В Керченском проливе утопают все новые тысячи тонн металла, используемого на строительстве технических мостов. Прибавляются новые и новые зрители ролика на YouTube, рассказывающего, каким будет мост между Крымом и Россией нетехнический.
Зрители поискушенней приступили к просмотру первых серий третьего сезона знаменитого датско-шведского сериала «Мост».
А между тем с Керченским мостом произошла трагедия: его больше нет. А в новостях - ни звука.
Дело в том, что мечта сторонников смычки украденного у Украины полуострова и российского материка была-таки ненадолго воплощена.
В ялтинском Приморском парке есть пруд, посреди которого, сооружен макет Крыма, утыканный пальмами. Местные любители магических ритуалов построили из гипса мост между этим «Крымом» и берегом, чтобы, видимо, приблизить таким образом сказочное будущее, в котором существует настоящий мост.
Каков же был шок энтузиастов, которые вернулись в парк на следующий день, чтобы раскрасить свое произведение в цвета российского флага, но обнаруживших в пруду лишь гипсовые обломки.
Нехороший знак для тех, кто понимает в магии.
Нехороший знак для тех, кто понимает в строительстве - отсутствие утвержденной проектной документации на основной мост, в то время как вовсю ведется строительство мостов технических, которые активно показывают по российскому телевидению. Некоторые зрители уверены: это и есть тот самый, главный мост.
Вообще, поскольку российское исключительное величие - чистый продукт средств массовой информации и пропаганды, вполне можно удовлетвориться роликом о мосте.
Многие так и поступают: количество просмотров в короткие сроки превысило два миллиона человек.
Собственно, если бы была поставлена задача, российские журналисты легко убедили бы аудиторию, что мост уже сооружен - как в русских сказках, за одну ночь.
А с теми, кто попытался бы разоблачить очередную очевидную ложь, разобрались бы соответствующие органы.
Впрочем, не исключено, что этот пункт уже запланирован, просто время еще не настало.
Признаюсь, к этим миллионам, просмотревшим ролик, добавил и я свою единичку: надо ж было глянуть, что скармливают тамошней публике.
Ничего особенного, прямо скажем. Ключевая идея: «Наши деды построили БАМ, мы построим Керченский мост».
И старый инженер, надо понимать, проектировщик БАМа, хлопает по плечу молодого, благословляя.
Не очень хорошая идея. Байкало-Амурская магистраль съела в четыре раза больше средств, чем было запланировано - 18 миллиардов советских рублей, но рентабельной так и не стала. Да ее и не достроили, собственно, толком.
Прошлым летом, на сорокалетний юбилей со дня старта (соответствующее постановление было принято 8 июля 1974 года), Владимир Путин дал добро на доработку БАМа.
Так называемый БАМ-2 сожрет более 560 миллиардов рублей только по плану, но есть же еще прекрасная традиция в разы превышать стартовые бюджеты.
Впрочем, все эти мечты о грядущем распиле бередили кремлевские фантазии в прошлом году, до декабрьского обвала и до того, как развеялись иллюзии о наращивании сотрудничества с Китаем на дальневосточном направлении.
В эти же дни обнаружился еще один наглядный пример того, как осуществляются в России инфраструктурные проекты, тем более такие, в которых можно в буквальном смысле спрятать концы в воду.
Полиция родного Путину Петербурга попыталась с помощью водолазов найти на дне Финского залива 13 километров бронированного кабеля электробезопасности, который по документам числился протянутым до Кронштадта. Не нашли.
За кабель и технические работы по его укладке «Ленэнерго» заплатило 390 миллионов рублей, работы приняты, а кабеля нет.
Один из руководителей компании сейчас во Франции, и ему хорошо.
Несколько других начальников задержаны, и им плохо. Что дополнительно сближает эту аферу с крымской - наличие в мошеннической цепи банка «Таврический», миллиарда полтора, по предварительным данным, через него увели из «Ленэнерго».
Есть, есть в России вечные ценности: воруют.
А тост мы подымем за другой «Мост». Пусть детективы Сага Норен и Мартин Роде из телесериала подержат нас в настоящем напряжении своим новым расследованием. Эресуннский мост, соединяющий Данию и Швецию, по крайней мере, реальность, данная нам в ощущениях.
Леонид Швец, журналист