В ходе недавнего Московского финансового форума, министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что он не считает реалистичным сценарий серьезного ослабления рубля.
Он уверенно сказал, что «не видит ни одной долгосрочной причины, чтобы произошло серьезное ослабление рубля и кардинальный структурный сдвиг».
Он признал, что есть текущая волатильность, но также пояснил, что «рубль сейчас не одна из самых слабых валют». В качестве примера валют, которые значительно слабее рубля, Орешкин привел турецкую лиру, аргентинский песо, южноафриканский рэнд, бразильский реал и индийскую рупию. «Ситуация там гораздо хуже, и проблемы там носят структурный характер. В России понятно, что есть санкционная история, которая добавляет нервозности инвесторам, есть волатильность, которая носит абсолютно краткосрочный характер».
Нам, с одной стороны, это мнение стоит уважать, оно логичное. К сожалению, министр недооценивает ситуацию с рублем, которая не зависит сейчас от справедливых экономических показателей России. Где рубль сейчас по отношению к доллару и евро и где он будет к концу года полностью зависит от того, что произойдет с другими валютами в развивающихся странах, которые перечислил М. Орешкин.
Давайте посмотрим на факты. Турецкая лира и аргентинский песо упали на 30% против доллара только за последний месяц. Южноафриканский рэнд потерял 15% и бразильский реал просел на 9%. Рубль по отношению к этим валютам показал себя более уверенным за последний месяц, потеряв только 6%. Однако нам нечем гордиться, так как рубль сейчас на 22% слабее доллара по сравнению с началом 2018г.
Но главное - это не соревноваться, кто более слабый, а понять, что развивающиеся рынки и их валюты исторически двигаются в тандеме, одна валюта «заражает слабостью» другую, и это происходит несмотря на то, что проблемы в разных странах могут носить индивидуальный структурный характер. Причина того, что валюты развивающихся стран падают и растут вместе заключается в притоке и оттоке капитала со стороны крупных портфельных инвесторов.
Когда турецкая лира падает по внутренним экономическим причинам, глобальные инвестиционные фонды начинают продавать корпоративные и суверенные ценные бумаги (акции и облигации) всего блока развивающихся стран. Ценные бумаги этих стран, как правило, номинированы в местных валютах, и массивные продажи этих инструментов глобальными фондами ставят местные валюты под давление. Тут ничего не поделаешь и нельзя спастись. Поэтому в последний месяц мы видим все валюты развивающихся стран слабыми.
Так что давайте примем высказывания МинЭкономРазвития М. Орешкина о стабильном рубле как надежду, как должное от чиновника а не как прогноз.