155 лет назад 30 ноября 1858 года родился главный брянский архитектор рубежа XIX-XX веков Николай Андреевич Лебедев.
Изучением биографии Николая Андреевича в конце 1980-х годов начал заниматься другой известный брянский архитектор - Василий Николаевич Городков, а продолжил его сын Александр Городков.
Неоценимую помощь в исследовании творчества Николая Лебедева оказал его внучатый племянник Е. Л. Лебедев.
![](http://ic.pics.livejournal.com/biblus/31895692/162564/162564_300.png)
В 2012 году в газете «Брянский проект» был опубликован цикл статей, посвященных архитекторам Брянска, создававшим облик нашего города. В одной из них рассказано о жизни и творчестве Николая Андреевича Лебедева.
«Николай Лебедев родился в семье священника в с. Курдюм Саратовской губернии. По окончании курса в Саратовском духовном училище в августе 1873 года Николай поступает в Саратовскую духовную семинарию. Однако вскоре решает продолжить образование в Академии Художеств. По вдохновению родственника - известного художника портретиста и иконописца, академика Академии Художеств Л. С. Игорева, он отправляется в Петербург. В столице ожидают его месяцы усиленной работы.
Нет сомнения, что первые художественные опыты будущего архитектора направлялись опытной рукой профессора портретной живописи, дядей Лебедева - Л. С. Игоревым. В 1880- е годы Л. С. Игорев известный живописец, автор многих портретов известных людей, росписей около 20 храмов в С.-Петербурге, Саратове, Костроме, Сестрорецке, Пекине. Дядя принимает заботливое участие в обустройстве жизни племянника в столице. Николай проживает в Петербурге и готовится к поступлению в Академию на квартире Л. С. Игорева.
Под руководством опытного наставника он готовится держать экзамен в Императорскую Академию Художеств. Осенью 1881 года подает прошение допустить его к художественному экзамену и принять в число вольнослушающих Академии по архитектуре. А в тот же день, но уже 1888 года, он окончил с успехом Императорскую Академию Художеств. За хорошие познания в архитектуре, доказанные исполнением конкурсной программы «Проект вокзала близ города при приморских купаниях на Черном море», Н. А. Лебедев удостоен звания Классного художника архитектуры второй степени с присвоенным ему правом на чин 12 класса и с предоставлением производить постройки.
В декабре 1891 года департамент общих дел уведомляет, что приказом по военному ведомству от 6 октября 1891 года классный художник архитектуры второй степени Лебедев назначен в Брянский арсенал артиллерийским чиновником, с утверждением в чине губернского секретаря.
Незадолго до его приезда (что вероятно и послужило причиной его назначения) на «Арсенале» случился большой пожар, уничтоживший многие из построек этого древнейшего промышленного предприятия города. Архитектор пришелся весьма ко двору. Его сразу же втянула в себя большая работа. Он участвует в постройке наиболее крупных цехов на местах сгоревших.
Архитектура построек Н. А. Лебедева подтверждает несомненный талант их создателя, его глубокое понимание национальных традиций русского зодчества, высокое композиционное и градостроительное мастерство и умение быть логичным и последовательным в создании своих произведений.
Характерной чертой ново-русского стиля, в котором предстояло работать Лебедеву, являются богатство древнерусского орнамента, попытки достичь живописности, узорности путем использования декоративных форм XVII века, выполняемых в кирпиче, камне, с применением изразцов. Достоинством этого направления является развитие до высокого уровня техники кирпичной декоративной кладки, детальная разработка декора каменных зданий. Работая в русле ново-русской архитектуры, архитектор Лебедев для каждого здания находит свое, присущее только ему образное решение. Осмотр построек лучше всего начать со здания торгово-ремесленного училища, построенного Павлом Могилевцевым по проекту Н. А. Лебедева. (прим. - в других источниках это здание называют Торговой школой) Весьма существенна роль этого здания в общей панораме города. Являясь красочным акцентом прибрежной, нижней части этой панорамы, оно соединяет ее с архитектурным венцом памятников нагорного плато. Можно только пожалеть об утрате высокого шатра центральной части здания училища, так удачно гармонировавшего с шатрами и куполами двух Спасо-Гробовских церквей, возвышавшихся над ним на вершине взгорья.
В 1904 году закончена строительством по проекту Н. А. Лебедева Спасо-Гробовская церковь. Церковь имеет своеобразный, расширенный в боковые стороны двумя полукруглыми выступами квадратный план. Центральная глава поднята высоким шатром двенадцатигранного светового барабана над угловыми главами и главой колокольни. Внешняя отделка весьма декоративна. Нарядность достигнута обилием членений, обрамлений и различных деталей. Фасады украшены кирпичным орнаментом, кокошниками, аркадами, ширинками и балясинами.
Не менее важным для исторического архитектурного ландшафта города является здание женской гимназии на площади К. Маркса, также построенное Павлом Могилевцевым. Оно возведено в 1907 году по проекту Н. А. Лебедева и во внешнем виде сохранилось полностью - утрачен лишь балкон над угловым входом. Этот памятник и сегодня восхищает своим нарядным образом, высоким мастерством каменных дел мастеров.
В ряду лучших построек Н. А. Лебедева в Брянске стоял родильный приют, располагавшийся на углу улиц Луначарского и Горького. Однако это здание не сохранилось. Очень интересной интерпретацией ново-русского стиля является двухэтажное здание аптеки в Бежице (ныне здание городской библиотеки им. Проскурина), построенное по проекту архитектора Лебедева. Фасады здания богато декорированы деталями, заимствованными из древнерусской архитектуры с творческой переработкой. На фоне красно-кирпичного поля все архитектурные узоры, выполненные из светлого кирпича, создают жизнерадостный и весьма нарядный образ здания еще и теперь украшающий улицу. По задумке архитектора здание было украшено шатровыми завершениями, придававшими его облику объемную законченность и остроту.
По свидетельству Я. Д. Соколова, дошедший до нас каменный храм в селе Страшевичи был построен по утвержденному строительным комитетом проекту Н. А. Лебедева на средства прихожан, под наблюдением попечителей из крестьян, местными брянскими и почепскими мастерами в 1905 году. Эти мастера продемонстрировали в своем произведении настоящее искусство кирпичной кладки довольно сложного оформления внешней архитектуры храма. Формы, заимствованные из архитектуры Московского барокко конца XVII века, но несколько «переосвоенные» архитектором и примененные в духе новорусского стиля, придают большую нарядность зданию.
В академии художеств Н. А. Лебедев получил отличную подготовку по «архитектуре и ордерам», как сказано в академическом аттестате, глубоко изучил историю архитектуры и был великолепным стилистом, что проявилось на его постройках в Брянске. Еще лежит и ныне в развалинах фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» на территории Петропавловского монастыря, сочиненный архитектором в 1909 году и бездумно разрушенный в наше время. Архитектура небольшой постройки - это романтическая улыбка мастера, подаренная городу в виде изящной «готической» стилизации сени над скульптурой фонтана.
В 1910-20 гг. архитектор продолжал интенсивно работать. В этот период строится монастырская больница в Петропавловском монастыре - здание скромной архитектуры, полностью подчиненное ансамблю монастыря. В 1914 г. Н. А. Лебедев принимает участие в создании памятника Павлу Могилевцеву.
Постройки архитектора Лебедева, созданные более чем за четверть века плодотворной деятельности в Брянске, закрепляли на особо важных местах регулярный план, по которому он строился с начала XIX века, монументальными красивыми зданиями, обогатившими историческое лицо города. Они явились важным этапом становления города на рубеже XIX и XX веков, способствовали дальнейшему развитию градостроительства в 1920-30-е и послевоенные годы. Теперь они вполне оправданно являются памятниками архитектуры.
Кроме проектной и строительной практики, Н. А. Лебедев продолжал заниматься общественной деятельностью в Брянске. Он был членом Городской думы, ведал учебными заведениями города.
В 1918 году «Арсенал», в связи с движением на Москву белогвардейских войск, был эвакуирован в Нижний Новгород (завод «Красный гвоздильщик»), с ним эвакуировался и подполковник инженерной службы архитектор Н. А. Лебедев. В 1922 году завод возвратился в Брянск. До середины 1920-х годов архитектор продолжал работу на «Арсенале». Город по-прежнему поручает ему проектные работы. Последней крупной работой архитектора для города явился проект Дома Советов. Однако осуществить эту постройку в те годы не удалось.
Для исследователей творчества архитектора остается актуальной задача поиска фактических данных об авторстве Н. А. Лебедева в отношении тех или иных построек. По вновь найденным материалам стало известно об авторстве Н. А. Лебедева в отношении постройки церковно-приходской школы в Фошне и храма в селе Токареве. Однако эти объекты остаются не изученными. К сожалению, не обнаружено данных, подтверждающих авторство архитектора в отношении Духовно-нравственной библиотеки (не сохранилось) у Новопокровского собора в Брянске, заводской бани в Бежицком районе. Известно, что строительная практика мастера охватывала и другие районы губернии, в т.ч. и г. Орел. Но попытки выяснить, что именно удалось построить Н. А. Лебедеву в Орле, пока остаются неудачными.
Постройки архитектора Лебедева, созданные более чем за четверть века плодотворной деятельности в Брянске, закрепляли на особо важных местах регулярный план, по которому он строился с начала XIX века, монументальными красивыми зданиями, обогатившими историческое лицо города. Они явились важным этапом становления города на рубеже XIX и XX веков, способствовали дальнейшему развитию градостроительства в 1920-30-е и послевоенные годы.
Последние годы жизни Н. А. Лебедев посвятил преподавательской работе в строительном техникуме. Вел курсы архитектуры, строительного черчения и рисования. Его сердце остановилось, когда он собрался на занятия в первый день нового учебного года в сентябре 1933 г. Деревянный двухэтажный дом архитектора на улице Никольской пережил своего хозяина и строителя почти на полвека. В доме была большая библиотека, личный архитектурный архив мастера. В годы войны эти ценности исчезли. Как исчезла и могила его на ликвидированном в 1950 г. кладбище Володарского района. Так жизнь уносит многое... Но память о зодчем, посвятившем свое творчество городу, не должна покинуть его.
А. Городков
«Брянский проект», № 3, 2012 год.
Фото Н. А. Лебедева из книги "Старый город. Новый Брянск"
Известные брянские проекты архитектора Н. А. Лебедева
1. Комплекс зданий цехов для Брянского завода "Арсенал): Литейный дом (1891-1892), Орудийный цех (1892-1893), Сборочный цех (1896), Водонапорная башня (около 1895), Столярный цех (около 1896), вспомогательные сооружения. Здания почти не сохранились.
2. Мужская казенная гимназия (1900 г., ул. Калинина, 66)
3. Торговая школа (1902 г., ул. Калинина, 177)
4. Женское ремесленное училище (1908 г., ул. Калинина, 223)
5. Женская гимназия (1907 г., пл. К. Маркса, 1)
6. Спасо-Гробовская церковь (1904 г.)
7. Родильный приют (1904 г., угол ул. Горького и Луначарского, здание не сохранилось)
8. Фонтан "Самсон" (1909 г., не сохранился)
9. Памятник П. С. Могилевцеву (1915 г., не сохранился)
8. Жилой дом с аптекой (1908 г., Бежица, ул. III Интернационала, 21)
9. Благотворительный приют (1911 г., Бежица, возле ж/д станции "Красный Профинтерн)
10. Детский приют (1904-1905 гг., Бежица, ул. Комсомольская, 10)
По каждому из проектов будет отдельный пост.
UPD В датах рождения и смерти Н. А. Лебедева обнаружилось расхождение в разных источниках. Так, в Википедии указана дата рождения 30 ноября 1858 года. Возможно, оттуда и взяли информацию составители "Календаря знаменательных и памятных дат по Брянской области на 2013 год". А. В. Городков в брошюре "Архитектор Н. А. Лебедев и его творческое наследие в Брянском крае" указывает дату 13 ноября 1858 года. Точной даты смерти архитектора Александр Городков не называет, указано лишь, что Лебедев скончался в сентябре 1933 года. Этот же год указан и в Википедии. В книге же "Старый город. Новый Брянск" написано, что Николай Лебедев умер 29 сентября 1932 года.