В субботу 14 сентября экстремистская организация "Ансар Аллах" йеменского шиита Абдул-Малика аль-Хуси (в честь него их называют хуситами) осуществила теракт на территории Саудовской Аравии. Экстремисты взяли на себя ответственность в тот же день. Десять беспилотников атаковали нефтеперерабатывающие заводы аравийской фирмы Aramco в населенных пунктах Абкайку и Хурайси. Небо окутали густые клубы черного дыма. Из-за пожара компания может потерять 5 млн баррелей нефти. Это уже вторая по счету атака хуситов на объекты нефтяной промышленности королевства в этом году. В мае хуситы подорвали нефтепровод "Восток-Запад" на территории Саудовской Аравии, используя беспилотники. Это не считая систематических ракетных обстрелов с территории Йемена аравийских населенных пунктов, в том числе пригородов столицы Эр-Рияда. Теракт выходит за рамки противостояния хуситов с Саудовской Аравией в вооруженном конфликте на территории Йемена и отвечает интересам Ирана. О чем уже заявили в США.
Инструмент Ирана
Хуситы назвали теракт "естественным ответом" на продолжающуюся агрессию Саудовской Аравии и блокаду Йемена. Саудовская Аравия проводит военную операцию в Йемене против хуситов с марта 2015 г. Исламские экстремисты попытались свергнуть светское правительство в арабской республике и создать ориентированное на Иран теократическое государство. Иран воспринимается королевской династией Саудовской Аравии и другими светскими режимами Персидского залива как угроза для их существования и конкурент на мировом рынке нефти. Госсекретарь США Майк Помпео обвинил в теракте Иран, а не хуситов. Лидеры Ирана и хуситов отрицают свои взаимосвязи. Пресс-секретарь МИД Ирана Абу Мусави назвал бессмысленными обвинения со стороны американцев.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ
Иран грозится нанести ракетный удар по военным базам США в Персидском заливе
Однако в прошлом году в Совбезе ООН предлагалось принять резолюцию, осуждающую соучастие Ирана в провокациях хуситов, которую заблокировала Россия. По неофициальной информации, Иран поставляет оружие хуситам контрабандой через границу с Оманом, а боевой подготовкой экстремистов занимаются около сотни иранских советников. В марте 2016 г. в Аравийском море было задержано судно с партией автоматов Калашникова, гранатомётов, пулеметов, которые, по предположению американских спецслужб, шли из Ирана в Йемен. По данным ООН, конструкция используемых "Ансар Аллах" беспилотников напоминает иранские дроны Qasef-1. Хуситы выполняют функцию инструмента Ирана для провокаций в регионе Персидского залива.
Давление на Белый дом
Атака на нефтеперерабатывающие заводы Саудовской Аравии произошла за три дня до начала 74-й сессии Генассамблеи ООН 17 сентября, на которой планировались переговоры президента США Дональда Трампа и его иранского коллеги Хасана Роухани. Режим аятолл мог специально дать команду хуситам разбомбить нефтеперерабатывающие заводы компании Aramco, чтобы поиграть на нервах у американцев и заставить Трампа быть более уступчивым на грядущих переговорах. Сотрудничество с Aramco имеет стратегическое значение для США, поскольку данная фирма является вторым по величине поставщиком нефти для американской промышленности. С 2017 г. Aramco купила нефтеперерабатывающий завод в техасском городе Порт-Артур, куда поставляется порядка 30% импортируемой нефти из Саудовской Аравии (порядка 900 тыс. баррелей в сутки).
Иранские власти требуют не только отменить санкции США, но и предоставить исламской республике кредит в размере 15 млрд долл. в обмен на возвращение к исполнению условий ядерной сделки. После того как США вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий, Иран увеличил процент обогащения урана и разморозил ядерную программу. Трамп считает, что перспектива отмены санкций и предоставления денег Ирану будет зависеть от результатов переговоров. По сведениям бывшего советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона, администрация готова смягчить санкции, чтобы поспособствовать переговорному процессу с Ираном. Трамп хочет добиться от Роухани согласия заключить новую сделку и демонтировать ядерные объекты в Иране, отказаться от баллистических ракет, вывести подразделения Корпуса стражей исламской революции из Сирии и прекратить спонсировать шиитские вооруженные группировки, в том числе "Ансар Аллах" в Йемене.
Теракт хуситов на территории регионального союзника США на Ближнем Востоке - это предупреждение Трампу перед переговорами с Роухани. Тегеран дает понять Вашингтону, что будет продолжать подрывать нефтяную отрасль Саудовской Аравии, создавать препятствия для поставок нефти в США, в страны-члены Евросоюза, Южную Корею и Японию до тех пор, пока не будут отменены санкции. Иран выполнял условия ядерной сделки, пока США сами не отказались в ней участвовать. Удары по нефтеперерабатывающим заводам Aramco - это протест против последнего пакета санкций, которые предусматривают ограничительные меры в адрес стран, принимающих иранские танкеры с нефтью. Иранцы хотят, чтобы США не мешали их экспансии на Ближнем Востоке. Штаты оказывают поддержку Саудовской Аравии в вооруженном конфликте с йеменскими хуситами, передают разведданные.
Ядерный скандал Нетаньяху: Клин в переговорах Ирана и США
Теракт хуситов на объектах фирмы Aramco - это плевок Ирана в лицо новому министру энергетики Саудовской Аравии принцу Абдулазизу бин Салману. На последнем заседании ОПЕК+ (страны-участницы и Россия) он договорился с министром энергетики РФ Александром Новаком о сокращении добычи нефти, дабы поспособствовать росту мировых цен на нефть. Абдулазиз бин Салман нацелен устранить разногласия с другими участниками ОПЕК, включая соседние Кувейт, ОАЭ, Оман. В условиях растущих госрасходов королевства рост цен на нефть отвечает интересам Эр-Рияда. Неудивительно, почему саудовский король поставил на ответственный пост одного из своих сыновей вместо Халида аль Фалиха, при котором Саудовская Аравия сократила добычу до 500 тыс. баррелей в сутки, чего было недостаточно.
Не имея возможности из-за санкций свободно конкурировать с Саудовской Аравией на нефтяном рынке, Иран действует по принципу собаки на сене. С помощью теракта он рассчитывает спровоцировать резкий скачок мировых цен на нефть и повлиять на сокращения объемов закупок на этом фоне. Сотрудник консалтинговой фирмы Rapidan consultancy Боб Макнелли считает, что чрезмерное увеличение цен на нефть может привести к негативным последствиям, поскольку ремонт нефтеперерабатывающего завода в Абкайку может занять месяцы. Aramco пришлось временно сократить добычу нефти почти на 6 млн баррелей в сутки, пока не будет восстановлена работа предприятий. Теракт хуситов в очередной раз демонстрирует уязвимость мирового рынка нефти от провокаций Ирана и спонсируемых им экстремистских группировок.
Дональд Трамп вышел из ядерной сделки с Ираном и очень критично отзывается о режиме аятолл
Теракт хуситов рассчитан на то, чтобы сорвать планы правительства Саудовской Аравии по продаже 5% акций госкомпании Aramco. Для начала было принято решение продать 1% акций. По мнению наследного принца Мухаммеда бин Салмана, стоимость Aramco составляет 2 трлн долл. Ожидалось, что к 2021 г. благодаря продаже акций Aramco Саудовская Аравия могла пополнить госбюджет на 50-100 млрд долл. Своим терактом хуситы наглядно продемонстрировали, с какими рисками могут столкнуться потенциальные инвесторы. Из-за рисков со стороны хуситов покупатели акций могут требовать снижения на них цены. Поэтому правительство Саудовской Аравии может не получить ожидаемого экономического эффекта от продажи небольшого количества акций Aramco. Иранцы дают понять арабским конкурентам, что не дадут им плодотворно работать до тех пор, пока будут действовать американские санкции, а войска Саудовской Аравии не покинут Йемен.
Наследие Болтона
До конца не понятно, как США и Саудовская Аравия собираются реагировать на непрекращающиеся провокации Ирана и политику шантажа. Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман позвонил Трампу после теракта хуситов в надежде на помощь со стороны главного военно-политического партнера. Однако американский президент ограничился заявлением о готовности сотрудничать с Саудовской Аравией в области безопасности, о том, что деятельность хуситов приносит ущерб мировой экономике и США. Хозяин Овального кабинета отличается непредсказуемостью. В частности, после недавнего теракта в Кабуле, который унес жизни 12 человек, включая американского военного, Трамп отложил переговоры с экстремистским движением "Талибан" о мирном урегулировании в Афганистане и выводе вооруженного контингента США. Если исходить из логики Трампа, то не исключена отмена встречи с Роухани на полях Генассамблеи ООН.
В данной ситуации сдержанная реакция Трампа выглядит как слабость и страх президента предпринимать рискованные военные авантюры. Трамп ведет себя как нерешительный бюрократ, готовый отказать в помощи региональному партнеру из опасений роста критики в свой адрес и антивоенных настроений в американском обществе в канун президентских выборов 2020 г. Трамп даже отправил в отставку своего советника по национальной безопасности Джона Болтона накануне переговоров с иранским президентом. Болтон неоднократно предлагал провести военную операцию в Иране и уничтожить ядерные объекты исламской республики в ходе ракетно-бомбовых ударов. Как показали недавние события, сторонники жесткого ответа Ирану есть и в Конгрессе США. Сенатор-республиканец Линдси Грэм предложил рассмотреть вариант бомбардировки нефтеперерабатывающих заводов на территории Ирана, если режим аятолл продолжит провокации и будет увеличивать обогащение урана.
Недавнюю атаку на нефтеперерабатывающие заводы Aramco можно сравнить с действиями иракских военных после оккупации Кувейта в 1990 г. Они вели огонь из артиллерии по резервуарам с нефтью, поджигали местные нефтеперерабатывающие заводы. В отличие от Трампа, администрация президента Джорджа Буша-младшего действовала более решительно, о чем говорит проведение военных операций "Щит пустыни" и "Буря пустыни", в результате которых удалось выбить иракские войска из Кувейта. Ответные авиаудары США и Саудовской Аравии по нефтеперерабатывающим заводам в Иране, а также по позициям хуситов в Йемене могли бы оказать отрезвляющий эффект на режим аятолл, дать понять, что провокациями они не добьются желаемых уступок, а лишь повысят градус напряженности на Ближнем Востоке.
Во всяком случае, именно так американцы вместе с британцами и французами действовали в Сирии в апреле 2018 г. Они нанесли ракетно-бомбовые удары по объектам химической промышленности в ответ на применение войсками Башара Асада запрещенного химического оружия против сирийской оппозиции. Опасения насчет того, что Иран и подконтрольные шиитские организации в ближневосточных странах начнут хаотично наносить ракетные удары по близлежащим американским базам и объектам инфраструктуры, могут не оправдаться. Тегеран скорее запугивает международное сообщество провокациями локального масштаба. Однако это не значит, что он готов к большой затяжной войне с США, арабскими странами и Израилем, которая никому не выгодна из-за перебоев с поставками нефти на мировой рынок.
Георгий Кухалейшвили
политолог-международник