Інтэр'ер полацкага Сафійскага Сабору і б. кляштара базыліян у 1870-х гг.

Sep 05, 2010 19:23


   

A. Сементовскій

„...Но вотъ мы входимъ въ храмъ и первое, что пріятно поражаетъ насъ, это обиліе свѣта, просторъ, изящная легкость архитектуры и строгая правильность симметричнаго расположенія внутреннихъ частей церкви, съ одного разу обнимаемой взоромъ нашимъ. Правда, что общій видъ церкви, не смотря на высокій каменный иконостасъ главнаго алтаря и боковой предѣлъ во имя Св. Тихона Задонскаго, не смотря на отсутствіе скамеекъ и органа, сильно напоминаетъ устройство р.-католическихъ костеловъ, но это не только не лишаетъ церковь красоты и торжественности, но въ соединеніи съ украшеніями и устройствомъ, присущимъ православному храму, ещё болѣе возвышаетъ ихъ.
       Иконостасъ главнаго алтаря, какъ мы уже сказали, каменный трехъярусный, царскія и обѣ боковыя двери рѣшетчатыя желѣзныя, переплетъ ихъ посеребренъ, а розетки и рамы позлащены, завѣса изъ толстой шелковой матеріи, судя по швамъ ея, она скроена изъ епископской мантіи. Каѳедра для проповѣдника съ правой стороны алтаря, въ первомъ отъ него столбѣ, деревянная, бронзированная, изящнаго рисунка; передъ иконостасомъ главнаго алтаря, въ парусѣ свода, лѣпное изображеніе Св. Троицы, въ облакахъ, съ парящими вокругъ ангелами. Полъ церкви деревянный не крашеный; до послѣдняго исправления храма, онъ былъ изъ плитняка; стѣны побѣлены известью, а въ олтарѣ (sic! - V. S.) окрашены охрой; стѣнной живописи нѣтъ и слѣдовъ. Иконъ вообще не много, но между ними есть нѣсколько довольно замѣчательных по художественности выполненія, такъ большой во весь ростъ образъ Св. Преподобной Eвфросиніи княжны Полотской, стоящій справа у алтаря Св. Тихону Задонскому и образъ Рождества Христова, копія извѣстнаго образа Кореджіо, висящій на правой стѣнѣ отъ входа. Иконъ особо замѣчательных своей древностію нѣтъ, древнѣе другихъ большой образъ Покрова Пресвятыя Богородицы въ серебряной ризѣ, весьма схожій съ тѣми, кои часто встрѣчаются въ старинныхъ церквахъ Полотскаго и Лепельскаго уѣздовъ (напримѣръ Бононьской, Ушацкой и другихъ), характеръ письма - римскій. Складень въ голубомъ деревянномъ кіотѣ, съ простой старинной рѣзьбой, виситъ на правой сторонѣ иконостаса главнаго алтаря, высотой онъ около одного, а шириной около полутора аршина. Въ срединѣ складня изображеніе Святителя и Чудотворца Николая, справа Св. Великомученицы Варвары, слѣва Св. апостола Іакова, всѣ три изображенія работы довольно грубой, видимо были подновляемы, ризы на нихъ серебряныя, стольже грубой работы какъ и живопись, подъ сводомъ Святителя Николая, т. е. на средней части складня, прикрѣплена жестянка съ надписью, очевидно сдѣланной въ недавніе годы, слѣдующего содержанія: „Образъ Заполотской Косьмо-Деміанской церкви 1606 лѣта отъ Христа, окованъ серебромъ 1708 года отъ Христа“. Цифры написаны пославянски. Вотъ точное изображеніе этого складня, сдѣланное по фотографіи.


Въ верху, надъ царскими вратами придѣла Св. Тихона Задонскаго, устроеннаго стараніемъ протоіерея Юркевича въ 1867 году, помѣщена небольшая икона Пресвятыя Троицы, въ серебрянной ризѣ, принадлежащая Полотскому Богоявленскому монастырю.    
       Передъ вышеупомянутымъ образомъ Покрова Пресвятыя Богородицы съ издавна, по преданію, въ теченіи мая мѣсяца ежедневно и въ каждое восткресенье остальных мѣсяцевъ года, въ 6 часовъ утра, поется акаѳистъ Божіей Матери. Быть можетъ этотъ сохранился ещё со времени учрежденія при Софійскомъ Соборѣ, около 1670 года, братства во имя „Опеки найсвентшей Панны Матки“, братства, имѣвшаго большое число членовъ изъ лучшихъ фамилій мѣстныхъ жителей и, по преданію, обладавшего значительными матеріальными средствами.
       Предъ образомъ этимъ и понынѣ виситъ большаго размѣра, старинной формы, серебрянная, на такихъ же цѣпяхъ, лампада, на верхнемъ поясѣ которой вырѣзана стариннымъ шрифтомъ въ три строки, раздѣленная вертикальными черточками, слѣдующая польская надпись, начинающаяся и оканчивающаяся у знака,



Panno przenaiswientszo titulem Pokrowi swentei (w cerkwi Zophei swentei w Polocku wistawiona, ktura ma wisic nadlugie iuz wstawione wieki) ktorzi stuzic gotowi Maz Domu Rodziewiczow.
K misowa wistawilo oltarz na chwale iei wzientei (na czesc onei przed obrazem lampe zawieszona) niech tim pomaga kto ie dal i trzima na wieki). Nie przestanie z ona oraz Domu Michnewicow.
Do tey lampy starchy klastoru X. Babinski wilozyl srebra klastornego grywien cztirynascie. A. 1692. msca Augusta 20 dnia.
Вотъ вѣрный рисунокъ описанной нами лампады:



[...]

Изъ подъ втораго свода колокольни было въ прежнее время сообщеніе, съ одной стороны, съ общирными каменными хорами храма, на которыхъ во время богослуженія находились монахини-базиліанки, а съ другой посредствомъ винтовой лѣстницы в стѣнѣ и за тѣмъ черезъ галлерею съ деревяннымъ, донынѣ существующимъ, домомъ базиліанокъ. Домъ этот, несмотря на сдѣланные въ послѣднее время во внутреннем расположеніи его измѣненія, очевидно состоялъ изъ длиннаго корридора, средняя дверь котораго сообщалась съ вышеупомянутой галлереей и изъ пяти или шести комнатъ съ выходами въ корридоръ. Комнаты эти были достаточно просторны для помѣщения въ нихъ отъ двухъ до четырехъ монахинь; самая же большая изъ нихъ вѣроятно служила общей залой и быть можетъ столовой. По словамъ одной глубокой старухи, знавшей этотъ домъ лѣтъ за восемьдесятъ, онъ и тогда былъ уже старымъ и времени постройки его никто не помнилъ. Въ квартирѣ настоятеля собора мы нашли старинное кресло принадлежащее Софійской церквѣ; вотъ его рисунокъ съ лицевой и тыльной сторонъ.“



(- Памятная книжка Витебской губерніи на 1878 годъ. Составлена А.М. Сементовскимъ. Витебскъ, 1878. Стр. 51-92 )

царква, калідор, Полацак / Полацк, крэсла, XVIIст., лепка/стукка/тынк, места, публічнае, культавае, абраз, XIXст., лямпа, падлога, кляштар, XVIIIст.

Previous post Next post
Up