Управление парадигмами. Зачем это нужно?

Aug 21, 2013 16:45

Мы живем в эпоху кризисов: карибский кризис, ипотечный кризис в Америке, экономический кризис в Европе, сирийский кризис, кризис среднего возраста. Развитие кризиса, кажется, может в один момент изменить самые незыблемые основы. Это обусловлено изменениями и ростом их темпа. Мир меняется с такой скоростью, что иногда это вызывает панику.
Но в любых условиях кто-то сохраняет высокие экономические показатели или, даже, бурно развивается. Причем под «кто-то» я имею в виду: страны в целом, отдельные компании, осуществляющие экономическую деятельность, отдельных людей или организации. Значит, есть некоторая стратегия поведения, которая позволяет успешно существовать в различных условиях. Кроме того, можно рассматривать изменения и как источник дополнительных преимуществ.
Кризисы возникают из-за невозможности адаптации к изменениям в рамках старой парадигмы действия. Это достаточно обсуждаемая тема. Отлично описал характер изменений и стратегию успешного существования в этих условиях Том Питерс в книге "Представьте себе! Превосходство в эпоху разрушений = Re-imagine" (Tom Peters. Re-imagine! Business Excellence in a Disruptive Age, 2003). Но кроме стратегии интересуют практические методы. Интеграция современных методологий объединенных общей целью для усиления продуктивной составляющей стратегии адаптации к изменениям и изыскание ресурсов и возможностей для продолжения, не только существования, но и развития. Общая цель - смена текущей парадигмы.
Проиллюстрирую важность смены парадигмы.
На рисунке 1 приведен график жизненный цикл почти любого объекта. Это может быть какая-либо продукция, предприятие, этнос и т.д.



Рисунок 1

По ось ординат обозначает время. Ось абсцисс - какую-либо количественную величину: количество продукции, объем продаж количество людей в сообществе. Доля условности в этом графике есть. Он может иметь различные варианты, но общая идея сохраняется для жизненных циклов разных объектов.
Для примера возьмем предприятие. Этап между точками A и B обозначает начальное развитие бизнес-идеи. На протяжении некоторого времени идет разработка идеи, набор персонала, налаживание бизнес-процессов, производства и т.д. Объем выпускаемой продукции невелик в это время.
Этап B-C это быстрое развитие предприятия. Нарастает спрос, выпуск продукции, рост количества сотрудников и, конечно, доходов предприятия.
Далее наступает стабилизация на этапе C-D. Все показатели либо не меняются, либо переходят к умеренному росту. После точки D наступает спад, который ведет к прекращению выпуска продукции, закрытию предприятия и т.д. Стадии не описываю подробно, они хорошо известны и описаны.
Спад в масштабах предприятия можно избежать. Для этого нужно выдвинуть новую парадигму: реализовать новую бизнес-идею, наладить выпуск новой продукции, изменить политическую систему (рисунок 2).



Рисунок 2

Очевидно, что бы предотвратить спад в точке D необходимо заранее обеспечить разработку и запуск продукта в точке E. То есть, не дожидаясь спада.
И следующий очевидный вывод это то, что необходимо чаще выдвигать новые парадигмы (рисунок 3).



Рисунок 3

В точке G количественный показатель складывается и происходит развитие вместо стабилизации. Это развитие интенсивное в отличии от экстенсивного развития, связанного с увеличением количества персонала, роста производственных мощностей и других показателей, которые имеют ресурсные ограничения.
Механизм генерации новых парадигм не тривиален. Методология Управления парадигмами обеспечивает развитие за счет разработки и применения новых парадигм. Методология действует во всех сферах человеческой деятельности на указанных в прошлой статье уровнях.
Продолжение следует…

управление знаниями, управление парадигмами, менеджмент, управление эмоциональным интеллектом

Previous post Next post
Up