет слишком выделяться среди ландшафта, а ведь окружающая местность имеет статус «территории исключительной природной красоты». В ответ Аткинсон заявил, что считает проект очень скромным, а к Мейеру он обратился потому, что тот известен своими проектами частных домов, а не потому, что он модернист. В итоге местный муниципалитет встал на сторону Аткинсона и единогласно одобрил проект.
По материалам сайта
The New York Times.http://www.maindoor.ru/articles/23047.html