![](http://2.bp.blogspot.com/-OsNwCIggzrc/VpUYXi_kRGI/AAAAAAAItZg/SmDYuAPUoUQ/s1600/1.jpg)
До Великой Отечественной войны новые автомобили не продавались. Изредка ими награждались за какой-либо действительный или мнимый подвиг либо "успех в социалистическом соревновании". Кроме того, можно было выиграть автомобиль в государственную лотерею, во всяком случае, в списках выигрышей присутствовал даже роскошный по тем временам ЗиС-101…
Ещё могли купить перед войной списанные "эмки" М-1 некоторые высокопоставленные военные. Так или иначе, число частных автовладельцев на весь СССР исчислялось сотнями, а с началом войны почти все их автомобили, как и мотоциклы, были безвозвратно изъяты. Последнее касалось также любых радиоприёмников и жилых домов вблизи "стратегических" объектов, типа водонапорной башни на ЖД.
![](http://lh4.ggpht.com/-kpUNGJord7E/UG20ix5rUbI/AAAAAAAD-Rg/WYGiNFaAjrQ/clip_image001%25255B5%25255D.jpg?imgmax=800)
Дополнение: В комментариях к этой страничке отмечалось, что легковой ГАЗ-А всё-таки в 30-х продавался, была даже реклама в журнале "Архитектор". Впрочем, скорее всего его могли приобрести разного рода организации, но не "частники".
![](http://lh5.ggpht.com/-Tqi2x3OdouA/UG20kKAr8CI/AAAAAAAD-Ro/sSUqKJ0p790/clip_image002%25255B4%25255D.jpg?imgmax=800)
После войны около 50 тысяч легковых автомобилей попало в страну в качестве трофеев, некоторые из них оказались в частных руках. А на рубеже 40-х - 50-х годов началось массовое производство 'Москвичей-400', 'Побед' и ЗиМов.
Большинство 'Москвичей' продавалось населению, 'Победы' и тем более ЗиМы в основном использовались государственными учреждениями. Однако года до 53-го все 3 перечисленные модели можно было свободно купить соответственно за 8000, 16000 и 40000 рублей образца 1949г (в результате денежной реформы 1961г рубли потеряли один нолик и оставались в таком виде вплоть до распада СССР в 91-м году).
Потом на 'Москвичи' и 'Победы' образовалась очередь, а ЗиМы остались продаваться всем желающим гражданам, но их никто не покупал - больно дорого. Зарплата квалифицированного рабочего или инженера находилась тогда в пределах 500 - 1000руб в месяц, а всякие отхожие промыслы жестоко преследовались.
Если кто-либо и набирал этим путём нужную сумму, светиться покупкой авто никакого резона не было - можно было запросто загреметь в места не столь отдалённые.
![](http://lh3.ggpht.com/-RuU7qYPS_ao/UG20ltj7ytI/AAAAAAAD-Rw/cqIguh8eFo0/clip_image003%25255B5%25255D.jpg?imgmax=800)
Рассказывают такую байку:
В единственный харьковский автомагазин на углу площадей Тевелева (ныне Конституции) и Розы Люксембург, где были выставлены все три тогдашние модели авто, пришёл невзрачно одетый человек. Посмотрел на 'Москвич'.
-Можно купить?
-Нет, очередь.
-А 'Победу'?
-Тоже очередь.
-А ЗиМ?
-Ну вообще-то можно... Но вы же видите, сколько он стоит?
-Ничего, заверните...
Поскольку прецедентов в истории магазина не было, его директор позвонил в КГБ. Там разобрались и ответили: "Это академик такой-то. Он весь ваш магазин купить может. Продавайте."
Так академик стал ЗиМовладельцем. Ещё один ЗиМ купил председатель какого-то успешного колхоза, и больше желающих не нашлось.
Часть "Москвичей" и "Побед" в начале 50-х продавалась в варианте "кабриолет", причём стоили такие машины дешевле обычных с закрытым кузовом.
![](http://lh5.ggpht.com/-cPyhiY9DIwA/UG20moGlYII/AAAAAAAD-R4/saqFoKoqqYU/clip_image004%25255B5%25255D.jpg?imgmax=800)
Очереди на 'Победу' и 'Москвич' составлялись самими покупателями, с "десятниками", "сотниками" и ежемесячными перекличками в соседнем дворе. Не явившиеся на перекличку безжалостно отсеивались.
Что за это имело "начальство", сказать трудно, но, вероятно, его деятельность не была совсем бескорыстной. В 60-е годы очереди составлялись уже непосредственно в магазине. Сроки были такие: записавшиеся в 1956-м году на 401-й 'Москвич' получали в 59-м уже 407-й, а записавшиеся в 1959-м на 'Волгу' могли выкупить её в 66-м за немалые 5500руб.
В процессе производства одной модели её стоимость не менялась, зато в момент смены моделей происходил резкий скачок цен. Так, 'Москвич-401' стоил 9000руб, 'Москвич-402' - 15000руб, а отличавшийся от него только двигателем с повышенной на 10л.с. мощностью 'Москвич-407' - уже 25000руб.
![](http://lh4.ggpht.com/-WJ5jyXweUuA/UG20nojkXtI/AAAAAAAD-SA/XE0fay0V0Mc/clip_image005%25255B5%25255D.jpg?imgmax=800)
В конце 50-х - начале 60-х годов прекратилось производство ЗиМов, место 'Победы' заняла 'Волга' и появился 'Запорожец-965', первоначально оцененный в 16000руб. Само собой,
грузовые автомобили и даже пикапы и фургоны на базе легковых "частникам" не продавались.
Это же касалось и микроавтомобилей -мотоколясок C3А производства Серпуховского завода - их выдавали инвалидам бесплатно, сроком на 5 или 7 лет.
Некоторые категории инвалидов бесплатно получали "Запорожцы" с ручным управлением, а с небольшой доплатой даже "Москвичи".
Многолетние очереди приводили к тому, что реальная цена авто была в 2-3 раза выше государственной. Но... продавать автомобили можно было только государству через комиссионный магазин, который оценивал авто исходя из госцены с учётом износа. Конечно, были кое-какие схемы обхода, но связаные с немалым риском, посему часто автомобиль был у одного и того же хозяина десятилетиями.
Это положение было отменено только в 70-х годах, однако вплоть до распада СССР часть суммы передавалась продавцу через кассу комиссионного магазина, который с этого имел 7%, а часть - "в конверте", что приводило к массе случаев "кидания", причём жаловаться в милицию продавец не всегда решался - его могли обвинить в спекуляции. Поэтому многие предпочитали продавать свои старые авто родственникам и знакомым по ценам ниже рыночных.
![](http://lh6.ggpht.com/-hbbLqUAkEmE/UG3DHQCHQPI/AAAAAAAD-YY/FczKgEptrMU/0_4fe70_6d1a151b_L_thumb%25255B14%25255D.jpg?imgmax=800)
Начиная с 70-го года продажа автомобилей стала возрастать. Вступили в строй ВАЗ и Ижевский завод, реконструировались заводы в Москве и Запорожье. В то же время в связи с повышением уровня жизни резко возросло и число желающих стать "автолюбителями".
Очереди достигли такой длины, что получить по ним автомобиль можно было лет через 10. В этой ситуации подавляющее большинство авто стали продавать через производственные и прочие предприятия, которые распределяли автомобили между своими сотрудниками. Естественно, было где густо, а где пусто.
Скажем, на оборонный завод поступали десятки автомобилей в год, а в какой-нибудь второстепенный НИИ - один автомобиль в несколько лет. Люди ряда профессий и пенсионеры вообще не могли легально купить новое авто. Зато без проблем можно было это сделать за валюту или чеки "Берёзки" - её суррогат, который получали работающие за рубежом.
Цены в середине 70-х годов были такие: 'Волга' ГАЗ-24 (их, правда, продавалось очень мало) - 9200руб, 'Жигули' ВАЗ-2101 - 5500, ВАЗ-21011 - 6000, ВАЗ-2103 - 7500, 'Москвич-412' - 4990, а 'Запорожец' ЗАЗ-968 - 3500руб. Полноприводный ЛуАЗ-969 на "запорожских" агрегатах стоил 4000руб. Средняя же зарплата нормально зарабатывающего мужчины составляла тогда около двухсот рублей в месяц.
![](http://lh3.ggpht.com/-WpoUQc_8fL8/UG20o_5O-GI/AAAAAAAD-SI/ruV-DSNJoqs/clip_image006%25255B4%25255D.jpg?imgmax=800)
Многолетний выпуск легковых авто в количестве, намного превышающем миллион в год, и сокращение экспорта в связи с моральным старением выпускаемых моделей дали свои плоды - в первой половине 80-х некоторые авто (о чудо!) появились в свободной продаже.
В Харькове, например, это была 'Нива' (10300руб), 'Москвич-2140Люкс' (8000руб) и 'Запорожец' ЗАЗ-968М (5000руб). Получила распространение обезличенная комиссионная торговля б/у автомобилями по реальной цене. Конечно, это был большей частью металлолом, но для человека, располагавшего руками и временем, но не деньгами, впервые появился шанс обзавестись своими четырьмя колёсами.
Например, 7-летние ручные 'Запорожцы', сданные инвалидами после получения нового, стоили в основном 600руб. Однажды в Москве в середине 80-х в комиссионном магазине в Южном порту появилась партия новёхоньких 'Побед', хотя их выпуск прекратился ещё в 1958г. Всё это время они простояли на каком-то военном складе. И хотя цена 'Побед' была сравнима с ценой новых "Жигулей", желающих их приобрести нашлось с избытком.
А в феврале 1992г вся немаленькая площадка харьковского комиссионного магазина на Большой Даниловке оказалась уставлена ... телегами. Тоже новенькими и тоже вскоре раскупленными.
![](http://lh4.ggpht.com/-P0aNpFpO8CU/UG20qNIKCSI/AAAAAAAD-SM/wKCXpBSZuBU/clip_image007%25255B4%25255D.jpg?imgmax=800)
Со второй половины 80-х и почти до конца существования СССР новых автомобилей в свободной продаже снова не было из-за резко усилившейся инфляции.
Закупались ли легковые авто за границей? Про сколько-либо масштабные закупки можно говорить лишь по отношению к 'гэдээровским' ЕМВ (БМВ) конца 40-х - начала 50-х годов и чехословацким 'Шкодам-1201' десятилетие спустя.
Но информации, что они продавались в новом виде в частные руки, найти не удалось. Естественно, единичные экземпляры для Брежнева и т.д. не в счёт.
Дополнение: Есть сведения, что новые ЕМВ-340 всё же продавались "частникам" в Москве и не только по цене 15820руб образца 1949г (чуть дешевле "Победы").
С мотоциклами ситуация была значительно лучше - кроме тяжёлых с коляской Киевского и Ирбитского заводов и периодически чехословацкой 'Явы' их можно было купить свободно.
Вот примерные цены новой мототехники на вторую половину 70-х:
рижские и львовские мопеды (класса 50 куб.см) - 180руб,
мотороллер 'Электрон' (150) - 270руб,
'Турист' (200) - 450руб,
мотоцикл 'Минск' (125) - 330руб,
'Восход' (175) - 420руб,
'Иж' разных модификаций (350) - 600-1000руб,
чехословацкие 'Ява' и 'ЧЗ' (350) - 900руб,
тяжёлые с коляской (650, 750) - около 1500руб.
![](http://lh4.ggpht.com/-fzP5kI8HWYE/UG20rp2IdII/AAAAAAAD-SY/CwyMedOfcT0/clip_image008%25255B5%25255D.jpg?imgmax=800)
Ещё такая деталь: вплоть до конца 80-х в полуторамиллионном Харькове число магазинов, торгующих запчастями, не превышало десятка. И наиболее ходовых запчастей там не было. За ними приходилось ходить на авторынок и переплачивать в несколько раз по сравнению с госценой.
Что касается количественных показателей продаж легковых автомобилей и мотоциклов, то в моём распоряжении лишь отдельные цифры. В 1965г населению было продано (включая продажу б/у через комиссионные магазины) всего 64 тысячи легковых машин, в 1970-м - 123, в 1977-м - 1107.
По мотоциклам и мотороллерам цифры за соответствующие года 690, 816 и 1109 тысяч штук. Зато продажа мотоциклов началась ещё в 1940г с цифры 7 (не тысяч, а просто штук - и это на весь СССР).
![](http://lh6.ggpht.com/-2mR94gBFnx0/UG20suj2VpI/AAAAAAAD-Sg/h2ZekVPEBGI/clip_image009%25255B4%25255D.jpg?imgmax=800)
1956 Москвич-402
![](http://lh4.ggpht.com/-toQDVWoNEV4/UG20tj_Y42I/AAAAAAAD-So/6gBm_7WDNTI/clip_image011%25255B4%25255D.jpg?imgmax=800)
1956 Москвич M410 (4х4)
![](http://lh4.ggpht.com/-VRuVyQ6V_4I/UG20u4HvhBI/AAAAAAAD-Sw/U--H-GhZ8EY/clip_image012%25255B10%25255D.jpg?imgmax=800)
Волга ГАЗ-21
![](http://lh5.ggpht.com/-S-WlJgR7dIM/UG20wOHLJTI/AAAAAAAD-S0/wcJ-L4CE7BM/clip_image020%25255B4%25255D.jpg?imgmax=800)
Москвич 407
![](http://lh5.ggpht.com/-yPTKk8gNps4/UG20xbdWLpI/AAAAAAAD-TA/FajwvYsNMa4/clip_image021%25255B5%25255D.jpg?imgmax=800)
Москвич 423Н
![](http://lh4.ggpht.com/-qC98CbsfMX4/UG20yRVBDrI/AAAAAAAD-TI/n4WsSNuKBYM/clip_image022%25255B6%25255D.jpg?imgmax=800)
Москвич 430
![](http://lh6.ggpht.com/-tBBo2B2Oy4w/UG20z2YxdQI/AAAAAAAD-TQ/xV3vy2meoyw/clip_image023%25255B4%25255D.jpg?imgmax=800)
1964 Москвич-403
Источник Оригинал взят у
p_i_f в
Частный автомобиль в СССР